Конспект урока по окружающему миру в 4 классе Жизнь пресного водоёма


Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Куценко Татьяна Дмитриевна.
Предмет «Окружающий мир»
Класс 4
Тема урока «Жизнь пресного водоёма» с использованием технологии «Развитие критического мышления» через чтение.
Цель урока:
-сформировать представление учащихся о пресном водоеме, как о природном сообществе.
Задачи:
1. Образовательные:
-создать условия для формирования у учащихся представлений о жизни пресного водоема,
-познакомить с разнообразием обитателей пресного водоема;
2.Развивающие:
-развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительные операции сравнения, сопоставления,
-развивать психологические процессы: память, воображение, внимание,
-развивать умение работать с дополнительными источниками информации и применять в работе полученные знания;
-развивать умение работать в малой группе, вести диалог, развивая таким образом
коммуникативные способности детей;
3.Воспитательные:
-учить детей видеть красоту родной природы,
-воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы,
-воспитывать чувство взаимопомощи, толерантности.
Оборудование:
1.Учебник (А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Мир вокруг нас», Москва «Просвещение»)
2.Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас».
3. Атлас «Зеленые страницы».
4. картинки животных и растений водоемов.
5.Карточки для проверки знаний; тестовый лист, ключ к тесту.
6.Сигнальные карточки; жетоны.
7. Аудиомузыка «Малыш и птички»
8. артина «Пруд»
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)
I.Организационный момент
Цели для учащихся:
настроиться на активную работу;
Цели и задачи для учителя:
создать на уроке благоприятную рабочую атмосферу; включить всех обучающихся в работу; мотивация учебной деятельности.
Методы организации работы: стихотворение.
Учитель:
Прозвенел весёлый звонок.Мы начинаем наш урок.Любознательные в классе детиОбо всём хотят узнать на свете.
Мы узнали про леса,
Про широкие луга,
Поговорим про них опять,
Чтоб заработать себе «5».
ДА
5 баллов из 5 баллов
II.Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цели для учащихся:
Вспомнить материал прошлого урока. Формировать навыки самоконтроля.
Цели и задачи для учителя:
Настроить учащихся на выполнение теста по изученной теме «Растения луга» и проверочной работы «Животные луга»
Проверить объективно знания учащихся. Смотивировать на активное восприятие нового материала; связать этапы.
Метод контроля:
Тест, карточки.
Методы организации работы:
самопроверка
проблемно-поисковый, наглядный.
Критерии достижения целей и поставленных задач:
Успешные результаты работы учащихся.
Методы организации совместной деятельности:
Групповая и индивидуальная работа.
Методы мотивирования учебной активности учащихся (стимулирования):
Смена видов деятельности. Зарабатывание жетонов за верные ответы.
1.Письменная работа: тест.
Учитель: - Приготовили ручки, на работу с тестом даю 5 минут. «Скажите себе такие слова «Я всё знаю, всё вспомню и напишу.» Если что-то забыли, то это задание оставьте, вернётесь к нему позже.
( приложение №1 Тест на повторение домашнего задания «Растения луга».)
Проверка теста по ключу.
2.Групповая работа.
Второе задание: «Животные луга» ( Приложение №1 картинки с животными)
Учитель: - Вы должны выбрать животных живущих на лугу.
-Какие животные остались? Где живут эти животные?
Учитель: Подведем итоги по проверке домашнего задания. Как справились с тестом? Получите свои жетоны.
Как справились с выбором животных? Как вы себя оцените за это выполненное задание? Получите жетоны.
Давайте перенесем оставшихся животных к водоему.

- Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода.
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.
К нему ближе подойдем
Это пресный водоем.
Учитель: -Какой изображен водоем?
Ученик: -Я думаю, что это болото или пруд.
Учитель: Докажите, что это пруд.
Ученик: Это не река. У реки есть течение.
ДА
5 баллов из 5 баллов
III. Вызов.
Постановка учебной цели перед учащимися.
Ведут частично-поисковую работу. Самостоятельное осмысление нового материала, заполнение таблиц. Высказывание предложений, формулирование цели; совершенствовать умение работать с текстовыми источниками; совершенствовать умение слушать и слышать одноклассников в процессе выполнения коллективного задания, умения договариваться и представлять результаты работы группы;
Определение целей и задач для учителя;
Введение в тему урока; подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
(при помощи дополнительных вопросов, если будут затруднения ); организовать проблемно-поисковую работу. Изложить основные положения нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; развивать навык самостоятельной работы; развивать познавательные процессы, умение вести диалог,
Формы и методы изложения учебного материала;
устный опрос, беседа.

Формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся:
Совместная деятельность: временная работа в группе из трёх человек; работа с книгой в форме самостоятельной работы. Виды работы: работа с текстом, заполнение таблиц,
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому учебному материалу: уровень сообщения.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся
Для стимулирования учебной активности использую метод эмоционального стимулирования (прием создания ситуации успеха). Данный материал изучать небольшими порциями, следуя четко по плану; метод поощрения.
Критерии достижения целей:
оценивание верных, полных ответов учащихся.
1. Постановка проблемы.
- Давайте сформулируем тему урока!
На доске и в тетрадях тема «Жизнь пресного водоема». ( Открываю тему.)
2. Постановка целей и задач.
Учитель: - Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?
Чему должны научиться на нашем уроке?
Что будем доказывать?
(Запись на доске дополняется.Узнать…
Научиться..Доказать ..
Ученики: Узнать о разнообразие животного и растительного мира,
научиться составлять цепи питания,
доказать , что водоём – природное сообщество).
3. Составление кластера
(При затруднении учитель наводящими вопросами помогает сформулировать пункты кластера.)
Учитель: Нам нужно составить план изучения.
Подумайте, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения водоема?
/
Составляется кластер /
-Водоемы
-Особенности растительного мира
-Особенности животного мира
-Сообщества
-Деятельность человека
-Экологические проблемы и охрана природа
Учитель: Молодцы! На какие вопросы вы уже можете ответить? (Выслушивает предположения детей и подводит итог.)
IV Фаза: Осмысление содержания.
Постановка учебной цели перед учащимися.
Ведут частично – поисковую работу. Самостоятельное осмысление нового материала, заполнение таблиц, совершенствовать умение работать с текстовыми источниками; совершенствовать умение слушать и слышать одноклассников в процессе выполнения коллективного задания, умения договариваться и представлять результаты работы группы;
Определение целей и задач для учителя;
Организовать проблемно-поисковую работу. Изложить основные положения нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; развивать навык самостоятельной работы; развивать познавательные процессы, умение вести диалог,
Формы и методы изложения учебного материала;
Фронтальный, устный опрос, беседа, наглядный.
Формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся.
Совместная деятельность: временная работа в группе из трёх человек.
работа с книгой в форме самостоятельной работы. Виды работы: работа с текстом, заполнение таблиц; заполнение таблицы «Животные» в форме соревнования.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому учебному материалу; уровень сообщения.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся
Для стимулирования учебной активности использую метод эмоционального стимулирования (прием создания ситуации успеха). Данный материал изучать небольшими порциями, следуя четко по плану; метод поощрения.
Зарабатывание жетонов.
Критерии достижения целей:
оценивание верных, полных ответов учащихся.
Заполнение таблицы (написана на доске)
«V»- то, что знаю
«+» - новая информация « - » - думал иначе « ? » - есть вопросы
(Что хотели бы узнать?)
Учитель предлагает каждому учащемуся ознакомиться с текстом «Разнообразие жизни в водоеме» (учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 4 класса, часть 1, поставив в ходе чтения знаки: Учитель: Сейчас предлагаю вам заполнить эту таблицу. Для начала читаете текст, делая соответствующие пометки на полях или над предложением. После вашей поисковой работы нам предстоит заполнить общую таблицу. Выслушав каждого, в колонки запишем ключевые слова.
На работу с текстом даю 10 минут. Если вопросов нет, то приступайте к работе.
Поисковая работа учащихся: самостоятельное чтение с пометками в тексте.
Учитель: - Работу заканчиваем.
Сейчас полученную информацию будем приводить в порядок. По плану мы должны рассказывать про особенности растительного мира. Заполняем таблицу на доске.

