Элективный курс. 9-10 классы.Геном человека.
МБОУ «Айская СОШ»
Элективный курс
Геном человека
Составила учитель биологии Шегурова В. Д.
Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи
Содержание программы
Учебно-тематический план
Литература
Словарь ключевых слов
Методическое обеспечение
Пояснительная записка
Элективный курс «Геном человека» рассчитан для изучения учащимися 9-10 классов.
Курс направлен на формирование интереса к изучению биологии, которая является одним из профилирующих предметов при поступлении в учебные заведения медицинского направления, подготовки психологов, а также связанные с изучением естественных наук.
В данном курсе рассматриваются вопросы изучения наследственности человека, прогнозирование появления наследственных заболеваний, возможности их лечения, использование генетических знаний для развития биотехнологии, влияние мутагенов на генетическое здоровье.
В элективный курс включены лабораторные работы, практикумы, семинары. Материалы по проектной деятельности позволяют разнообразить формы организации учебного процесса, продолжить формирование навыков работы с научно-популярной литературой.
Цели:
1.Развитие познавательных интересов учащихся к изучению проблем генетики как раздела биологии.
2.Убеждать школьников в познаваемости различных проявлений наследственности.
3. Способствовать профилизации учащихся.
Задачи:
Познакомить учащихся с новыми методами изучения наследственности человека и результатами их практического применения.
Убеждать учащихся в том, что знание генетических важно для прогнозирования и ранней диагностики наследственных заболеваний.
Показать роль мутагенов для генома человека; значение этических аспектов генетических исследований и практического их применения.
Заинтересовать учащихся важностью получения профессии генетика, умения работать с научной литературой.Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во час
Форма проведения
1
Вводное занятие. Понятие о геноме человека
2
Лабораторные работы
2
Методы изучения человека
4
Практикум, защита проектов
3
Жизнь до рождения. Партеногенез. Близнецы. Уроды от рождения
4
Проектная
деятельность,
семинар
4
Дети из колбы. Клонирование
4
Проектная
деятельность,
семинар
5
Прогнозирование появления
наследственных заболеваний и их ранняя
диагностика
10
Поездка-экскурсия в г.Барнаул,
институт генетики и селекции
б
Причины наследственных заболеваний. Роль мутагенов
4
Лабораторные работы
7
Генная инженерия настоящего и будущего
4
Проектная деятельность
8
Каким будет человек будущего? Можно ли родиться вновь?
2
Диспут, защита проектов
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Понятие о геноме человека. Лабораторная работа №1. Строение клетки человека.
Тема 2. Методы изучения человека. Проектная деятельность.
Темы: 1. Генеалогическое дерево и болезни.
2. Близнецовый метод.
Тема 3. Жизнь до рождения. Партеногенез. Близнецы. Уроды от рождения. Проектная деятельность. Темы: 1. Загадки партеногенеза и биологическое
значение.
2.Тайны сиамских близнецов.
3.Уроды от рождения.
Тема 4. Дети из колбы. Клонирование.
Проектная деятельность. Темы: 1. Демография и дети из колбы.
2.Что такое клон?
3.Этические аспекты биотехнологии и клонирования.
Тема 5. Прогнозирование появления наследственных заболеваний и их ранняя диагностика.
Поездка-экскурсия в г. Барнаул, институт генетики и селекции.
Тема 6. Причины наследственных заболеваний. Роль мутагенов.
Лабораторная работа №2. Влияние мутагенов на организм.
Проектная деятельность. Темы: 1. Алкоголь, никотин, наркотики-мутагены;
2. Естественные и искусственные мутагены в жизни человека.
Тема 7. Генная инженерия настоящего и будущего.
Проектная деятельность. Темы: 1. Генная инженерия в жизни человека.
2. Этические аспекты генной инженерии. Тема 8. Каким будет человек будущего? Можно ли родиться вновь? Проектная деятельность. Темы: 1. Человек будущего среди нас.
2. Можно ли родиться вновь?
Литература
Для учителя
1. Тарантул В. Геном человека.
М: Языки славянской культуры, 2003 г.
Богданов А. Власть над геном.
Дубинин Н. П. Власть над геном.
Брусилов А. И. Жизнь до рождения.
Кемп П, Арме К. Введение в биологию М: Мир, 1988 г.
Арифметика наследственности.
Для учащихся
Новиков Ю. Ф. Животноводство вчера, сегодня, завтра. М: Просвещение, 1986 г.
Токин Б. П. Общая биология. М: Высшая школа, 1990 г.
Биология. Справочник школьника.
М: Филологическое общество «Слово», 1996 г.
4. Тарантул В. Геном человека.
М: Языки славянской культуры, 2003 г.
5. Богданова Т. Л. Биология. Задания и упражнения.М: Высшая школа, 2000 г.
Словарь ключевых слов
№
Термины
Определение
1
Ген
Участок молекулы ДНК, отвечающий за один
признак.
2
Локус
Участок хромосомы, в котором расположен ген.
3
Мутация
Наследственное изменение генотипа.
4
Мутаген
Фактор, вызывающий мутацию.
5
Кроссинговер
Взаимный обмен гомологичными участками гомологичных хромосом при их конъюгации.
6
Конъюгация
Сближение гомологичных хромосом в мейозе.
7
Клеточная инженерия
Культивирование отдельных клеток или тканей на специальных средах.
8
Генетическая карта хромосом
Схема взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления.
9
Генофонд
Совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции или вида.
10
Геном
Совокупность всех генов одного организма.
11
Биотехнология
Использование живых организмов и биологических процессов в производстве.
12
Р («перента»)
Родители
13
F («филе»)
Дети, гибридное потомство
14
Генетический анализ
Схема скрещивания в ряде поколений при половом размножении с анализом наследования отдельных
свойств
15
Генная инженерия
Раздел генетики, связанный с созданием новых комбинаций генов.
16
Норма реакции
Предел модификационной изменчивости
Методическое обеспечение.
Лабораторное оборудование: лупы, микроскопы, микропрепараты, пипетки, стёкла, препаровальные иглы, стаканы, спиртовка, фильтры, воронки.
Химические вещества: кислоты, красители, индикаторы, РН среды.
Таблицы: Структуры белка, Биосинтез белка, Мутационная изменчивость, Митоз, Мейоз.
Коллекции насекомых, развивающихся партеногенетическим путем.
Тесты, опросники по генеалогии.
6. Динамические пособия: Перекрест хромосом, Мейоз, Митоз,Биосинтез белка, Гаметогенез.
Муляжи растений, семена и плоды, являющиеся полиплоидами.
Дидактические карточки-задания для дифференцированной работы.
Набор рисунков, фотографий по изучаемой теме.
Ожидаемые результаты:
Профилизация учащихся.
Знания о генетических нарушениях прогнозирования наследственных заболеваний, планирования семьи.
Развитие познавательных интересов учащихся.
Формы контроля и оценивания
Защита проектов, рефератов
Портфолио
Выпуск газет
15