Физика и экология (элективный курс) 10 класс



Физика и экология (элективный курс) 10 класс

Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса на 34 учебных часа (2 часа резерв), с учетом методологических особенностей, утвержденной Министерством образования РФ программы профильного обучения по физике.
Физика является ядром научно – технического прогресса, ее достижения лежат в основе современных технологий. Это позволяет показать все возрастающие масштабы воздействия человека на природу ее последствия и решения этих проблем.
Проблемы охраны окружающей среды, нерационального использования природных ресурсов, энергетического кризиса стали особенно актуальны в наше время. Запросы общества превышают возможности природы, при котором можно сохранить биосферу. Воздействие человека на природу носит глобальный характер и продолжает расти: наблюдается опасное потепление климата , изменение состава атмосферы, воздушных течений, исчезновение отдельных видов растений и животных, расширение пустынь, высыхание морей и водоемов, возникновение озоновой дыры Около 20% территории России испытывают очень сложные экологические ситуации и если не повлиять на них сейчас, они
могут привести человечество к гибели. В этих условиях экологическое воспитание, формирование нового мышления единой физической картины мира, которая сочетает единство и многообразие живой и неживой природы, ориентированное на изменение путей и методов развития цивилизации, стало необходимым фактором выживания.
При составлении программы учитывалась возможность связи экологического материала с программой основного курса физики, ее расширение и углубление, возможность помочь ориентации учащихся в специальностях, требующих знаний по природоохранительным вопросам и развитие у них экологической культуры.
Главным и необходимым звеном данного курса являются исследовательские и практические работы, основанные на применении жизненного опыта, научные и экологические проекты с обсуждение основных идей и результатов.
Цель элективного курса: углубление содержания основного курса физики; развитие положительной мотивации к учению; формирование основ естественно – научной картины мира и показать место человека в ней.
Задачи курса:
- раскрыть главные природные закономерности и добиться усвоения учениками основ экологии;
- развивать способность и умение наблюдать природные явления и процессы, формировать исследовательские навыки по экологии;
- анализировать перспективы дальнейшего развития цивилизации, использования природных ресурсов;
- предоставить учащимся возможность развить определенные природоохранительные умения и навыки.
Данный курс может иметь образовательное значение для учащихся многих профилей. Его особенность заключается в том, что он способствует реализации углубленного содержания для выбранного профиля, а также несет культурологическую направленность для формирования экологической культуры будущих специалистов, чтобы они вошли в производственную сферу экологически грамотными личностями.


Название тем курса
Всего
часов
Содержание темы
Форма занятия
Дата

Введение. Экологическая ситуация в мире и РТ
1
Знакомство с целями и задачами курса, обсуждение формы контроля и зачета.
Беседа


Механика и явления природы
2
Временные масштабы природных явлений: движение метео рита и глобальные экологические катастрофы; движение цунами, смерчей, торнадо и человеческие жертвы; перелеты птиц и сеть авиалиний; дороги-серпантины; деят. человека и речной сток; экол-ие изменения ландшафта и магистрали.
Лекция.
Сообщения учащихся.


Характер движения живых организмов в различных средах
1
Итоги наблюдения за живыми организмами в воде, в воздухе, на земле.
Практическая работа


Законы динамики и окружающая среда.
2
Устойчивость почвы на горном склоне и оползни; высотные плотины и землетрясения; движение небес. тел, полет птиц и рост дере°вьев; строительство каналов и динамика природ ных явлений; приливные электростанции - источник эколог. чистой энергии; реактивная авиация и набл за загрязнением природы; сила Кориолиса; экологические роторные двигатели Р.Ванкеля; инерционные фильтры.
Лекция. Сообщения учащихся.


Изучение строения и свойств кости
1
Сочетание твердости неорганических соединений с упругостью органических соединений, прочность костей
Практическая работа


Изучение связи формы, размеров некоторых живых организмов, плодов и семян растений с сопротивлением воздуха.
1
Выводы наблюдений полета плодов и семян растений , птиц и рыб.
Практическая работа


Механические колебания в окружающей среде
2
Цунами. Береговой рельеф. Колебания поездов, вагонов, автомобилей и амортизация.
Лекция. Сообщения учащихся.


Оценка микроклимата в классе
1
Изучение температурного режима, измерение относительной влажности воздуха в классе
Практическая работа


В мире волн
2
Изменение стока рек, загрязнение поверхности и картина волн. Шум и его источники. Акустический фон. Просадка грунта. Оползни. Загадка Эль-Ниньо.
Лекция. Сообщения учащихся.


Тепловые явления и их влияние на процессы в окружающей среде
2
Колебания нефте – и газопроводов; парниковый эффект; осцилляторы.
Лекция. Сообщения учащихся.


Изучение явления диффузии в природе
1
Явление диффузии жидкостей сквозь пористые перегородки в жизни животных и растений
Практическая работа


Изучение теплоизоляционных свойств снега
1
Условия выживаемости живых организмов и растений в зимний период
Практическая работа


Изучение капиллярных явлений
1
Свойства капиллярных явлений различных почв.
Практическая работа


Моделирование механизма парникового эффекта
1
Причины возникновения и свойства парникового эффекта
Практическая работа


Наблюдение осмоса
1
Один из важных способов диффузии в живых клетках
Практическая работа


Электромагнетизм и новые технологии
2
Автом-ль с индуктивным приводом. Поезда с линейными двигателями. Передача информ-ии и энергии без проводов.
Лекция. Сообщения учащихся.


Определение направления вектора напряженности электрического поля вблизи водопада, берега водоема
1
Изготовление и изучение действия индикаторов электрического поля
Практическая работа


Определение электрического сопротивления тела человека
1
Изучение зависимости сопротивления от состояния кожного покрова.
Практическая работа


Световые явления в земном пространстве
2
Видимая, УФ и ИК часть излучения. Озоновый слой. Фотосинтез. Солнечное излучение: его влияние на климат и состояние здоровья. цвет неба и чистота воздуха.
Лекция. Сообщения учащихся.


Загрязнение воздуха. Оценка степени загрязненности
1
Указать некоторые типичные загрязнители. Установить уровень загрязненности в местности.
Практическая работа


Исследование процессов получения биогаза.
1
Теоретические и практические основы получения топлива из биомассы. Изучение основ биоэнергетики.
Практическая работа


Проблемы ядерной энергетики
2
Действие ядерного излучения на вещество. Радиоактивный распад и земное тепло. Ядерное оружие. «Ядерная зима».
Лекция. Сообщения учащихся.


Экологическая ситуация в мире и РТ
2
Экзогенные и эндогенные геологические процессы в РТ. Экологические особенности развития энергетического комплекса, влияние предприятий нефтяной промышленности в республике
Лекция. Сообщения учащихся.


Итоговая обобщающая конференция
2
Выступления учащихся.



Итого
34





Литература
1. Меркин Б.А. Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов. М.: АО МДС, Юнисом, 2002.
2. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11классов. С.-Пб,: СМИО Пресс, 2002.
3. Рыженков А.П. – Физика в школе, №1, 1996.
4. Рыженков А.П. Физика и экология. М.: МГПИ им. Ленина, 1989.
5. Уразалиев А.П. Экологическая конференция. – Физика в школе, 1998.
6. КриксуновЕ.А. Пасечник В.В. Сидорин А.П. Экология – 9. Дрофа, 1995.
7. Кабардин О.Ф. Факультативный курс физики. М.: Просвещение, 1997.
8. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. М.: Просвещение, 1998.
9. Галеева Р.М. Каюмова Р.М. Национально – региональный компонент в курсе физики средней школы. Казань, 2004.














15