«Системно-деятельностный подход в преподавании математики в условия введения ФГОС»


АНО ВПО
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

РЕФЕРАТ
по дополнительной профессиональной образовательной программе
профессиональной переподготовки
Тема:
«Системно-деятельностный подход в преподавании математики в условия введения ФГОС»
Реферат подготовил:
Аброськина Ирина Владимировна
Должность:
_Преподаватель___________________________
Место работы:
ГАПОУ "Орский медицинский колледж"__
Номер и дата договора:
__________________________________________
25 октября 2016 г.

г. Орск, Оренбургская область
Российская Федерация
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................................................3
1. Роль системно-деятельностного подхода в условиях введения ФГОС
1.1 Особенности системно-деятельностного подхода........................................................4
1.2 Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода..............................8
2. Содержание практической деятельности
2.1 Особенности преподавания математики в медицинском колледже...........................10
2.2 Проект урока по теме "Тригонометрические функции, их свойства и графики"......14
Заключение..................................................................................................................................16
Литература....................................................................................................................................17
Введение
Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.
Актуализация системно-деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцируемого обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса к обучению у студентов;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и профессиональных компетенций.
Таким образом, практическое приложение системно-деятельностного подхода в обучении приобретает все большую актуальность.
Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов проблемы реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики и применении данного подхода конкретно к уроку.
Задачи:
Рассмотреть актуальность введения новых ФГОС
Раскрыть суть системно-деятельностного подхода
Выявить роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода
Данная работа состоит из двух разделов, в первом разделе раскрывается роль системно-деятельностного подхода в условиях введения федеральных образовательных стандартов нового поколения. Во втором разделе непосредственно рассматривается практическая деятельность педагога в рамках изучаемого подхода.

1. Роль системно-деятельностного подхода в условиях введения ФГОС
1.1 Особенности системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи.
развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества;
развитие у обучающихся способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам;
индивидуальный подход к студентам;
развитие коммуникативных навыков у учащихся;
ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение обучающихся в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.
Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.
Учителя сегодня волнуют вопросы:
- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
- Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.
Прежде всего, остановимся на сущности системно-деятельностного подхода в обучении.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир - человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!».
Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).
Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.
Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды - обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:
1. Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Для чего будет осуществляться предстоящая деятельность? В качестве системообразующей характеристики определяется личностный результат воспитания и обучения, а также - система действий, в процессе которых осваивается содержание образования (технические приёмы, способы и технологии). Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения этих объектов. Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы, а также ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем.
Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.
2.Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание (как таковое) уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов. При этом наиболее важным является мыследеятельность, как метадеятельность. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской). Такой подход определяется тем, что функция современного человека должна быть направлена не только на сохранение мира, но и на его преобразование на основе системного видения окружающей действительности. При таком подходе у ученика развивается позитивное отношение к познанию естественнонаучной картины мира, так как любое «творение» строится на основе освоения норм создаваемого или преобразуемого объекта окружающего мира.
Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.
Системно-деятельностный подход обеспечивается интеграцией частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания.
3. Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика. Системно-деятельностный подход предполагает применение техник и технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности. Если в «знаниевом» подходе основным средством являются тексты (в частности, учебник), то в СДП главным средством становятся ситуации. В традиционном образовании содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов. В СДП содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации. При традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания. При переходе на СДП на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование эвристической ситуации. Преобладающими являются методы, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Наибольшими возможностями для реализации выделенных дидактических условий, как признают практически все исследователи, обладают: мыследеятельностная педагогика, задачный подход в обучении, метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО (коллективный способ обучения), технологии проблемного, критического, модульного обучения и т.д..
В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, ее уточнении и защите, обсуждении ситуации и аргументации целесообразности своей позиции. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою.
Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты.
4. Рефлексивно-оценочный компонент. Системно-деятельностный подход придает особую значимость процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его самостоятельной познавательной деятельности и её продуктов. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку, а также разить рефлексию ученика, как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития, позволяет использование портфолио. Его уникальность в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился и как можно использовать приобретенные знания.
Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.
1.2 Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход будет эффективен лишь при условии применения определенных методов, перечень которых приведен ниже. Это методы:
деятельности;
системности;
минимакса;
психологического комфорта;
творчества.
Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности обучающегося, необходимые для успешного обучения и развития.
1. Принцип деятельности
Системно-деятельностный подход в образовании основан именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.
Обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.
2. Принцип системности
Второй важнейший принцип системно-деятельностного подхода – принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук.
В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.
3. Принцип минимакса
Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.
4. Принципы психологического комфорта и творчества
Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию
Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.
Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.
Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.
Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.
Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.
Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Применение данного подхода эффективно только в случае правильной реализации его принципов на практике. Преподаватель должен составить план урока и провести его в соответствии с основными принципами системно-деятельностного подхода к обучению. Урок должен состоять из нескольких этапов.
Во время первого этапа учитель формулирует содержание и развивающую цель урока. Он должен четко обозначить, чему именно научится студент на том или ином уроке и как он это сделает, а также объяснить, какую деятельность должен осуществлять ученик для получения и усвоения новых знаний.
Следующий этап – мотивационный. Преподаватель активно применяет методы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учеников, создает условия для самостоятельной познавательной деятельности детей, способствует созданию обстановки сотрудничества на уроке и «ситуации успеха» для каждого обучающегося индивидуально.
После этого следует этап, на котором учитель подбирает содержание учебного материала, соответствующее теме и развивающей цели урока. Совместно с учениками проектирует способ, схему и алгоритм решения задачи, поставленной на уроке.
На следующем этапе педагог организует познавательную деятельность и сотрудничество между детьми, а также индивидуальную работу каждого ученика.
На этапе отбора методов обучения преподаватель применяет новейшие методы обучения и показывает ученикам, как нужно добывать информацию из книг, интернета и других источников. Также учит их систематизировать полученную информацию: составлять схемы, таблицы, графики и диаграммы. Педагог должен применять новейшие интерактивные методы обучения и нетрадиционные формы уроков.
Последний этап – рефлексия. В это время учитель совместно с учениками подводит итоги урока, анализирует их деятельность в процессе занятия и учит самостоятельно оценивать результаты своей работы по заранее подготовленным критериям. В зависимости от итогов деятельности на уроке педагог дает обучающимся задание на дом.
Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была полноценной, необходимо изучать не каждый предмет отдельно, а заниматься межпредметным изучением. Если на уроках перед студентами будут ставиться практические задачи из реальной жизни на стыке наук, процесс обучения будет для них более запоминающимся и интересным. Соответственно программа будет усваиваться активнее. Также ученики лучше поймут взаимосвязь между различными научными дисциплинами, что для студентов медицинского колледжа особенно необходимо.
2. Содержание практической деятельности
2.1 Особенности преподавания математики в медицинском колледже
Курс математики в медицинском колледже, рассчитан на 173 часа и изучается 1.5 года. Данный курс включает в себя разделы: Алгебра и начала анализа; Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности; Геометрия (Стереометрия). Обучающимся приходится быстрыми темпами осваивать материал, который их сверстники изучают в течение двух лет.
На одном из первых уроков 1 курса полезно провести среди учащихся небольшой опрос, результаты которого необходимо использовать в дальнейшей работе, осуществляя индивидуальный подход к учащимся, полученная информация позволит более дифференцированно подойти к подготовке уже первых уроков по предмету, позволит, быстрее узнать ребят, наладить доверительные отношения.
Примерный перечень вопросов может быть таким:
какую оценку по предмету имели в школе?
как относитесь к предмету (любите, равнодушны, не любите предмет)?
какие трудности в изучении математики испытывали в школе?
каких результатов ожидают от вас родители?
как относитесь к учебе в целом?
какие предметы больше всего вам нравятся?
почему выбрали данное учебное заведение и специальность?
Анализ подобных анкет показывает, меняется ли отношение ученика к учебе, предмету с течением времени обучения в колледже, показывает, как строить отношения с каждым учеником в отдельности, опираясь на его личностные качества.
Специфика преподавания такова, что разделы курса, касающиеся основ математического анализа, учащиеся колледжа должны освоить с опережением на 1 год, что достаточно трудно в силу возрастных особенностей, неготовности сознания большинства студентов к переработке и усвоению некоторых математических понятий.