(Учитель в таблице фиксирует все ответы учащихся в виде ключевых слов.)
Учитель: - Расскажите, что вам было уже известно о растениях?
Ученики: Мы знали, что в пруду растут кувшинки, водоросли. Растения служат для животных пищей и домом.
Учитель: -А теперь работаем с третьей колонкой. Какие у вас были раньше представления о растениях?
Работаем с 4й колонкой. Чтобы вы хотели ещё узнать про растения?
Заполнение таблицы «Названия растений».
Плавающие на поверхностиПод водой Под водой только нижняя часть
Учитель: Все растения водоема можно распределить по группам. Как вы думаете, на какие?
Нам опять предстоит заполнение таблицы. Предлагаю каждому из вас взять по одной колонке. Кто какую выберет?
Ещё раз обратите внимание на пруд. Почему пруд имеет такой зеленоватый цвет?
Ответ: В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок.
- Сначала попробуйте сами заполнить таблицу, а потом сделаем взаимопроверку. Расскажу вам дополнительную информацию.
Подведение итогов: ( зарабатывание жетонов за проделанную работу).
Учитель: ( учитель раскладывает заранее иллюстрации)
Выберите каждый свое растение и прикрепите к пруду.
4.Работа с иллюстрациями и гербарием. ( дается информация для детей. Каждый определяет свое растение, иллюстрацию крепит на картину «Пруд»)
Ряска. Это крошечное растение, плавающее на поверхности воды.
Другое растение – водокрас.
Эти растения плавают на поверхности, размножаясь очень быстро, корнями ко дну не прикрепляются.
Учитель: - расскажите о следующей группе растений?
Ученики: На берегу растут рогоз, камыш, тростник, стрелолист своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой.
Учитель: - Не все люди различают эти растения. Найдите в атласе «От земли до неба» рогоз, камыш, тростник, вам нужно их внимательно рассмотреть и научиться их различать.
-Теперь я даю вам иллюстрации этих растений. Кто покажет мне рогоз? Камыш? Тростник?

- Молодцы! За правильный ответ получаете по жетону.
Рассмотрите листья у этого растения. На что они похожи?
Листья похожи на стрелы с большими широкими наконечниками.
Из-за этого сходства растение и назвали «стрелолист». В высоту растение достигает одного метра.
-Учитель: А что вы расскажите про эти растения?
кувшинка кубышкаУченики: - Корни кувшинки и кубышки находятся на дне, а их широкие листья плавают на поверхности водоема.
Учитель: Цветки у белой кувшинки чисто белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают рано утром на поверхность и раскрываются.
Чтобы цветки не переохлаждались на ночном воздухе, к вечеру распустившиеся бутоны закрываются, а иногда и совсем опускаются в более теплую, чем ночной воздух, воду. Так цветы оберегают созревающую пыльцу!
Учитель: - На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекарственное растение
запоминается тем, что его семена - колючки, цепляются за одежду.

Это сусак зонтичный (показ гербария).

