Рабочая программа по факультативному курсу «От простого к сложному через решение задач» для 5 класса (основное общее образование)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Рассмотрена
на заседании педагогического
совета протокол №__
от « ___»________ 2015 г.
Утверждена
приказом № __ от
« ___»__________ 2015г.
Директор школы
____________В.В. Перьков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу
«От простого к сложному через решение задач»
для 5 А класса
основное общее образование
2015-2016 учебный год
Составлена учителем
I квалификационной категории
Карцевой А. Ф.
2015г.
Структура рабочей программы.
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы учебного предмета, курса.
Содержание учебного предмета, курса.
Учебно-тематический план.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательной деятельности.
Лист корректировки рабочей программы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования(2010г). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математике, которые определены стандартом.
Текстовые задачи сопровождают обучающегося на протяжении всего школьного обучения. Но как часто для обучающихся 5 классов эта часть учебной программы кажется очень сложной и трудной, а иногда даже не преодолимой. Наибольшие трудности вызывает процесс составления уравнения, с помощью которого решаются задачи. Учитывая просьбы родителей, была разработана программа факультативных занятий по математике «От простого к сложному через решение задач», рекомендованная всем обучающимся, кто испытывает эти трудности.
Предлагаемые методы решения задач раскладывают процесс математического моделирования на доступные ученику элементарные шаги. Таким образом, достигается понимание процессов, описанных в задаче, и способов их моделирования. Благодаря этому формируется устойчивый навык решения задач. Ещё одной отличительной особенностью курса является преодоление психологической "боязни задачи".
Рабочая программа ориентирована на УМК
Математика. 5класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин и др.) –М.: Мнемозина,2013.-280с.:ил.
Уровень изучения учебного предмета: базовый.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Актуальность учебного предмета:
В курсе математики 5-го класса изучаются вопросы арифметики, элементы геометрии, логики, комбинаторики и теории вероятности.
Математике принадлежит ведущая роль в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношенияот простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.
В процессе обучения особое внимание уделяется технике решения задач, показываются методы и приемы решения не отдельной задачи, а целого класса задач, объединенных общей структурой.
Выделение этапов производится в соответствии с психологическими принципами поэтапного формирования умственных действий, учитывается постановка задачи и расположение материала на листе.
Построение программы способствует развитию аналитических способностей обучающихся, которые являются необходимым качеством не только математика, но и "делового человека".
Это достигается за счет использования как "индуктивного" ("от частного к общему") так и дедуктивного ("от общего к частному") методов изучения учебного материала.
Обучение проводится в малых группах, что позволяет преподавателю решить индивидуальные проблемы каждого ученика.
Оценивать степень усвоения материала предлагается в форме консультации, где можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у обучающихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ. Нет необходимости проводить срезы и контроли, т.к. цель одна – снять психологический барьер, который присутствует у этих ребят при решении задач.
Оснвная дея курса:
Сформировать обобщенный способ построения уравнений к текстовым задачам;
Отработать навыки построения уравнений к типовым задачам школьной программы;
Преодолеть психологическую "боязнь задачи".
Цели и задачи:
Целями изучения курса математики в 5 классе являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Изучение математики в направлено на достижение целей не только в предметном направлении, но и:
в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Задачи курса:
Обучение обобщенному способу составления уравнений к текстовым задачам, объединенным общими приемами и методами решения.
Сформировать алгоритм решения задач, показать, как решение весьма сложной задачи "раскладывается" на последовательность понятных ученику действий.
овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;
воспитывать культуру личности, отношение к математики как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Обучение обобщенному способу составления уравнений к текстовым задачам, объединенным общими приемами и методами решения.
Сформировать алгоритм решения задач, показать, как решение весьма сложной задачи "раскладывается" на последовательность понятных ученику действий.
Применяемые технологии:
Урок-обсуждение, деловая игра, практическое занятие.
Обучение проводится в малых группах, что позволяет преподавателю решить индивидуальные проблемы каждого ученика.
Оценивать степень усвоения материала предлагается в форме консультации, где можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у обучающихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ. Нет необходимости проводить срезы и контроли, т.к. цель одна – снять психологический барьер, который присутствует у этих ребят при решении задач.
Место учебного предмета, курса вучебном плане.
На изучение курса «От простого к сложному через решение задач» в V классе отводится 17,5часов в год, из расчёта 1час в две недели.
Личностные, метапедметные и предметные результаты освоения программы учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
1) формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала;
2) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
5) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
6) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
7) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапрдметные результаты:
Коммуникативные:
1)устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
2) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
3) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
5) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
Регулятивные:
1) определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;
2) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
3) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
4) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Познавательные:
1) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
2) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные результаты:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание учебного предмета, курса
Основы математического моделирования (1 ч).
