библиотечный урок для 5-9 классов на тему Россия — великая наша Держава


Министерство науки, образования и молодежи республики Крым
МБОУ «Перовская школа-гимназия»
Библиотечный урок,
посвящённый дню Конституции,
на тему:
« Россия – великая наша Держава».
Подготовила и провела:
Библиотекарь Ромашкина А.В.
2014год
Цели:
1. формирование у учащихся понимания значения Конституции и государственных символов Российской Федерации
2. воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма .3. расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся
Задачи:
• популяризовать государственные символы РФ;
• знакомить со значением государственных символов РФ;
• развивать познавательные способности;
• формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;
• воспитывать уважение к символам государства.
Оборудование:
- Аудиозапись гимна РФ.
- Образец «Флаг РФ» (настольный, на подставке).
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся.
- В какой стране вы живёте?
-Как ещё можно назвать нашу Россию?
-Что вы знаете о России?
-Кто стоит во главе России?
-Назовите главный город нашей страны. Столицу нашей Родины.
-А кто знает, где же прописаны законы нашего государства?
3.Сообщение темы и целей внеклассного мероприятия.
- 12 декабря, в нашей стране отмечается важный праздник- День конституции. Конституция – это основной закон государства.
В нем написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже.
Именно 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерацию.
2.Что же такое конституция?
Выступление подготовленных детей.
1 ученик: Конституция Российской Федерации — это список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
2 ученик: В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное.
3 ученик: Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.
4 ученик: В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно — гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.
5 ученик: Что для нашего государства самое главное?
В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.
-Вывод:
Конституция- это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.
В Конституции нашей страны прописаны наши права и обязанности. Мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.
3.Разговор о правах и обязанностях.
-Какими правами пользуется гражданин России?
-Какие обязанности он имеет?
-Какова ваша основная обязанность?
-Какую заботу проявляет о вас наше государство?
Вывод: Вы должны хорошо учиться, быть прилежными, ответственными, т.к. всё в нашей стране делается во благо ребёнка. Школа растит много талантов.
5. Символика государства.
- Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ.
Мы являетемся гражданами РФ.. Все мы должны знать и почитать символы своего государства.
Знаете ли вы символы Российского государства?
Назовите их.
Учащиеся перечисляют, я показываю изображение герба, флага и слова гимна.
1)Гимн. Звукозапись гимна РФ
- Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?
Гимн - это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России
а) Продолжи строчку, начатую мной.
- Поднимем карточку с нужным словом.
1. Гимн – это …(торжественная песня в честь государства)
2. Россия – священная наша …(держава)
3. Россия священная наша…(страна)
4. Могучая воля, великая …(слава)
5. Твоё достоянье на все …(времена)
-Чтение припева хором.
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
б) Игра на знание гимна « Разыщи слово»
- В каждой строке найти слово, принадлежащее гимну РФ.
СУДЕРЖАВАГОН (держава)
РОСТРАНАЛИМ (страна)
БУЙВОЛЯША (воля)
ГРАМОФОНОСЛАВА (слава)
ПРЕМУДРОСТЬ (мудрость)
СОКОЛОСОЮЗ (союз)
2)Герб
Герб - отличительный знак, официальная эмблема государства изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
1.Двуглавый орел - главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке.
Двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
• Что находится в лапах у орла?
• Чем защищена грудь орла?
• Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
3)Флаг.
-Зачитываю стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….
Учащиеся отвечают хором: флаг!
Государственный флаг - это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
1.Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
-А сейчас я предлагаю изготовить свой макет флага.
(Индивидуальная работа детей).
-Давайте вспомним, какой первый цвет располагается на государственном флаге – белый, второй цвет – синий, третий – красный.
-Как называется деревянная палочка, на которую крепится полотнище? (древко)
( Объясняю процесс работы и контролирую его).
5.Конкурс «Наша конституция».
Составьте из слов предложение.
Слова предлагаются. Дети восстанавливают предложения
1. Конституция – это основной закон государства.
2. 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ.
3. На гербе России изображен орёл.
6. Подведение итогов мероприятия. Блиц опрос.
1.Какую форму имеет флаг России? (форму прямоугольника)
2. Сколько полос на флаге? (3)
3. В какой последовательности они расположены? (белый, синий, красный)
4. Что символизирует каждая полоса флага?
5. Грудь орла на щите защищена щитом с изображением кого? (Святого Георгия Победоносца)
6.Что же такое конституция?
7. Что содержит в себе эта небольшая книжечка?
8.Когда была принята конституция российского государства?
Внеклассное мероприятие заканчивается гимном РФ.