Рдест не имеет листиков на поверхности. Всё растение, кроме колоска, погружено в воду.
Элодея тоже плавает в толще воды.
Учитель: Какие еще растения нашли в атласе?
Ученики: Пушица, росянка, телорез, ежеголовник.
Витя дома готовит информацию про эти растения.
Учитель: - Как вы думаете, почему дали им такие названия?
(учитель показывает иллюстрации растений, гербарий некоторых растений)
Учитель: Какую роль выполняют растения в водоеме?
Учащиеся:
- растения вырабатывают кислород,
-являются домом для животных и пищей.
(Оценивание: получение жетонов. )ДА
5 баллов из 5 баллов
IV.Физкультминутка
Цель для учащихся: Снять усталость;
Цели для учителя: закрепить знания об особенностях кувшинки;
( под медленную музыку «Малыш и птицы»)
Сделаем небольшую разминку, изобразим растения. Сели, обняли себя и под медленную музыку начинаем расти. Солнышко встает, в ближайшем лесу поют с утра птицы. Хорошо вокруг. Начинает распускаться кувшинка, ( дети медленно приподнимаются и раскрывают руки через стороны). Ветерок подул и закачал высокие растения, слышно только шуршание. К вечеру цветок закрывает свои лепестки и уходит под воду.
ДА
5 баллов из 5 баллов
V.Продолжение работы над новой темой
1.Изучение особенностей животных. (Коллективная работа.)
Учитель: Для многих животных пресные водоёмы – это среда обитания, где они живут.
Для других водоёмы и побережья – места, в которых они находят обильный корм и надёжные убежища.
А некоторые животные используют водоёмы в основном как места размножения.
Что вам известно о животных?
Заполнение таблицы
«V»- то, что знаю
«+» - новая информация « - » - думал иначе « ? » - есть вопросы
(Что хотели бы узнать?)
(Дети рассказывают о прочитанных животных. Учитель так же записывает высказывания учащихся при помощи ключевых слов)Учитель:
- Изучать животных будем при помощи таблицы «Животные водоема»
Приложение №
Птицы Млекопитающие Живут на растениях Обитают в толще воды На поверхности воды
2.Игра «Назови животное».
Учитель: Даю вам веер состоящий из карточек с названиями животных. Вытягиваю одну из них, читаете название, клеите в таблицу в нужную колонку. Затем ищете фотографию этого животного и клеите на картину «Пруд».
Итак, наша задача какая?
Учащиеся: -Заселить пруд животными. Заполнить таблицу. Узнать про особенности животных.
- клопы-водомерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут.
Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.
-Жуки-плавунцы – хищники,
-Растительноядные головастики лягушек и жаб.
-Карась питается растениями, личинками насекомых.
- Щука-хищница.
- речные раки, они кормятся остатками мертвых животных.
- двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной. Они всасывают и попускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие существа.
- На водных растениях живут другие моллюски – растительноядные улитки прудовик и катушка.
Жизнь многих птиц, например уток и цапель, связана с водоемами.
Живут у воды и млекопитающие:
бобр, ондатра, водяная крыса, выдра.
3.Закрепление. (проходит в форме загадок)
Учитель: - Продолжим наш разговор об обитателях водоема. Попробуйте угадать загадки. ( Отгадки сопровождаются показом картинок с изображением этих животных.)
Ползает наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней.
(Рак.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыбы.)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука.)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине?
(Улитка.)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-Спотыкалочку.
(Утка.)
Учитель: Познакомиться со всеми обитателями водоема сегодня мы просто не успеем. Это вы сможете сделать на внеклассном занятии. Интересные рассказы есть в книгах «Великан на поляне» и «Зеленые страницы».( показать им энциклопедии)
- Как же эти животные приспособились к жизни в воде?
Учащиеся: - Обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.
Учитель: А сейчас подведем итоги по изучению животных водоемов. Получите свои жетоны и приготовились к путешествию на водоем. Хотите побывать в роли животного?
ДА
5 баллов из 5 баллов
VI.Физкультминутка
Цель для учащихся: предупредить преждевременное наступление утомления и снятия у них мышечного напряжения.
Цель для учителя: развитие внимания, закрепит особенности животных водоемов.
Учитель: -Я говорю название животного, а вы пытаетесь его изобразить. У кого получиться лучше? .Работаем активно.
Учитель: - Рыба, рак, клоп-водомерка, стрекоза, лягушка, цапля.
ДА
5 баллов из 5 баллов
VII. продолжение изучения темы:
