Рабочая программа по элективному курсу «Элементы математической логики и основы СУБД» для учащихся 9 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №7
г. Саяногорска
Утверждено Приказом
№ _______ от «__»_________2014г.
Директор МБОУ Лицей №7
Д.А. Даньшин/ _________________
Рассмотрено и рекомендовано для утверждения на заседании
методического совета МБОУ Лицей №7
от «___»_____________2014г.
Протокол № _____
Рабочая программа
по элективному курсу
«Элементы математической логики и основы СУБД»
для учащихся 9 класса
на 2014-2015 учебный год
Разработал:
Орешина Нина Семеновна
учитель информатики первой категории
г. Саяногорск, 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Элементы математической логики и основы СУБД»(далее программа) предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся 9-х классов. Программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта общего образования для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, Примерных программ по информатикеи информационным технологиям, рекомендованных письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263, с учётом образовательной программы и базисного учебного плана МБОУ Лицей № 7 г. Саяногорска.
Данный элективный курс направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением логических задач повышенного уровня сложности, получение дополнительных знаний по математической логике и принципам работы с СУБД, интегрирующих усвоенные знания в систему. Содержание учебного курса направлено на углубление раздела «Хранение информации»(см. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям).
Общая характеристика учебного курса
Логика – это наука, которая развивает умение последовательно мыслить, доказательно рассуждать, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы. Систематическое овладение азами этой науки невозможно без решения логических задач.
Информатика – одна из наиболее востребованных инновационных дисциплин школьной подготовки, которая входит в число основных курсов, способствующих развитию логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование у учащихся приемов интеллектуальной деятельности в условиях информатизации.
Педагогические исследования в области информатики показывают многоаспектность задачи подготовки учащихся к деятельности в современном информационном обществе. Так, например, актуализация содержания логики, математики и математической логики обусловлена тем, что их основные категории подводят учащихся к пониманию сути информатики и информационных технологий. Изучение основных законов логики способствует развитию логического мышления у учащихся, а знание этих законов и умение применять их на практике – более качественной общеобразовательной подготовке, в том числе и информационной.
Цель:
Формирование представлений о математической логике ибазовых понятий СУБД, умения решать логические задачи, развитие системного мышления обучающихся.
Задачи:
Освоить и систематизировать знания, относящиеся к объектам математической логики и СУБД;
Овладеть умениями создавать простые реляционные БД;
Продолжить развитие логического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
Сформировать навыки работы с простыми реляционными СУБД.
Региональный компонент в преподавании информатики:
Под региональным компонентом понимается система знаний о культурных, исторических и социальных ценностях, которые отражают самобытность того или иного народа, его этнические идеалы.
Современный учащийся должен уметь планировать свою деятельность; находить информацию, необходимую для решения стоящей перед ним задачи; уметь работать с вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями. Совокупность всех этих новых знаний, умений и навыков характеризует достаточно новое понятие информационной культуры.
Известно, что развитие новой культуры происходит успешно тогда, когда она опирается на культуру, близкую и знакомую человеку, поэтому в процесс формирования информационной культуры могут быть включены элементы культуры национальной. То есть в процесс преподавания школьного курса информатики необходимо включить региональный компонент.
Структура предмета
Материал, включенный в учебную программу, охватывает следующие разделы:
Логическая информация и основы математической логики.
Хранение и обработка информации в базах данных. СУБД.
Успешное освоение предлагаемого содержания дисциплины позволит учащемуся углубить, обобщить имеющиеся знания по математике, позволит увидеть уникальность, высокую абстрактность математических объектов (подготовка к математическому профилю), покажет широкие возможности применения математики в технике, в практической деятельности, в быту, применения математики к анализу текста задач, речи, научит применять логику и здравый смысл к решению различных, в том числе, и жизненный задач (подготовка к выбору технического, гуманитарного и других видов профилей).
Реализация рабочей программы предполагает при изучении отдельных теоретических тем проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Место предмета в учебном плане
В 9-м классе предпрофильная подготовка в Лицее № 7 охватывает контингент обучающихся 8 и 9 классов и имеет различное содержание в зависимости от параллели класса. В физико-математических предпрофильных классах за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана предусмотрено изучение информатики на более углубленном уровне, чем в других, поэтому учащимся предлагается изучение данного курса элективного курса в объеме 17 часов.