Решение типовых задач на материале школьной программы (10 ч)
Содержание: Решение задач с условием «на больше, на меньше», «в раз больше, в раз меньше». Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение тел в противоположных направлениях. Решение задач на встречное движение. Решение задач на движение по течению и против течения.
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения.
Итоговое занятие по этой части программы рекомендуется провести в форме консультации, на которой можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ.
Решение задач с дробями и процентами (6,5 ч)
Содержание: Задачи на нахождение дроби от числа. Задачи на нахождение числа по заданной дроби. Задачи на проценты.
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач.
Итоговое занятие – консультация.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов (всего)
Из них (количество часов)
практические занятия
Основы математического моделирования (1 ч)
1
Основы математического моделирования
1
-
Решение типовых задач на материале школьной программы (10 ч )
10
8
Решение задач с условием «на больше, на меньше», «в раз больше, в раз меньше»
1
1
Скорость, время, расстояние
1
1
Решение задач на движение тел в противоположных направлениях
2
1
Решение задач на встречное движение
2
1
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение.
1
1
Решение задач на движение по течению и против течения.
2
2
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения.
1
1
Решение задач с дробями и процентами (6,5 ч)
6,5
4,5
Задачи на нахождение дроби от числа.
1
1
Задачи на нахождение числа по заданной дроби.
2
1
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач.
1
1
Задачи на проценты.
2
1
Итоговое занятие/консультация/
0,5
0.5
ИТОГО:
17,5
12,5
Тематическое планирование
№ занятия
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности
Дата проведения (по плану)
Дата фактического проведения
Основы математического моделирования
1
Основы математического моделирования
Работа в паре
05.09
Решение типовых задач на материале школьной программы
2
Решение задач с условием «на больше, на меньше», «в раз больше, в раз меньше»
Индивиду
альная работа
19.09
3
Скорость, время, расстояние
Самостоя
тельно
03.10
4
Решение задач на движение тел в противоположных направлениях
У доски и в тетрадях с комментированием
17.10
5
Решение задач на движение тел в противоположных направлениях
Работа в паре
14.11
6
Решение задач на встречное движение
Поисковая работа
28.11
7
Решение задач на встречное движение
У доски и в тетрадях с комментированием
12.12
8
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение
Индивиду
альная работа
26.12
9
Решение задач на движение по течению и против течения.
Самостоя
тельно
16.01
10
Решение задач на движение по течению и против течения.
У доски и в тетрадях с комментированием
30.01
11
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения.
Индивиду
альная работа
06.02
Решение задач с дробями и процентами
12
Задачи на нахождение дроби от числа.
Работа в паре
20.02
13
Задачи на нахождение числа по заданной дроби.
Поисковая работа
05.03
14
Задачи на нахождение числа по заданной дроби.
У доски и в тетрадях с комментированием
19.03
15
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач.
Индивиду
альная работа
09.04
16
Задачи на проценты.
Поисковая работа
23.04
17
Задачи на проценты.
Поисковая работа
07.05
18
Итоговое занятие/консультация/
Работа в паре
21.05
Учено-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Список литературы:
1)Базовый учебник
Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.М.: Мнемозина, 2013.-280с.
2) Основная литература
М.А. Попов Дидактические материалы по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс»/ М.: Издательство «Экзамен», 2014. -143с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Т.М. Ерина Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс»/М.: Издательство «Экзамен»,
2014.-127с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
3)Дополнительная литература
Шарыгин И. Ф. МАТЕМАТИКА: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин.- 96 c.: ил. (в обл.)., 2013.
Костыркина Н.П. Задачи повышенной сложности в курсе математики 5-6 кл. М. Просвещени, 2012.
Смыкалова Е.В. Развивающее обучение на уроках математики в 5-6 кл. Спб СМИО-Пресс, 2014.
Куликов Ю. М. Уроки математического творчества – М.: Просвещение, 2015
Фарков А. В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы – М.: Айрис-пресс, 2014
Просветов Г. И. Быстрый счет: Задачи и решения. – М.: АСТ: Астрель, Владимир, 2013
Королькова Г. В. Математика для учащихся 5-6 классов (теоретический материал. Способы решения задач», Волгоград, 2013
Гаврилова Т. Д. Занимательная математика. 5-11 классы, Волгоград, 2013
Щербакова Ю. В. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы – М.: Глобус, 2012
Фарков А. В. Математические олимпиады. 5-6 классы – М. : из-во «Экзамен», 2012 Богомолов О. В. Логические задачи – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014
4)Авторские методические разработки
Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. 5класс.-М.:ВАКО, 2014.-448с.-(В помощь школьному учителю).
Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах. Методические рекомендации для учителей. М.: Мнемозина, 2014.-140с.
Раздаточный материал (наглядные средства-таблицы).
Карточки для проведения контрольных работ.
Карточки для индивидуального опроса учащихся.
Карточки для проведения самостоятельных работ.
Технические средства обучения (компьютер)
Адреса ресурсов сети Интернет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
02.04
15