Цели для учащихся: доказать. Что водоем – это сообщество, научиться составлять цепи питания, выявить экологическую проблему.
Цели для учителя: Проверка усвоения изученного материала, осознание обучающимися степени овладения новыми знаниями; развитие у учащихся познавательной активности, внимательности ; формирование коммуникативной компетенции,.На этом этапе урока учащиеся должны доказать, что водоем – это сообщество.
Уметь составлять цепи питания. Для достижения этой цели используются методы получения новых знаний: рассказ, беседа, работа с книгой, организация наблюдения.
Используется метод организации взаимодействия учащихся с целью создать временную работу в группе по обмену идей.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к учебному материалу - заинтересованность в поиске заданного материала; слаженность в работе группы.
Методы контроля: самопроверка, взаимопроверка, диагностика знаний
Методы организации работы: проблемно-поисковый, информационно-рецептивный.
использование проблемных вопросов и заданий, рассказ учителя с элементами беседы, составление результативных карт, работа с учебником и историческими источниками, взаимоконтроль при представлении результатов работы группы.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: смена видов деятельности, создание условий для личностной самореализации учащихся через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха; поощрение и порицание в обучении;
Учитель наблюдает за действиями учащихся и фиксирует тех, у кого она не получается. Учитель может помогать учащимся, спрашивая, как они выполнили очередной этап и как понимают изучаемые вопросы.
Работа по тетради:
Учитель: Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема.
Учащиеся: Они живут сообща. Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растениями питаются многие животные. Головастики питаются водорослями, а утка питается головастиками.
Учитель: Составьте цепь питания при помощи картинок.
Дети составляют :
Растения головастики утки
Учитель: Какой из этого можно сделать вывод?
Учащиеся: Пресный водоем - это природное сообщество.
Дома в своей тетради составьте другие цепи питания на стр.66 №6.
2. Деятельность человека.
Учитель:
- Что вам известно о вмешательстве человека? Прочитайте об этом в учебнике.
Ученики:
- Отлов рыбы привел к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.)Учитель:
- Чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось, что нужно сделать? Посовещайтесь немного и свои идеи выдвигайте.
Учащиеся:
- Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек – а то будет много комаров и мошек.
Учитель:
- Посмотрите на картину «Пруд». Какие с ней произошли изменения? ( если сравнить с началом урока).
Теперь я всё это сообщество закрываю, и приготовьтесь к проверочной работе.
ДА
5 баллов из 5 баллов
VIII. Фаза Рефлексия.
Цели перед учащимися: Формирование умения проводить анализ своей деятельности и деятельности одноклассников.
Цели для учителя: подвести итоги урока, простроив траекторию дельнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося; мотивировать выполнение учащимися дополнительного домашнего задания, выставлением хороших отметок.
Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог: индивидуальный устный опрос по карточкам. ( карточка состоит из одного задания и трёх ответов к нему.)
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: количество жетонов, правильные полные ответы учащихся.
Методы реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: акцентирование внимание на проблемных вопросах, чтение материала по учебнику дома.
Проверочная работа по карточкам. Приложение №
Учитель:
- Вы вытягиваете карточку с вопросом и тремя ответами к этому вопросу. Ваша задача выбрать правильный ответ и заработать себе ещё один балл. Все остальные слушают отвечающего очень внимательно. Если вы согласны с его выбором ответа, значит поднимаете сигнальную карточку зеленого цвета, если не согласны – поднимаете красную.
- Наконец-то мы справились со своей работой. Тяжело было добывать знания? А зато как приятно подсчитывать свои баллы. Быстренько подсчитали, результат сообщаете мне, я пишу его на доске.
- Что вам понравилось на уроке?
- Как оцениваете вы себя?
- Подведем итог урока. Какую цель урока мы с вами ставили?
Узнать о разнообразии животного и растительного мира.
Научиться составлять цепи питания.
Доказать , что водоём – природное сообщество.
Справились с поставленными задачами? Оцените результаты вашей работы, поставьте плюс на нужной строчке:

