Формирование у дошкольников основ культуры здорового питания. Если про кашу не забудешь, здоровым будешь
Капинос Лилия Михайловна
Воспитатель
Детский сад № 203 «Алиса»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Формирование у дошкольников основ культуры здорового питания.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни дошкольников, что нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Дошкольные годы – то время, когда у ребенка вырабатываются базовые предпочтения в еде, поэтому так важно сформировать в этом возрасте зачатки культуры здорового питания. Специальные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показывают, что питание детей в семье, как правило, нерационально и несбалансированно, нарушен режим питания. Во многих семьях, даже живущих в сельской местности, в питании мало овощей, фруктов, молочных продуктов, а предпочтение отдается колбасным и кондитерским изделиям и т.п. Только20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания. При формировании культуры здорового питания наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах.
В статье А.А. Ошкиной «Формирование у дошкольников представлений о рациональном питании как элементе здорового образа жизни» представлены теоретические основы и модель формирования у дошкольников представлений о рациональном питании как элементе здорового образа жизни, раскрываются содержание каждого компонента модели и условия формирования у ребенка представлений о рациональном питании. Завтрак – это первый прием пищи за день, самый важный и основной. Об этом говорят и диетологи, и врачи. За день ребенок тратит много энергии, поэтому ему нужно зарядиться с самого утра. На завтрак непременно должны быть разнообразные каши. Именно каши лежат в основании пирамиды здорового питания. Все каши богаты сложными углеводами, которые нормализуют перистальтику кишечника. Сложные углеводы медленно расщепляются в кишечнике, и в результате они долго поддерживают норм уровень сахара и чувство сытости. Если ребенок с утра съест кашу, его мозг будет обеспечен энергией и глюкозой.
Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования представлений о завтраке как обязательной части режима дня, как факторе здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, о пользе каши в рационе детского питания наиболее эффективными методами и средствами как основы начальной здоровьесберегающей компетентности.
Работая над когнитивным блоком в данном направлении выделили макротемы для каждой возрастной группы, которые соответствуют возрастной ориентации. Для каждой темы определены задачи.
Вторая младшая группа 3-4 года
«Сорока – ворона кашу варила»
Задачи:
формировать у детей представление о каше как полезном и вкусном блюде через потешки, заклички, игры;
знакомить детей с предметами быта необходимыми для приготовления каши;
формировать желание есть полезную кашу
Средняя группа 4- 5 лет
«Как получить кашу?»
Задачи:
формировать представление о завтраке как обязательном элемента режима дня;
формировать представления о пользе каши в рационе детского питания;
формировать представление о разные виды круп (гречка, рис, манка, пшено, перловка) и называть их;
формировать активный словарь: добренькая, масляная, вкусная.
Старшая группа
Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной"
Задачи:
сформировать у детей представление о продукте питания каше как об обязательном компоненте в ежедневном меню завтрака;
расширять представления детей о полезности употребления в пищу разнообразных каш;
продолжить формировать позитивное отношение к каше;
познакомить детей с разнообразием зерновых культур необходимых для получения круп;
формировать представления детей о том, как готовится каша, из каких продуктов;
формировать умение использовать художественное слово во время завтрака;
воспитывать эстетические чувства (сервировка стола, оформление блюд, внешний вид детей);
воспитывать культуру взаимоотношений при приеме пищи.
Подготовительная к школе группа «Кашу маслом не испортишь»
Задачи:
знакомить с видами и технологией приготовления каш, их пользе для детского организма;
формировать умение задавать вопросы в ходе исследования, получать информацию из разных источников знаний;
познакомить детей с последовательностью появления каши, с тем как её готовили в старину; закрепление прочитанных сказок;
закрепить представление о профессии «Повар»;
формирование представлений о народных традициях, связанных с употреблением в пищу каш;
обогатить словарь детей за счет названия зерновых культур, названия каш;
формировать представление о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности
На формирование представлений о завтраке как обязательном элемента режима дня оказывают влияние педагогические условия воспитания в семье и образовательном учреждении: компетентность педагогов и родителей, их взаимодействие, перерастающее в сотрудничество. Чтобы дети любили, есть на завтрак кашу, нужно, чтобы ее ели и любили родители. Если родители на завтрак пьют только кофе, а ребенка заставляют, есть кашу, то всем понятно, что у ребенка не сформируются правильное пищевое предпочтение.
Цель работы с родителями - сформировать понимание важности завтрака, одного из компонентов режима дня и традиционного пищевого предпочтения - каши, для здоровья ребенка и своего собственного.
Формы и содержание работы с родителями воспитанников
Формы работы Темы
Консультации
Клубные часы
Детско-родительские проекты:
Кейс – папки
Обмен семейным опытом:
Рекомендации для домашнего чтения
Выпуск семейных газет «Что такое рационально организованный режим дня дошкольника?»,
- «Польза каши для детского организма»
- «Каша – пища наша»
-«Как соблюдение режима дня помогает нам в жизни»,
-«Почему, чтобы хорошо трудиться, надо правильно питаться?»,
- «Действительно ли здоровье ребенка зависит от правильного питания?»