Формы организации учебного процесса:
Преподавание курса включает традиционные формы работы с учащимися: лекционные и практические занятия. Единицей учебного процесса является урок. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом:
Лекции в незначительном объеме при освещении основных положений изучаемой темы
Самостоятельное выполнение заданий в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 минут для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.
Упражнения для самостоятельного выполнения.
Теоретическую и практическую части курса необходимо изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п темы (раздела) Название темы (раздела) Содержание темы (раздела) Количество часов
1. Логическая информация и основы математической логики. понятия «логика», «понятие», «высказывание», «умозаключение»;
простое высказывание, составное высказывание;
формы мышления;
логические переменные;
логические выражения;
правила составления таблиц истинности;
логические выражения: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность;
понятие «логическая функция»;
составление таблиц истинности для логических функций;
построение таблиц истинности логических функций и выражений;
логические законы;
правила преобразования логических выражений;
преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразования логических выражений;
решение логических задач. 8
2. Хранение и обработка информации в базах данных. СУБД. Понятие базы данных (БД), информационной системы.
Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ.
Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. 7
3. Итоговое тестирование. Итоговое тестирование предназначено для проверки знаний по всему курсу. В работе предусмотрено несколько вариантов. 1
4. Резерв учебного времени. 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Раздел, тема урока РК Кол-во часов
Логическая информация и основы математической логики. 8
Логические величины, операции, выражения. 1
Логические выражения и таблицы истинности. 2
Логические функции. 1
Логические законы и правила преобразования логических выражений. 1
Решение логических задач 2
Контрольная работа №1. 1
Хранение и обработка информации в базах данных. СУБД. 7
Реляционные (табличные) структуры данных. 1
Заполнение и редактирование БД. СУБД MSAccess. Информационные технологии: создание БД «Спортсмены Хакасии».
Создание БД «Абитуриент» на примере ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2
Сортировка записей в БД. Информационные технологии: обработка информации в БД «Абитуриент» на примере ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 1
Поиск информации в БД. Запрос как инструмент обработки данных. Информационные технологии: обработка информации в БД «Абитуриент» на примере ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2
Контрольная работа №2. 1
Итоговое тестирование. 1
Резерв свободного времени 1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
основные понятия и определения математической логики;
таблицы истинности для основных логических операций;
понятия: база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
понятие – реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных.
Уметь:
построить таблицу истинности для логического выражения;
записать логическое выражение на основе таблицы истинности;
строить логические схемы по логическому выражению и наоборот;
решать логические задачи, используя законы логики;
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять БД в среде СУБД.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для освоения смежных дисциплин по выбранному профилю и сфере выбора дальнейшей профессиональной деятельности.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Текущий контрольосуществляется спомощью компьютерного практикума в форме практических работ ипрактических заданий, решений задач.
Периодический контрольосуществляется по завершении крупного блока (модуля) вформе тестирования, выполнения зачетной контрольной работы (см. Приложение №2).
Итоговыйконтроль(итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала вформе, определяемой приказом директора школы ирешением педагогического совета.
В рабочей программе используются самостоятельные работы, контрольные работы, итоговая контрольная работа, в форме теста, с целью выявления уровня обученности учащихся (см. приложение №2).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
1.Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.2.Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).
3.При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания Отметка
95% и более отлично
80-94%% хорошо
66-79%% удовлетворительно
менее 66% неудовлетворительно
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
для учителя:
Закон Российской Федерации «Об образовании». http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php.
Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа,2005.
Примерные программы по предмету (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263).
Приказ МОиН РФ от 24.12.2010г №2080 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/12 учебный год».
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. / Электронные образовательные ресурсы.
Учебник. Информатика и ИТК. Учебник для 9 класса. Н.Д. Угринович, изд. М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1, для 8-11 класса. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, изд.М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2, для 8-11 класса. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, изд.М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
для ученика:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. / Электронные образовательные ресурсы.
Учебник. Информатика и ИТК. Учебник для 9 класса. Н.Д. Угринович, изд. М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1, для 8-11 класса. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, изд.М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2, для 8-11 класса. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, изд.М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.