Я всё понял и могу помочь другим
Я всё понял.
Понял, но нужно ещё повторить.
Ничего не понял
ДА
5 баллов из 5 баллов
IX.Задание на дом.Цели самостоятельной работы для учащихся:
Цели , которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом: дифференцированная домашняя работа:
1) Вите подготовить доклад о растениях: росянка, телорез, ежеголовник.
( можно сделать книжку.)
2) Алёне в тетради на стр. 66 выполнить задание №5 - «Узнай животных по
фрагментам».
№6 - Составить цепи питания
заполните таблицу, №
3)Алине сделать табличку с правилами
Критерии успешного выполнения домашнего задания: оценивание за аккуратность и за верно выполненные задания.
ДА
5 баллов из 5 баллов
Всего:
25 балла из 25 баллов
Члены экспертной группы.
______________________________
__________________________________
___________________________________
Приложение №1
Лес называют природным сообществом, потому что…
А) В лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения
Б) Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой
В) Весь лес – от верхушек деревьев до земли, заселен животными.
В лесу растения образуют ярусы:
А)Верхний – мхи и лишайники, средний – деревья, нижний – кустарники
Б) Деревья, травянистые растения, кустарники
В) Деревья, кустарники, мхи и лишайники.
Съедобные грибы это…
А) Желчный гриб, мухомор, моховик
Б) Дождевик, пороховик, шампиньон
В) Лисички, рыжики, маслята
На лугу растут:
А) Только травянистые растения
Б)Мхи и лишайники
В)Травянистые растения и кустарники
Растениями луга являются
А) Тимофеевка, клевер, нивяник
Б) Ландыш, осока, ягель
В) Черника, пион, типчак
Какая цепь питания соответствует луговому сообществу
А) Желуди – мыши – совы
Б) Мятлик – мыши – совы
В) остатки растений - дождевой червь – трясогузка.
« Ключ»
Б)
В)
В)
А)
А)
в)
Приложение №1 Картинки животных.
-Выбери животных луга.


