РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20 им. В.В. Куприянова
Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по физике «Методы решения физических задач»



Утверждено
решением методического совета №1 от 14.09.2016г.
председатель методсовета
_________ Забродина Т.И.
Директор школы
_________ Дорошенко С.С.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»




Ступень обучения основное общее
Класс 10 - 11
Количество часов 68
Учитель Забродина Татьяна Ивановна






Программа I вида разработана на основе авторской программы В.А. Орлова, Ю.А. Саурова (Сборник программ элективных курсов по физике 9-11 классов под редакцией В.А. Коровина. Дрофа, 2008г)



















Пояснительная записка

Программа элективного курса разработана в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», рассчитан на обучающихся 10 - 11 классов.
Элективный курс «Решение задач по физике» выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях элективного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также – вопросы , связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг нас, физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приемами решения, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.
Основные цели курса:
Развитие интереса к физике и решению физических задач;
Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений,
Формирование представлений о методах решения физических задач;
Подготовка учащихся 10 - 11 класса к сдаче ЕГЭ.
Способствовать развитию творческих способностей.
Задачи курса:
Развитие творческих способностей учащихся на основе проб;
Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;
Развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;
Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;
Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.
Научить применять теоретический материал по физике при решении задач.
После изучения курса учащиеся должны:
Знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;
Понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;
Уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод.




Учебно-тематический план предметного курса

Тема
Содержание
Дата

10 класс

Физическая задача. Классификация задач. 4 часа

1
Физическая теория и решение задач
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и в жизни.


2
Классификация физических задач
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения.


3
Классификация физических задач
Примеры задач всех видов.


4
Составление физических задач
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.


Правила и приемы решения физических задач. 6 часов/3 часа в 10 классе, 3 часа в 11 классе/

5
Общие требования при решении физических задач.
Общие требования при решении физических задач.


6
Этапы решения физической задачи.
Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи.


7
Числовой расчет.
Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов.


Динамика и статика. 8 часов

8
Координатный метод решения задач по механике.
Координатный метод решения задач по механике.


9
Решение задач на основные законы динамики.
Решение задач на законы Ньютона.


10
Решение задач на законы Ньютона.
Решение задач на законы Ньютона.


11
Решение задач на законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
Решение задач на законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.


12
Решение задач на движение материальной точки, системы точек
Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил


13
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем


14
Задачи на принцип относительности.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в различных инерциальных системах отсчета


15
Экскурсия
Экскурсия с целью отбора данных для составления задач


Законы сохранения. 8 часов

16
Классификация задач по механике
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.


17
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.


18
Задачи на определение работы и мощности.
Задачи на определение работы и мощности.


19
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.


20
Составление задач на заданные объекты или явления.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач.


21
Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.


22
Конструкторские задачи
Конструкторские задачи: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, модель автоколебательной системы.


23
Задачи на проекты
Задачи на проекты: проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости.


Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. 6 часов

24
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).


25
Задачи на описание поведения идеального газа.
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач.


26
Задачи на свойства паров: использование уравнения МенделееваКлайперона.
Задачи на свойства паров: использование уравнения МенделееваКлайперона, характеристика критического состояния. Графические и экспериментальные задачи.


27
Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления.
Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях.


28
Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик влажности воздуха, задачи бытового содержания.


29
Задачи на определение характеристик твердого тела
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.


Основы термодинамики. 6 часов/2часа в 10, 4 часа в 11 классе

30
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.


31
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.


32
Задачи на тепловые двигатели.
Задачи на тепловые двигатели.


33
Экскурсия
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.


34
Конструкторские задачи
Конструкторские задачи: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; модель тепловой машины.


11 класс

Правила и приемы решения физических задач. 6 часов/3 часа в 10 классе, 3 часа в 11 классе/

35
Задачи на проекты
Задачи на проекты: проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.


36
Анализ решения и его значение.
Анализ решения и его значение. Оформление решения.


37
Изучение примеров решения задач.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач.


38
Различные приемы и способы решения физических задач
Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.


Электрическое и магнитное поля. 5 часов

39
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.


40
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.


41
Решение задач на описание систем конденсаторов.
Решение задач на описание систем конденсаторов.


42
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.


43
Решение качественных экспериментальных задач
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования


Постоянный электрический ток в различных средах. 9 часов

44
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей


45
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля Ленца, законов последовательного и параллельного соединений


46
Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач
Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач


47
Решение фронтальных экспериментальных задач
Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.


48
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС


49
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др


50
Решение задач с техническим содержанием
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи


51
Конструкторские задачи
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика»


52
Решение конструкторских задач
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика»


Электромагнитные колебания и волны. 14 часов

53
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции.


54
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: правило Ленца, индуктивность.


55
Задачи на переменный электрический ток
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор


56
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление


57
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: интерференция


58
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: дифракция


59
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: поляризация.


60
Задачи по геометрической оптике
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.


61
Классификация задач по СТО и примеры их решения
Классификация задач по СТО и примеры их решения


62
Задачи на определение оптической схемы
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения


63
Решение экспериментальных задач с использованием приборов для изучения свойств электромагнитных волн
Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов


64
Экскурсия
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.


65
Конструкторские задачи
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний,


66
Задачи на проекты
Конструкторские задачи и задачи на проекты: прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии


Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. 2 часа

67
Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач


68
Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач



ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться применять знания при решении задач различного типа.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Промежуточный контроль, отчеты по лабораторным и практическим работам, самостоятельные работы по решению задач, доклады
Итоговый контроль: тестирование, рефераты



Литература для учителя и обучающихся.


Г.Я Мякишев «Физика-10»
Г.Я Мякишев «Физика-11»
В.Г.Максимов «Школьникам о профессиях»
Журнал «Физика в школе» .
Физика. Интенсивный курс. Для школьников и абитуриентов – 2004. составитель О.В.Малярова
А.В.Балаш «Методы решения задач по физике» -1998
«Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе» под ред А.Т.Глазунова – 1985
7. «Физика» №38,46 – 1997г., №3 – 1998г.

Заголовок 615