Статья на тему Традиции и инновации в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Статья « Традиции и инновации в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
Кравцова Л.А., заместитель директора
"Великая цель образования - это не знания, а действия"
Герберт Спенсер
Возросшие требования к филологическому образованию в современных условиях выявили необходимость модернизации содержания предметов «русский язык» и «литература». Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет решить стратегическую задачу – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок русского языка и литературы должен стать новым, современным!
Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации, и при этом соблюдая традиции, наработанные годами. Надо отметить, что в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Сущность системно – деятельностной парадигмы заключается не в том, что ученику предлагают выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. Главное здесь – личная инициатива учащегося, овладение универсальными учебными действиями (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). Именно ученики становятся главными «действующими героями» на уроке. Их деятельность должна быть осмысленна, личностно – значима: что я хочу сделать? Зачем я это делаю? Как я это делаю? Как я это сделал? Только мотивированное и деятельностное обучение может быть личностно – ориентированным и развивающим.
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников русскому языку и литературе. Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания.
Надо отметить, что сущность системно-деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что ученику нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. При подобной организации деятельности отсутствует главное – личная инициатива. Когда задание «спущено сверху» и интересы-желания-потребности школьника никто не учитывает, возникает закономерный вопрос у ученика: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать?»
Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Также один из главных принципов системно - деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
Что же позволяет достичь системно - деятельностный подход?
-Уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью будет являться наличие у учащегося основ теоретического мышления, способного находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
-Изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени.
Одно из требований системно – деятельностного подхода – духовно- нравственное воспитание. Поэтому особое внимание на уроках русского языка и литературы нужно уделять работе с текстом. Работа с текстом направлена на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности обучающегося.
Но что бы мы не говорили об инновациях в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС традиционными всегда останутся индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению, которые плавно перетекают в системно –деятельностный подход.
Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению в соответствии ФГОС названы обязательными в процессе обучения и воспитания. Проблема индивидуального и дифференцированного подходов становится более актуальной, традиционные методы и средства дифференцированного и индивидуального подходов не соответствуют принципам гуманизации современной школы, в связи с чем возрастает интерес к современному методическому обеспечению индивидуального и дифференцированного подходов.
Необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
В связи с переходом на новые ФГОС значительно усилился интерес учителей к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников русскому языку и литературе. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую подготовку учащимся обычного класса. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных заданий, а более подготовленным – заданий повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Дифференцированно может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.; дифференцировать можно средства и формы обучения.
Необходимость внедрения дифференцированного подхода на современном этапе подтверждается практикой: дети учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Ученик становится активным участником педагогического процесса. Индивидуальное развитие ученика, его личная самооценка на каждом этапе урока формирует у подрастающего поколения стремление учиться по своему внутреннему убеждению.
В завершение хочется сказать , что современный урок русского языка и литературы – это фрагмент целостного образовательного процесса. Нужно помнить, что на уроке, соответствующем требованиям ФГОС, знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности! Современный урок нацелен на обеспечение достижения нового качества образования: всестороннее развитие личности школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей и качественное усвоение программного материала через овладение универсальными учебными действиями в процессе активной самостоятельной познавательной деятельности. Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться; открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.
Заголовок 2Заголовок 515