Приложение №2
«V»
то, что знаю
«+»
новая информация « - »
думал иначе « ? »
есть вопросы
Приложение №3 «Растения водоема»
Плавающие на поверхностиПод водой Под водой только нижняя часть
Приложение № 3 «Животный мир водоемов».
Птицы Млекопитающие Живут на растениях Обитают в толще воды На поверхности воды
Приложение № 4
Прудовик катушка

улитка водомерка

Стрекоза личинка стрекозы выходит из личинки ручейник

жук-плавунец двустворчатые молюски

Головастики лягушек караси золотистый и серебристый


Бобр лягушка выдра ондатра цапля

утки

Рак щука





Приложение № 5 дополнительная информация для учителя и учащихся.
Кувшинка чистобелая - самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Крупные белые цветки её всплывают каждое утро, открываются , а вечером закрываются и уходят под воду.
Кубышка жёлтая – её красивые жёлтые цветки многие видели, и они привлекают внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, плотные, округло- сердцевидной формы, с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках, с медленным течением.
Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих вод, сильно ветвится. Её безлистные маленькие стебли похожи на листочки, от каждого такого стебелька отходит один корешок. Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом.
Рогоз широколиственный многолетнее растение от 1- 2 метров в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические початки. Цветёт с июня по июль.
Рдест плавающий многолетнее растение от 60 – 150 см в высоту, с длинным корневищем. Соцветие – многоцветковый колос над поверхностью воды. Цветёт с июня по август. Рдестами питаются водные моллюски, насекомые рыбы. В зарослях рдестов многие рыбы мечут икру.
Пузырчатка - растение с погружёнными в толщу воды стеблями до 1 м в длину. У пузырчатки нет корней, и она свободно плавает в воде. Её крупные, перистые листья погружены в воду , а над поверхностью возвышается стебель с кистью жёлтых цветков. Это растение хищник. Можно подумать, что пузырьки на листьях как поплавки поддерживают на воде, но они для пузырчатки что-то вроде желудка. Пузырёк небольшой, бледно-зелёного цвета, но у него есть ротовое отверстие с волосками и щетинками по краям. От него отходит тонкий клапан с множеством желёзок, выделяющих липкое и сладкое вещество. Это приманка для личинок комаров, мелких червей, рачков и даже мальков рыб. Стоит чуть коснуться клапана и мелкая живность вместе с водой попадает внутрь и остаётся там.
Стрелолист обыкновенный – в зависимости от условий обитания , в основном, от глубины водоёма, стрелолист развивает листья трёх различных форм. На берегу или мелководье у стрелолиста вырастают надводные листья, форма которых дала растению название. В цветках по три белых лепестка с малиновым пятнышком и три чашелистика. Побегами стрелолиста питаются водные животные, листья щиплют утки и другие водоплавающие птицы.
Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных.
.
Водомерка прудовая – небольшой клоп длиной 8 – 10 см. Обитает на поверхности стоячих и проточных водоёмов. Она своеобразно передвигается по водному зеркалу, широко расставив длинные средние и задние ноги, которые смазаны жировым веществом и потому не смачиваются. Если на пути встречается препятствие, этот клоп перепрыгивает через него. Скачкообразные движения помогают водомерке спасаться от врагов. Кормится прудовая водомерка мелкими насекомыми, падающими на поверхности воды.
Обыкновенный прудовик живёт в небольших озёрах, затонах рек, заросших растениями. Прудовик, как и другие улитки, передвигается очень медленно, примерно со скоростью от 30см до 1 м в час. Это объясняется тем, что ему не приходится отыскивать пищу. Живя среди зарослей растений, он с помощью терки соскабливает кожицу с поверхности листьев. Не брезгует прудовик и животной пищей: поедает икру рыб, упавших в воду мух.
Бобр – один из крупных грызунов. Длина его тела до 100 см, хвоста 25 -35 см; масса – 20 -25 кг. Голова небольшая округлая. Глаза маленькие. Хвост несколько уплощён. Окраска меха от рыжевато-бурой до почти чёрной. Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр с высокими берегами, обильным травостоем и зарослями кустарников. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры издавна славятся своими строительными способностями. Они строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины, используя для этого ветки деревьев, стволы, крепкие колья. Бобр – ценный пушной зверь. Однако в настоящее время его добыча запрещена.
Ондатра, или мускусная крыса. Длина тела ондатры 25 – 32 см, длина хвоста 27 – 30 см; масса 1, 5 кг. Окраска верха от тёмно- рыжей до тёмно – бурой, низа – более светлая. Ондатра живёт на мелководье небольших озёр, рек и ручьёв с густой травянистой растительностью. Она ведёт полуназемный образ жизни, хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой. Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником, камыш и др.) . Значительно реже она поедает мелких животных, таких, как моллюски, речные раки, лягушки . Ондатра служит важным объектом пушного промысла.
