ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 В КЛАССА «БИСЕР. ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»


Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»
Каменского района Алтайского края
«Согласовано»
Руководитель ШМО
_____________/С.В.Томина/
Протокол № от « »
августа 201 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР МБОУ «Лицей № 4»
___________/Т.А.Веращагина/
_____________ 201 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Лицей № 4»
_____________/А.А.Реттих/
Приказ №_____ от «____» _____________201 г.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 В КЛАССА
«БИСЕР. ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»
Составила: В.В.Бирюкова
учитель технологии
высшей категории
2016 - 2017 учебный год
УДК
ББК
В.В.Бирюкова. Программа факультативного курса «БИСЕР. ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ».

Программа курса разработана на основе развития декоративно-прикладного творчества учащихся. Она включает в себя краткую историю развития народного декоративно-прикладного искусства и художественное изготовление изделий из бисера.
При изучении данной программы учащиеся познакомятся с техникой бисероплетения, освоят технологию и основные приемы работы , научатся создавать изумительные и фантазийные украшения, делать оригинальные сувениры и стильные украшения для своего дома.
Данная программа разработана для учащихся 7 классов и предназначена для учителей обслуживающего труда образовательной области «Технология» и педагогов дополнительного образования.
Дополнительная образовательная программа “Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования и во внеклассной работе общеобразовательных школ.

УДК
ББК
Камень-на-оби
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Содержание программы
Календарно – тематический план
Требования к знаниям, умениям и навыкам
Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.
Факультативный курс «Бисер. От простого к сложному» носит практико-ориентированный характер и направлен на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Цель курса:
нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения; активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Перечисленные задачи решаются в комплексе во время бесед, наблюдений, демонстраций образцов, презентаций изделий декоративно-прикладного искусства, а также выполнения практических заданий.
По структуре программа состоит из двух частей: теоретической и практической. Первая часть включает в себя краткую историю развития народного декоративно-прикладного искусства и изучения характерных особенностей техники бисероплетения. А так же организацию рабочего места при выполнении ручных работ и технику безопасности.
Основное место на занятиях отводится второй части программы: практической работе. Она включает в себя выполнение эскизов, графических изображений, сам процесс изготовления изделий в технике бисероплетения.
Основная особенность программы заключается в тесном взаимном сотрудничестве данных частей и организации современных форм учебного процесса:
теоретические, практические, интегрированные занятия;
экскурсия в музей;
консультации (индивидуальные и групповые);
мастер-класс лучших учащихся;
познавательные игры и викторины;
выставка творческих работ учащихся.
Завершающим этапом или формой отчетности учащихся является выполнение и публичная демонстрация изделий, выполненных в разных техниках., а также участие в конкурсах различного уровня.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/пТема урока Ко-во часов Дата Ресурсное обеспечение
план факт 1 История развития бисероплетения.
Современные направления в бисероплетении. 1 6.09 2 Организация рабочего места. Материалы и инструменты. 1 13.09 3 Виды плетения на леске. Низание в одну нить. Простая цепочка. 1 20.09 4 Анализ и зарисовка простейших сем. Простая цепочка «Венок». 1 27.09 5 Цветовое решение в изделиях из бисера. 1 4.10 6 Техника низания восьмерками. Цепочка « восьмерка». 1 11.10 7 Браслет «Цепочка – восьмерка с цветами». 1 18.10 8 Цепочки «в крестик». Однорядная цепочка «в крестик». 1 25.10 9 Цепочка «в крестик» в полтора ряда. 1 8.11 10 Ажурные цепочки. Цепочка «в полромба». 1 15.11 11 Цепочка «в три ромба». 1 22.11 12 Сетчатое низание. Сетка «соты». 1 29.11 13
Сетка «рыбья чешуя». 1 6.12 14 Низание от центра или вкруговую. Низание розеток. 1 13.12 15 Снежинка №1. 1 20.12 16 Снежинка №2. 1 27.12 17 Снежинка №3. 1 17.01 18 Основные техники скульптурного бисероплетения. Метод параллельного плетения. 1 24.01 19 Изготовление бабочки. 1 31.01 20 Изготовление золотой рыбки. 1 7.02 21 Изготовление пятилистника. 1 14.02 22 Метод низания дугами. Изготовление подсолнуха. 1 21.02 23 Изготовление подсолнуха. 1 28.02 24 Метод кораллового низания. Изготовление скелетированной ветки. 1 7.03 25 Французское плетение. 1 14.03 26 Метод низания петлями. Изготовление ветки сакуры. 1 21.03 27 Стилевое и композиционное решение в изделии. Плетение веточек дерева. 1 4.04 28 Плетение веток дерева. 1 11.04 29 Плетение веток дерева. 1 18.04 30 Плетение веток дерева. 1 25.04 31 Формирование крупных веток дерева. 1 2.05 32 Формирование ствола дерева. Крепление основы. 1 16.05 33 Формирование ствола дерева из гипса. 1 23.05 34 Окончательный декор дерева. 1 30.05 35 Выставка готовых работ. 1 30.05 Итого: 35
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
В результате изучения факультативного курса «Бисер. От простого к сложному» ученик в должен:
Знать/понимать
правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера.
уметь:
гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
изготовления различных изделий в технике бисероплетения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«365 фенечек из бисера» Н.Гусева 1999г.
«Бисер» Божко Л.А. Изд. «Мартин» Москва 2004 г.
«Бисер для девочек» Божко Л.А. Изд. «Мартин» 3-е изд. Москва 2005 г.
«Бисер для стильных девочек» Божко Л.А.Москва «Мартин» 2008г.в.
«Бисер» Донателла Чиотти «Ниола 21 век» 2007г.
«Бисер.Жгуты» М.Федотова АСТ-пресс 1999г
«Вышивка бисером». А.Гринченко ЭКСМО 2006г
«Вышитая бижутерия» Г.Пчелкина Изд.»Культура и традиции»2008г.
Журналы «Лена – рукоделие» 2004-2009 года выпуска
Журналы «Технология» 2004 – 2009 г.вЖурналы «Школа и производство» 1990 – 2008 г.в«Подарки из бисера» Ляукина М.В. АРТ-пресс 1998г
Энциклопедия бисера
«Украшение из бусин» Е.А.Мордак «Книжный клуб» Харьков 2006г
«Украшения из бисера» Е.Артамонова ЭКСМО 2008г.
«Цветочные фантазии из бисера» Д.Фиджеральд Москва «Мой мир» 2007г.