Литературная игра для 6 класса
МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательнеая
школа №1 им. Г.И.Шелехова»
Внеклассное мероприятие
по литературе
для 6-х классов
Подготовила и провела:
учитель русского языка
и литературы
Шульгина О.А.
2015-2016 уч.г.
Литературная игра для 6 класса «Счастливый случай»
Оборудование: презентация, карточки для 4 и 6 геймов, лото, секундомер, музыка, подарки.
Правила игры
1. Игра проводится между двумя командами. В каждой команде по 5-6 человек. В каждой команде выбирается капитан. Команды выбирают название, эмблему.
2. Игра проводится в 6 геймов плюс игра со зрителями. В конце каждого гейма ведущий объявляет количество набранных баллов той и другой командами. Каждый правильный ответ-это один балл. В 3 гейме в качестве ведущего выступает сама «темная лошадка», т.е. то лицо, которое надо угадать. О 4 и 5 геймах детям нужно сказать заранее, чтобы они подготовились. Капитаны должны хорошо знать все стихи, которые изучались в течение года. Участники должны подготовить свои три вопроса-ответа другой команде. Между 4 и 5 геймами проводится игра со зрителями. Самый активный и эрудированный зритель получает приз.
3. Игру можно проводить как в одном классе, так и между двумя классами.
Ход игры.
Гейм -1 « Дальше-Дальше»
Вопросы для первой команды
1. Мифологический силач древней Греции? (Геракл)
2. Библия-греческое слово. Что оно означает? (Книга)
3. Самая первая древняя русская книга? (Повесть временных лет)
4. Где учился А.С. Пушкин? (в лицее)
5. Стихотворение А.С. Пушкина о свободе, которое мы изучали? (« Узник»)
6. Главная героиня «Барышни - крестьянки» (Лиза-Акулина)
7. Поэт, наш земляк, с творчеством которого мы знакомились в 6 классе.
(А.А.Фет)
8. Смерть каких поэтов наступила по одной и той же причине? (Пушкин, Лермонтов, дуэль)
9. Стихотворение Некрасова, в котором обличаются методы порабощения крестьян («Железная дорога»)
10. Назовите двусложные размеры стиха? (Ямб, хорей)
11 Часть лица, которую иногда вешают. (нос) 12 «Яйцо» в геометрии. (овал)13 Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (лето)14 Зеленая, от которой «мухи дохнут». (тоска)15 Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
Вопросы для второй команды
1 Краткое мудрое изречение. (Пословица)
2 Эти песни поются под Рождество (Колядки)
3 Кто сотворил первую книгу Древней Руси? (Нестор-летописец)
4 Кто был первым другом Пушкина? (Пущин)
5 Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)
Главная героиня в романе «Дубровский» (Маша)
7 На какие события откликнулся И.Крылов в басне «Волк на псарне»? (война 1812г)
8 В каком году погиб М.Ю. Лермонтов (В 1841)
9 С кем стрелялся А.С. Пушкин? (С Дантесом)
10 Назовите трехсложные размеры стиха? (Анапест, дактиль, амфибрахий)
11Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)12 Охотница до чужих мехов. (моль)13 Канцелярская «острячка». (кнопка)14 Домашний иллюминатор. (окно)
Гейм-2 «Заморочки из бочки»
1 Кто учредил Олимпийские игры (Геракл)
2 Кто был первым летописцем на Руси? (Монах Никон)
3 ᴗ - счастливый случай (3балла)
4 На Рождество принято наряжать елку. Откуда пошел этот обычай. И почему именно елка? ( Перед пещерой, в которой родился Младенец Иисус, росли три дерева: пальма, елка и маслина. Пальма и маслина принесли Христу свои дары – прекрасные листья и благовонное масло, но при этом были горды собой, самодовольны. А скромная елка ничего не могла подарить Иисусу, кроме своей любви. И за это ангел украсил ее звездами с неба, так что Младенец, увидев ее, протянул к ней руки и засмеялся. А обычай наряжать елку пришел из Германии.)
5 Назовите псевдоним А.П. Чехова и как долго он подписывал им свои произведения? (Антоша Чехонте, в течение 6 лет)
6 Что означает раскрутить « трубку мира»? (Заключить мир)
7 Целью какого жанра литературы является указание на пороки людей (басня)
8 Сколько басен написал И.А. Крылов? (более 200)
9 Назовите фамилию прототипа Владимира Дубровского. (Островский)
10 В какой цикл произведений входит рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»? («Записки охотника»)
Гейм-3 «Темная лошадка»
-Как вы думаете, почему этот гейм называется «Темная лошадка»?
1. Спорт. Неизвестный или малоизвестный спортсмен, участвующий в соревнованиях и вызывающий повышенный интерес болельщиков своими потенциальными спортивными возможностями. 2. Разг. Неизвестная личность, представляющая для кого-л. интерес.
(Издалека доносится тихий, спокойный, приглушенный голос)
- Родился я в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина в 1821 году. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию.
В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время познакомился с В. Белинским.
В 1847 совместно с Панаевым приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.
В период работы над «Современником» я выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли мне известность и как поэту.
В 1869 я приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).
- Угадайте,кто же я? (Н.А.Некрасов)
(Выходит мальчик - Некрасов, одетый в стиле 19века. Свет. Некрасов задает вопросы)
1 В каком году я родился? (В 1821)
2 В каком возрасте был отдан в Ярославскую гимназию? (В 10 лет)
3 Вспомните название моего стихотворения о спасении животных из водного плена (Дедушка Мазай и зайцы)
4 Как назывался журнал, основателем которого был А.С.Пушкин, в котором я был главным редактором? («Современник»)
5 Перед каким поэтом в 1815 году я держал экзамен? (перед М.Державиным)
6 Назовите все мои произведения, которые вы читали (Мороз, Красный нос, Дедушка Мазай и зайцы, Железная дорога)
7 Определите по эпиграфу, о каком моём произведении идет речь?
Ваня ( в кучерском армячке). Папаша! Кто строил эту дорогу?
Папаша ( в пальто на красной подкладке) Граф Петр Андреич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне (Железная дорога)
8 Какое историческое событие упоминается в этом стихотворении? (Строительство железной дороги Москва - Петербург)
(Называет победителя и уходит)
Гейм-4 «Ты - мне, я – тебе»
Команды заранее подготовили свои вопросы. Одна команда задает вопрос другой команде, та должна дать ответ и, в свою очередь, задать свой вопрос. (по три вопроса)
Пока проходит игра со зрителями капитаны команд готовятся к своему конкурсу.
Прочитать одну из басен И.А.Крылова
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» (Мороз и солнце; день чудесный!)
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи» (Тучки небесные, вечные странники!)
Стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога» (Славная осень! Здоровый,ядреный…)
Игра со зрителями.
«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» (Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию)1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед)
Гейм – 5 «Конкурс капитанов»
Капитаны обеих команд подходят к ведущему, берут на выбор у него карточку. На карточке написано название стихотворения и автор. Капитаны должны наизусть прочитать 1-2 строфы из стихотворения. Оценивается выразительность.
Гейм – 6 «Гонка за лидером»
1 В этой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды («Осел и Соловей»)
2 Кто посвятил друзьям такие строки?
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз! (А.С.Пушкину)
3 Какой художественный прием использован в строках:
Ель рукавом мне тропинку завесила… (олицетворение)
4 О каком царе идет речь в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»? (Голод)
Подведение итогов, награждение победителей.