- «Горшочек каши»,
- «Каша — мать наша»
- «Русского мужика без каши не накормишь»
- «Правильный завтрак выходного дня»,
- «Как сделать кашу привлекательной для ребенка»,
- «Летний рецепты дачной каши»,
-«Как сделать кашу вкусней»,
- «Рецепт любимой каши нашей семьи»
Эмма Мошковская «Маша и каша»
Анжела Берлова «Каша для Феди»
Братья Гримм «Горшок каши»
Лоскутные сказки «Сладкая каша»
р.н.с. «Каша из топора»,
Николай Носов «Мишкина каша»
«Хороша кашка, да мала чашка»
Видеопрезентации:
Игровой тренинг для родителей
Клубный час
Совместный досуг - «Основное достоинство каши»
-«В каше русская душа»
-«Наша еда - каша»
«Без каши ни во что труды наши»
- «Чем каши полезны, и какие из них бесполезны для ребенка и взрослого?»
«Если хочешь быть здоровым и забыть про докторов - правильно питайся»
«Праздник каши»
Предметно-пространственная среда для освоения детьми способов осознанного отношения к выполнению элемента режима дня - завтрак, требует содержательного насыщения. Вокруг детей необходимо создавать такую развивающую предметно-пространственную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями здоровьесберегающего характера и посвящена кашам как об обязательном компоненте в ежедневном меню завтрака. Введение этого условия связано с необходимостью овладения детьми способами ведения осознанного отношения к соблюдению режима дня, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования. Для решения данной проблемы разработаны методические рекомендации по оснащению центров активности.
Создание предметно-пространственной среды «Должен быть режим у дня»
Образовательные области Содержание
Физическое развитие Комплект карточек с изображениями разных режимных моментов к подвижным играм:
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»,
«А ну - ка скорее на месте замри».
Пиктограммы к играм – импровизациям «Когда это бывает»
Динамическая пауза «Варись, каша!»
Познавательное развитие; Модель завтрака в картинках
Дидактические игры:
«Вкусная каша»»,
«Почему заболели ребята»,
«Что сначала, что потом»,
«Соедини точки и раскрась»,
"Разрезные картинки»,
«Найди ошибку»,
«Как вырасти здоровым»,
«Узнай и назови крупу»,
«Что перепутал художник»,
«Кашевар».
Модели «Варим правильную кашу»
Коллекции:
круп,
рецептов каш
Эксперименты:
«Как получить кашу?»
«Из какой крупы какая каша»
«Угадай на вкус»
Диски с мультфильмами «Богатырская каша», «Горшочек каши», «Крупеничка», «Каша из топора», «Уроки тетушки Совы», «Режим и твое здоровье» (реж. С. Зарев)Практическое пособие «Календарь жизни группы»
Интерактивные компьютерные игры «Свари свою кашу», «Декорируем кашу», Машины сказки: «Каша из топора»
Речевое развитие Картотека пословиц ««Где каша, там и наши»,
Картотека загадок «Загадки Маши про кашу»
Картотека устойчивых выражений со словом КАША «Хороша кашка да мала чашка»
Картотека потешек про кашу «Кашкой угощаем»
Картотека пальчиковых игр «Сорока – ворона кашу варила»
Мнемотаблицы «Как сварить кашу»,
Подборка стихов и рассказов о каше
Мнемодорожки:
«Сочини сказку о каше»,
«Если бы не было каши…»
Художественно
эстетическое развитие Комплект учебно-методических материалов серии «Веселый день дошкольника» Доронова Т.Н., Коренблит С.С., Уваров А.Ю.
Хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»
Детское творчество:
- выставки:
рисунков «Моя любимая каша», «Где каша, там и наши»,
макетов«Как подготовиться к завтраку»
Изобразительная деятельность «Тарелка каши»
Социально коммуникативное развитие Декорации и атрибуты к играм драматизациям
««Снова каша»,
«В гостях у повара»
Декорации и атрибуты к кукольным спектаклям:
«Каша из топора»
«Крупеничка»
Игровые персонажи для режиссерской игры «На кухне»
Алгоритм «В помощь дежурному»
Дети, у которых сформирована культура питания, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита, что позволит успешно решать задачи их всестороннего развития.
Список используемой литературы
М.М.Безруких, Т.А Филиппова Программа «Разговор о правильном питании», А.Г.Макеева. Москва, Институт возрастной физиологии РАО,1999.
М.М. Безруких, Т.А.Филипова. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для школьников /– М.: Олма-пресс, 2008.
М.М.Безруких, Т.А Филиппова, А.Г.Макеева Методические рекомендации. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников. Москва, Институт возрастной физиологии РАО – 2012 г.
Т.Н. Грядкина «Формирование пищевых предпочтений у современных дошкольников» Детский сад: теория и практика" № 8/2014
А.А. Ошкина «Формирование у дошкольников представлений о рациональном питаниикак элементе здорового образа жизни»Детский сад: теория и практика" № 8/2014
А.А. Ошкина , О.Н. Царева, Е.Ю. Разумовская, Т.М. Салина Формирование у старших дошкольников культурно-гигиенических навыков. Методическое пособие /. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012.
А.А. Ошкина, Е.В. О.Н Царева. И.А. Галкина, Л.М. Капинос Формирование у дошкольников здорового образа жизни (элемент – режим дня) : учебно-методическое пособие– Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014.
А.А. Ошкина В.А. Деркунская. Игровая образовательная деятельность дошкольников / - М.: Центр педагогического образования, 2013.
А.А. Ошкина, В.А. Деркунская. Игры-эксперименты с дошкольниками : учебно-методическое пособие– М.: Центр педагогического образования, 2013.