Программа элективного курса Решение задач повышенной сложности для учащихся 10 классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Лицей № 4» г. Перми
Решение задач повышенной сложности по физике для учащихся 10 класса
( 34 часа).
Составитель: Каменских Е.Р., учитель физики.
2014-2015 год.
Пояснительная записка
Программа по физике для 10классов, представляет собой этап изучение предмета на 3 ступени, когда все темы, находящиеся в базовом уровне уже пройдены в основной ступени.
Однако по программе для изучения физики в 10 классе дается лишь 2 часа в неделю, что создает необходимость добавочного курса для создания факультатива для изучения физики с интересующимися ребятами в углубленной форме.
Кроме этого, в целях обеспечения высокой конкурентоспособности учащихся, а так же для создания организационно – педагогических условий развития личности, способной осуществить компетентный выбор жизненного пути, целесообразно введение дополнительных занятий для заинтересованных учащихся.
Расширенное и углубленное изучение физики является главной целью факультатива. На занятиях повторяются и обобщаются основные знания и алгоритмы решения задач по всему базовому уровню физики, разбираются задачи повышенной степени сложности и олимпиадные задачи, проводится тренинг решения текстовых задач.
Проводится работа в группах для решения проблемных ситуаций, а так же для работы с изобретательскими вопросами (ТРИЗ).
С помощью разноуровневых задач у учащихся вырабатываются способности к самостоятельному поиску решения, появляются навыки и умения анализировать проблемные ситуации, что является главным этапом развития исследовательского мышления лицеиста.
Программа состоит из 4 методических блоков:
обобщение повторения теоретического материала курса физики с элементами углубления;
повышение основных алгоритмов решения количественных и качественных задач;
решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач;
тренинг по решению тестовых заданий.
Работа факультатива проходит в форме лектория и практикума по решению задач; в конце каждого теоретического и практического блоков проходит контроль знаний и умений учащихся в устной индивидуальной или групповой формах.
Цели изучения
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета
формирования основ научного мировоззрения
развития интеллектуальных способностей учащихся
знакомство с методами научного познания окружающего мира
постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле,;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции,;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Ожидаемые результаты.
В ходе занятий по данной программе у школьников формируется представления о научных методах исследования физических явлений, научном мировоззрении и современной картине мира. Они учатся анализировать и обобщать информацию, выделять в ней главное и существенное. В процессе решения таких задач учащиеся овладевают навыками решения различных проблем, в том числе не связанных с физическими вопросами.
Детальная проработка типичных ошибок, допускаемых учащимися при выполнении итогового тестирования, прежде всего, направлена на достижение стабильных позитивных результатов при выполнении тестов. Также формируются навыки и умения находить ответы на тестовые вопросы и решать тестовые задачи, что будет способствовать более высокому уровню результатов выпускных экзаменов.
Содержание программы.
Физика и методы научного познания Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов.
Механика Механическое движение. Система отсчета. Что изучает кинематика? Основная задача кинематики. Методы кинематики. Материальная точка как пример физической модели. Координатный и векторный способы описания движения. Перемещение. Средняя скорость движения. Мгновенная скорость. Ускорение Прямолинейное равноускоренное движение.. Свободное падение как частный случай прямолинейного равноускоренного движения. Путь и перемещение точки при равномерном движении по окружности. Частота и период обращения. Связь между величиной центрального угла и длиной дуги. Центростремительное ускорение.
Взаимодействие. Сила. Принцип суперпозиции сил. Векторный и координатный способы нахождения равнодействующей силы. Закон инерции Г. Галилея. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Принцип относительности Г. Галилея. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Первая и вторая задачи динамики. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географического расположения и высоты над поверхностью Земли Импульс тела. Импульс силы. Определение изменения импульса тела. Способы вычисления импульса силы. Закон сохранения импульса Механическая работа. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии
Молекулярная физика. Тепловые явления. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальное доказательство. Газовые законы, Температура - мера средней кинетической энергии молекул Виды агрегатных состояний вещества. Тепловое движение молекул. Закон термодинамики. Порядок и хаос Работа газа при изопроцессах. Методы термодинамики. Внутренняя энергия. Внутренняя энергия идеального газа. Способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики
Основы электродинамики. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.
Тематическое планирование.
2ч.
Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
4ч
Механическое движение. Система отсчета. Что изучает кинематика? Основная задача кинематики. Методы кинематики. Материальная точка как пример физической модели. Координатный и векторный способы описания движения. Перемещение. Средняя скорость движения. Мгновенная скорость. Ускорение Прямолинейное равноускоренное движение.. Свободное падение как частный случай прямолинейного равноускоренного движения. Путь и перемещение точки при равномерном движении по окружности. Частота и период обращения. Связь между величиной центрального угла и длиной дуги. Центростремительное ускорение.
4ч
Взаимодействие. Сила. Принцип суперпозиции сил. Векторный и координатный способы нахождения равнодействующей силы. Закон инерции Г. Галилея. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Принцип относительности Г. Галилея. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Первая и вторая задачи динамики. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географического расположения и высоты над поверхностью Земли
5ч
Импульс тела. Импульс силы. Определение изменения импульса тела. Способы вычисления импульса силы. Закон сохранения импульса Механическая работа. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии
2ч
Итоговое занятие по механике.
2ч
Тепловые явления. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальное доказательство. Газовые законы, Температура - мера средней кинетической энергии молекул Виды агрегатных состояний вещества. Тепловое движение молекул.
2ч
Закон термодинамики. Порядок и хаос Работа газа при изопроцессах. Методы термодинамики. Внутренняя энергия. Внутренняя энергия идеального газа. Способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики
3ч
Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.
10ч
Особенности работы с тестами.
Разбор задач повышенной сложности по всему курсу.
Литература для учителя.
Основная.
1.Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е., «Физика. Учебник для 10 класса школ с углубленным изучением физики», М.; Просвещение, 2002г.
2.Касьянов В.А., «Физика. Профильный уровень 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, М.; Дрофа, 2005г.
3.Касьянов В.А., «Физика. Профильный уровень 10-11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, М.; Дрофа, 2005г.
4.Дик Ю.И., Кабардин О.Ф., Коровин В.А., «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике», М.; Дрофа,2001г.
5.Болсун А.И., Галякевич А.В., «Физика в элементарных вопросах и ответах», М.; Айрис, 2006г.
6.«Единый государственный экзамен. Подробный разбор заданий. Физика», М.; «Вако», 2006г.
7.Бурцева Е.Н., Пивень В.А. «Физика. Единый государственный экзамен. Как избежать ошибок при сдаче ЕГЭ», М.; Образование, 2005г.
Литература для учащихся.
Основная.
1.Касьянов В.А., «Физика. Профильный уровень 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, М.; Дрофа, 2005г.
2. Мякишев В.И.., «Физика. Профильный уровень 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, М.; Дрофа, 2005г.
3.Болсун А.И., Галякевич А.В., «Физика в элементарных вопросах и ответах», М.; Айрис, 2006г.
Дополнительная.
1.«Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика» М.; Просвещение, 2008г.
2. Никифоров Г.Д., Орлов В.А. «Единый государственный экзамен 2008. Физика». Сборник заданий. М.; Просвещение, 2008г.
3.Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике для 10-11 классов», М.; Просвещение, 2000г.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315