Выдра- небольшой зверёк, длина тела от 70 до 100 см, хвоста 35 – 55 см; масса 5 – 10 кг. Окраска меха спины тёмно- бурая или коричневая с очень густым светло – коричневым подшерстком. На боках окраска меха более светлая, брюхо серебристое. Выдра живёт в лесных реках, озёрах, ручьях и даже в болотах. Везде она предпочитает более открытые участки берега со слабо развитой водной растительностью. Она прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. На суше выдра передвигается шагом, рысью, опустив голову и волоча хвост. В случае опасности спасается прыжками. Выдра – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками. Свою добычу она либо подкарауливает, сидя на каком – нибудь выступающем из воды камне, либо преследует. Выдра- ценный пушной зверь, однако везде она немногочисленна, редка. Поэтому охота на неё в большинстве месс запрещена.
Прудовая лягушка имеет средние размеры 75 – 85 мм, максимальная длина тела до 100 мм. Сверху тело ярко- зелёное или оливкового цвета с тёмными пятнами, вдоль спины проходит светлая продольная полоса. Снизу тело белого цвета. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми (мухами, жуками, стрекозами, комарами) . Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью. Этот язык закреплён во рту необычно: не задним, а передним концом. Как только мимо лягушки пролетает насекомое, она мгновенно выкидывает вперёд язык, к которому и прилипает добыча.
Плавунец окаймлённый - достаточно крупный жук: длина его тела достигает 30 – 35 мм. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло- жёлтая Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма. Плавунец окаймлённый живёт в прудах, небольших озерцах, в тихих затонах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными животными: насекомыми, рачками, улитками.
Экологическая информация.
Как- то геологи, которых сейчас много работает в наших районах. Богатых нефтяными , газовыми, другими месторождениями полезных ископаемых, бросили такой клич : кто найдёт способ уничтожить в тайге и тундре комарьё, тому поставят при жизни памятник. Понять геологов можно. Комарьё, или, как его ещё характерно называют, гнус, может довести до бешенства даже стадо диких оленей. Однако уничтожить его повсеместно не только не полезно. Но и вредно. Что может произойти, если уничтожить всех комаров?
(Уничтожим комаров, не будет их личинок, а личинки – лучшая пища мальков, да и большинства взрослых рыб; разрушим природное равновесие (приводят примеры).)
!!!!!!!!!!
Послушайте, это интересно! О комарах. Сосут кровь только самки, комарихи. А самцы питаются соком растений. Насосавшись крови, комариха летит куда–нибудь в укромный уголок. Теперь она не вылетит, пока не переварит всю кровь. В это время в брюшке комарихи развивается сотни тысяч яичек, тогда комариха вылетает и откладывает яички в куколок, которые тоже живут в воде.
Приложение № 6 Карточки для индивидуального устного опроса
1. К искусственным водоемам относятся...
а) реки, моря, океаны;
б) водохранилища, пруды, каналы;
в) ручьи, реки, озера, моря, океаны.
2.   Растения водоема это...
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б) брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник.
3.   Санитарами пресных водоемов считают...
а) рака, беззубку;
б) прудовика, катушку;
в) клопа-водомерку, жука-плавунца.
4.   Живым фильтром называют...
а) головастиков;
б) раков;
в) двустворчатых моллюсков.
5.   Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются...
а) люди;                        б) цапли;
в) ондатры;                    г) бобры.
6.   С водоемами связана жизнь...
а) зябликов, трясогузок, соек;
б) цапель, уток;
в) лебедей, тетеревов, сов.
7.   Водоем называют природным сообществом, потому что...
а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.
8. Хищниками пресных водоемов являются...
а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;
б) караси, мотыли, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики.
9. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что...
а) это плавает ряска;
б) много микроскопических водорослей;
в) на дне много ила.
10. Найдите в каждой строке лишнее название.
а) двустворчатый моллюск, перловица, беззубка, прудовик;
б) рогоз, тростник, ряска, стрелолист;
в) бобр, жаба, выдра, ондатра;
г)   карась, плотва, щука.
Приложение № 7 Информация в классный уголок.
Высказывания . Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»?
1. Мусорить на берегах. 2. В водоёмы не бросать отходы.3. Не мыть машины в водоёмах.4. Не сбрасывать промышленные отходы.5 Вырубать леса по берегам водоёмов.6. Ограничить вылов рыбы.7. Не рыбачить сетями и во время нереста.8. Разрешить неограниченную рыбалку.9.Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес.