Инновации и творчество педагогической деятельности у условиях реализации среднего профессионального образования


Инновации и творчество педагогической деятельности в условиях реализации СПО
Преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО «Подольский колледж имени А. В. Никулина» Капитова Т. С.
Инновации в педагогической деятельности
Для любой сферы профессиональной деятельности человека характерны нововведения или инновации, поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации в образовании являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта как отдельных учителей и преподавателей, так и целых коллективов.
Инновация в переводе с латинского языка (от лат. innovatio - обновление) обозначает введение чего- либо нового, модернизация, реформа.
Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х гг. XX века и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Нынешняя концепция модернизации образования все трудности ее реализации возлагает на образовательные учреждения.
Реализация национального образовательного проекта предполагает решение следующих задач:
- повышение качества образования,
- внедрение профильного и дистанционного обучения,
- введение новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления,
- обеспечение материальной базы,
- новые принципы финансирования и самостоятельного управления.
В образовательной деятельности принято выделять следующие виды инноваций:
- внутрипредметные (реализуются внутри предмета, например переход на новые учебно-методические комплексы и освоение авторских методических технологий);
- общеметодические (внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области, например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.);
- административные (это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности);
- идеологические (инновации, вызванные обновлением сознания, веяниями времени, являющиеся первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению).
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из главных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, поскольку создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг.
Постепенно в системе российского образования осуществляется переход от традиционной системы накопления знаний «на всю жизнь» к приобретению базовых знаний, необходимых «для жизни», дальнейшего саморазвития личности, достижения успеха в профессиональной деятельности и карьере.
В педагогической литературе предлагается следующая классификация инновационных методов:
1. Метод портфолио - это совокупность учебных и профессиональных достижений, их презентация. Портфолио получил распространение в творческих видах деятельности – дизайне, рекламе, журналистике для демонстрации лучших индивидуальных достижений. В отличие от традиционного резюме, представляемого при устройстве на работу, портфолио позволяет значительно лучше представить и оценить социально-личностные и профессиональные компетенции человека, проследить вектор его развития, определить склонности.
2. Метод проблемного изложения - метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
3. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
а) практико-ориентированные проекты - особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чёткого, значимого для студента, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д.
б) творческие проекты не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для студентов.
4. Лекция-визуализация - при чтении лекции-визуализации соблюдается принцип наглядности. Лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации.
Главной претензией работодателей последних лет является излишняя теоретичность профессиональной подготовки, оторванность знаний, получаемых студентами, от практики.
Основные изменения педагогической деятельности при инновационном обучении должны быть следующими:
Усложнение деятельности по разработки курсов в связи с быстрым развитием технологической основы обучения.
Усиление требований к качеству учебных материалов с открытостью доступа к ним.
Необходимость специальных навыков и приёмов разработки учебных курсов.
Возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра учебного процесса от преподавателя к студенту.
Усиление функции поддержки студента, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса.
Возможность обратной связи преподавателя с каждым студентом при использовании коммуникационных технологий.
Преподаватели ГБПОУ МО «Подольский колледж с 18 мая по 18 июня 2016 года проходили дистанционные курсы повышения квалификации в системе электронного обучения издательского центра «Академия» по теме: «Электронные образовательные ресурсы как средство повышения эффективности учебного процесса» и пришли к выводу, что электронное обучение обеспечивает:
- реализацию государственных требований модернизации системы образования;
инновационность образовательного процесса;
формирование единой информационной образовательной среды;
- гибкое построение учебных программ и курсов, понижение времени подготовки к занятиям преподавателя;
повышение качества обучения за счет мониторинга успеваемости каждого студента и группы в целом;
- снижение затрат на обучение за счет экономии средств на оборудование и расходные материалы.
Творчество в деятельности педагога
В XX веке ученые стремились осмыслить педагогический процесс как творчество. Педагогическое творчество учителя способно решить проблему эффективного функционирования любого образовательного учреждения.
Проблеме педагогического творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого - Константин Ушинский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, а также современные учёные, педагоги Владимир Загвязинский, Евгений Ильин, Марк Поташник.
Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Творческий педагог способен превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Основные признаки творчества педагога:
- владение приёмами научного анализа и синтеза;
- умение внедрять науку в практику;
- умение использовать опыт других педагогов в собственной деятельности;
- способность создавать педагогические инновации, технологии;
- способность создавать в сознании оптимистический образ результата;
- умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные стереотипы образования;
- способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивной деятельности.
Одной из наиболее эффективных форм в современном образовании является личностно-коллективное творческое дело, которое характеризуется:
едиными целевыми установками членов коллектива;
совместной деятельностью в достижении целей;
общим объектом деятельности;
гармоничными межличностными отношениями, сотрудничеством и взаимодействием.
Коллективно-творческие дела преподавателей ГБПОУ МО «Подольский колледж имени А. В. Никулина» в 2015 – 2016 учебном году:
Научно-художественный семинар, посвящённый 120-летию со дня рождения С. А. Есенина (Капитова Т.С., Трифонова Л. Л.,.)
Бинарный урок, посвящённый 55-летию первого полёта человека в космос «Космос - это мы!» (Пакалова Л. В., Капитова Т. С.)
Открытый урок «Завтра была война», посвящённый 75 годовщине начала ВОВ. (Капитова Т. С.,Пакалова Л. В.)
Научная конференция, посвящённая культуре и истории родного края, народов России, вопросам русского языка. (Власова Е. А., Трифонова Л. Л., Капитова Т. С., Жарова В. Ю.)
Сегодня интернациональное образовательное пространство находится в процессе постоянного развития. Мир стремится обеспечить людей глобальной стратегией образования, которая не зависела бы ни от места проживания, ни от уровня развития человека.