Системно-деятельностный подход — новый подход к обучению
Системно - деятельностный подход – новый подход к обучению.
Г.Н.КиселеваГБОУ ЛНР «Успенская гимназия №1»
galykiss@mail.ruЕдинственный путь, ведущий к знанию - это деятельность
Б.ШоуАннотация. Настоящая работа раскрывает некоторые аспекты метода обучения при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Работа содержит примеры и описание методики использования проблемных заданий и синквейна на уроках обществознания.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, критическое мышление, проблемное обучение, синквейн.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача образовательных стандартов.
В современных школах широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.
Уроки обществознания, проведенные в рамках системно-деятельностного подхода к преподаванию, предполагают также формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам, самое главное умение проводить параллель истории с современностью.
Системно-деятельностный подход (далее СДП) нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры.
Деятельность учителя на уроке в рамках СДП предлагает разнообразный набор приемов и методов работы, позволяющих успешно развивать у детей навыки критического мышления. К таким приемам относятся: кластеры, Фишбоун, инсерт, синквейн, проблемное обучение и.др.
Каждый из этих инструментов хорош по своему, но сегодня мы поговорим о некоторых из них. В своей работе на уроке я использую «Проблемное обучение», прием синквейн и др., что является мощным мотивационным стимулом, необходимым для становления образованной личности.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию.
1. Метод проблемного обучения. Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу, которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которой нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса. Так в 7 классе, при изучении темы «Экономика и ее основные участники» дети делятся на четыре группы. Каждая группа получает индивидуальное задание (1 группа – сказка «Репка», 2 группа – стихотворение Л.Зубкова «Мы делили апельсин», 3 группа – Стихотворение К.Чуковского «Барабек», 4 группа – дескую считалучку «Сидит белка на тележке.»). Обучающиеся прочитав материал и изучив параграф учебника должны определить, какое основное проявление экономики, отражающее стадию движения продукта, отображено в каждой предложенной ситуации.Одной из эффективных форм проблемного обучения является дискуссия. Она призвана выявить существующие многообразие точек зрения ее участников на ту или иную проблему, провести всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого ученика. На уроке в 6 классе мы решали следующие проблемы: что необходимо человеку для того что бы способности были реализованными? почему человек должен стремиться обогатить свой внутренний мир? При этом данные темы не просто обсуждаются, идет поиск, обработка информации по теме, анализ проблемы на основе документов, других дополнительных материалов.
Учащиеся в ходе таких проблемных уроков формируют как предметные, так и ключевые компетентности, в частности компетенции ценностно-смысловой ориентации: ценности бытия, жизни, ответственности за выбор образа жизни, самостоятельных решений; компетенции гражданственности, личностные компетенции.
Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.
Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.
2. Применение такого приема как «Синквейн».
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение - существительного (ассоциация с первым словом).
При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза, обобщения понятий, информации и развития речи. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства, представления в нескольких словах, что не так-то просто. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность, развивает образное мышление школьников, через чтение и письмо.
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Как работать с синквейнами:
Составление нового синквейна.
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в синквейна.
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
В 6 классе по тема « Закон», обучающиеся составляли синквейн. 1.Закон. 2.Строгий, справедливый. 3. Защищает, оберегает, действует. 4.Все должны соблюдать закон. 5. Порядок
Для успешного преподавания обществознания необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания. Подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность.
Считаю, что грамотное использование новых технологий на уроках обществознания развивает способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк
Список литературы:
Бондаренко С.М. Урок - творчество учителя. - М., 1985.
Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. 2004.
Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: 2005.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М, 1971.