Статья на тему Комплексный подход в коррекционно-развивающей системе формирования моторного праксиса у детей с дизартрией
Комплексный подход в коррекционно-развивающей системе формирования моторного праксиса у детей с дизартрией
Д.Н.Корыгина, 2 курс магистратура, Академия педагогики и психологии, ЮФУ
По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются здоровыми. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием - от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии. До 50 % детей с ОНР и 35 % детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию.
В России наблюдается тенденция увеличения количества дошкольников с речевыми нарушениями, обусловленными органической патологией центральной и периферической нервной систем (Е. М. Мастюкова, Е. Н. Правдина-Винарская, Л. Т. Журба и др.). Разработка и внедрение в практическую деятельность новых методов коррекционной логопедической работы является одной из актуальных проблем логопедии.
В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении ребенка в школу (Б. Н. Алмазов, Н. М. Трубникова, Е. М. Мастюкова, Л. Т. Журба, R. Merton, Т. Parsons и др.).
У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей. У детей с легкой формой дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности (Л. А. Данилова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Н. С. Симонова, И. А. Смирнова, Г. В. Чиркина и др.) [].
В силу этого проблема преодоления недоразвития моторного праксиса в плане подготовки ребенка к школьному обучению является одной из важнейших для коррекционной педагогики.
В отечественных исследованиях (М. С. Рузина, М. М. Кольцова) отмечается влияние мелкой моторики на функционирование речевых зон коры головного мозга [].
Общемоторная сфера детей с дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.
Отмечается ограничение объема движений верхних и нижних конечностей. Преимущественно, с одной стороны, встречаются синкинезии, нарушения мышечного тонуса, экстрапирамидная недостаточность двигательной сферы. Иногда подвижность резко выражена, движения являются непродуктивными и бесцельными. Отмечаются нарастание мышечного тонуса рук при подъеме их вверх, легкий тремор пальцев; уход языка в больную сторону, легкие гиперкинезы языка.
Наиболее выраженная недостаточность общей моторики у дошкольников с дизартрией проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Также характерны нарушения мелкой моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная зависимость.
Нарушение моторики у детей с дизартрией носит широкий характер. Наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. У детей с паретической формой стертой дизартрии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность [1].
Верясова Т.В. исследовала уровень сформированности моторных функций в 5-летнем возрасте у детей с дизартрией и у детей, не имеющих речевых нарушений. Для этого были выбраны методы обследования детей с нарушениями речи, предложенными Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной, Л. Ф. Спировой, 3. А. Репиной, тестами по исследованию двигательных функций, рекомендованными А. Р. Лурия, Н. И. Озерецким, М. Б. Эйдиновой, и методами психологического исследования [3].
Исследование состояло из 4 этапов:
— сбор общих и медицинских сведений о дошкольнике;
— исследование моторных функций;
— исследование фонетико-фонематической стороны речи;
— исследование психологической базы.
В ходе изучения анамнестических данных испытуемых, были выявлены осложнения в различные периоды развития. Среди них болезни перенесенные матерью во время беременности: нефрит, грипп, токсикоз, гипертония и др.
У всех обследуемых детей первые признаки дизартрии проявлялись в виде вялости сосания, раннего отказа от груди, поперхивания, частых срыгиваний через нос, слабости крика. Данные признаки указывают на минипарез артикуляционных мышц языка и губ.
При исследовании артикуляционного праксиса наблюдались ассиметрия иннервации мимической мускулатуры, поражение лицевого нерва в виде снижения чувствительности на пораженной стороне и амимичности, движения недифференцированны, резкие, напряженные, также отмечаются синкинезии и гиперкинезы.
Данное исследование указывает на нарушение мелкой и артикуляционной моторики, обусловленно парезами и параличами органов артикуляции, верхних и нижних конечностей [2].
Учитывая специфику нарушения, при коррекции необходим комплексный подход. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия включающего массаж, иглотерапию, фармакопунктуру, занятия ЛФК. Логопед должен взаимодействовать при проведении коррекционных мероприятий с инструктором по физической культуре, воспитателем группы дошкольного учреждения, которое посещает ребенок с дизартрией [5].
В современной логотерапии специалисты используют при коррекции моторного праксиса традиционные логопедические приемы, такие как учебные принадлежности, изготовленные из пластмассы (массажеры, щетки, палочки, вкладыши). Мало внимания уделяется работе с природными материалами, такими как глина, дерево, соленое тесто. Развитие тактильных ощущений способствует формированию кинестетических и кинетических ощущений ручных и артикуляторных движений. Опытным путем дети знакомятся со свойствами этих веществ: вес, консистенция и т. д [4].
Таким образом, неразработанность методов и приемов профилактики и преодоления недоразвития моторного праксиса у детей с дизартрией, отсутствие методических рекомендаций, учитывающих природосообразное развитие ребенка, определяют актуальность данной проблемы.
Список литературы:
Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
Верясова Т. В. Роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности детей: Учеб.пособие/ Т.В. Верясова — Екатеринбург, 2000. 52с.
Репина 3. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т — Екатеринбург, 1995. - 121 с.
Филиппова Е. Н. Формирование моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией [Текст] / Е. Н. Филиппова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 127-129
Эйдинова М. Б., Правдина-Винарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. — М.: Медицина, 1959. — 275 с.