Рабочая программа элективного курса: Решение олимпиадных задач по математике (5 класс)

МБОУ «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа»
Верховажского муниципального района
Вологодской области.



«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор школы
Рыжикова О.И.. Кузнецова С.Д.
«____» ___________2012 года «____» ___________2012 года






Рабочая программа элективного курса
«Решение олимпиадных задач по математике»
(17 часов) для 5 класса

Учитель Шишмакова Е.Н.





2013 год
с. Чушевицы
Пояснительная записка.
Программа предназначена для обучающихся 5 класса.
Программа предметно-ориентированная.
Одним из основных средств математического развития обучающихся является задача. Хотя на решение задач в школьной программе отводится большая часть времени, многие школьники при решении задач испытывают затруднения. Происходит это потому, что задачи школьного учебника ограничены одной темой, поэтому обучающийся не ищет метод решения сам, т.к. он известен ему заранее. Для обучения школьников способам отыскания путей к решению нестандартных задач и предназначена программа курса. Программа рассчитана на 17 часов.
Цели курса:
- расширение запаса знаний математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые на уроках по основному курсу;
- развитие у учащихся интереса к предмету;
- повышение уровня математической культуры учащихся.
Для осуществления данных целей необходимо решить следующие задачи:
- расширить знания, получаемые на уроках по основному курсу;
- формировать умение решать задачи: комбинаторные, логические, геометрические, на смекалку, на переливания и на взвешивания;
- развивать интерес к математике;
- способствовать формированию логического мышления, внимания, пространственного восприятия, умения анализировать, развивать самостоятельность.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
находить подходы к решению нестандартных задач;
находить главное из условия задачи;
выдвигать гипотезы и делать выводы;
сосредотачиваться на решении задач;
достаточно долго находиться в состоянии напряженной умственной деятельности.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
способов решения нестандартных задач;
решения ключевых тематических задач;
решения занимательных задач.
Ожидаемые результаты:
- развитие логического мышления,
- активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках,
- повышение количества участников олимпиад.

Тематическое планирование.

№ п / п
Название темы
Количество
часов
Сроки
проведения

1.
Числа-великаны.
1


2.
Составление числовых выражений.
1


3.
Числовые головоломки.
1


4.
Римские цифры.
1


5.
Магические квадраты.
1


6.
Поиск закономерностей.
1


7.
Комбинаторные задачи.
1


8.
Логические задачи.
1


9.
Старинные задачи.
1


10.
Задачи на четность.
1


11.
Геометрия в пространстве.
1


12.
Переливания.
1


13.
Взвешивания.
1


14.
Геометрия на клетчатой бумаге. Рисование фигур на клетчатой бумаге.
1


15.
Геометрия на клетчатой бумаге. Разрезание фигур на равные части.
1


16.
Принцип Дирихле.
1


17.
Применение графов к решению задачи.
1





Литература.
1. Шарыгин И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин.- 6-е изд. – М.: Просвещение, 2001 г. – 95 с.
2. Кордемский Б.А. Математическая смекалка.- М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс – В, 2000 г. – 576 с..
3. Худадатова С.С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах, 5 класс. - М.: Школьная пресса, 2002. – 32 с. – (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып.16).
4. Все задачи «Кенгуру». Санкт-Петербург, 2003 г.
5. Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы. – М.: «Экзамен», 2008.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15