С другой стороны, рамки учебного процесса позволяют и вынуждают излагать материал компактными блоками, ставя перед учащимися достижимые цели и задачи практически на каждом уроке
Изучение теоретических основ математики большинству учащихся дается довольно трудно. Это объясняется отчасти тем, что в школе при изучении предмета у большинства студентов были трудности, и отношение к нему у многих детей негативное. Специфика предмета такова, что для успешного решения задач, требуется хорошая теоретическая база, т.е. в памяти должно быть накоплено большое количество фактов, а школьник на первых годах обучения не осознает необходимость выучивать, на его взгляд, отвлеченные теоретические сведения. Некоторым учащимся математические факты кажутся настолько очевидными, что заучивать их учащиеся не стремятся, но к 8–9 классу невыученного и забытого материала становится так много, что ученик уже не справляется с задачами и предмет становится нелюбимым и непонятным. Поэтому, начиная изучение , необходимо активизировать те знания, которые у студентов имеются из школьного курса. Активизация знаний проходит очень плодотворно, если использовать наглядные пособия – схемы, рисунки. Учащиеся порой и сами не подозревают, что большую часть материала они все-таки помнят и знают. По наглядным пособиям они легко восстанавливают забытый материал, и урок повторения проходит динамично, с максимальной отдачей со стороны студентов. На таком уроке велика роль составленного по ходу урока конспекта. Все необходимые для дальнейшей работы факты студенты оформляют в тетради с помощью рисунков–чертежей, и преподаватель имеет возможность в дальнейшем отсылать учащихся к своим записям, если они не могут вспомнить какие–то факты. Набор таких рисунков удобно использовать и при проведении зачета по теории. Учащиеся достаточно успешно воспроизводят материал, произносят формулировки теорем. Интересно отметить, что слабые учащиеся при такой форме опроса показывают хорошие знания, и высокая оценка их ответа стимулирует их к дальнейшей работе.
Большой интерес у студентов при изучении курса вызывают темы, рассматривающие математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности , на примере которых показывается прикладной характер математики, показывается, как в некоторых жизненных ситуациях возможно применение теоретических знаний. Сама формулировка таких задач уже есть проблемная ситуация, уже вызывает споры, стимулирует учащихся к высказыванию своего мнения, к аргументации своего мнения, а умело направляемая педагогом дискуссия, выводит на математическую формулировку задачи и ее последующее решение.
Большой интерес, но и трудность, вызывают задачи, в которых, как любят говорить студенты, ничего не дано, т.е. задачи, в формулировке которых не использовано ни одного числового значения. Например: найти число, которое превышает свой квадрат на максимальное значение.
Творческий поиск на самых обычных уроках способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, активизирует их познавательные способности, побуждает к активной работе на уроках и, очевидно, способствует повышению качества знаний, повышению успеваемости.
Опыт работы показывает, что большинству первокурсников чрезвычайно трудно дается работа в течение полутора часов всего урока, учащиеся не привыкли к продолжительной работе по одному предмету, в одном кабинете, за своим рабочим местом. Спаренные уроки в школе в среднем звене практически не практикуются, а в условиях колледжа первокурсникам приходится быстро перестраиваться и учиться работать в предложенном режиме.
Несмотря на некоторые минусы, спаренные уроки имеют и свои преимущества. К ним можно отнести возможность погружения в изучаемый материал, возможность изучения материала большими содержательными блоками и т.д.
Преимущество спаренных уроков и в том, что все этапы урока могут быть четко выверены, есть возможность уделить внимание каждому этапу урока, подводя итоги каждого этапа, что чрезвычайно важно для слабо подготовленных учащихся.
Сдвоенные уроки позволяют максимально разнообразить формы работы на уроке, стимулируя активность учащихся, активизируя их работоспособность.
На многих уроках, цель которых отработка навыков решения тех или иных уравнений, неравенств и т.п., очень эффективна работа в парах. В этом случае перед каждым учащимся стоит задача не только самому научиться качественно справляться с заданием, но и добиться того, чтобы напарник так же успешно освоил материал, т.к. оценка работы обоих будет зависеть от оценки работы каждого. Чрезвычайно важно при организации такой работы принцип формирования пар. Пары могут быть сформированы из учащихся с одинаковым уровнем подготовки и тогда учащиеся ставятся в равные условия, условия равной ответственности, что способствует формированию чувства взаимопомощи, умения слушать другого, умения доходчиво и грамотно объяснить какие-то моменты товарищу.
Пары можно сформировать и так, что один из учащихся будет значительно сильнее другого. В этом случае перед сильным учеником ставится задача подтянуть слабого до обязательного уровня, а перед слабым учеником - освоить материал. Такая форма работы может быть рекомендована сильным учащимся для более прочного и глубокого усвоения материала, что, как известно, происходит в процессе объяснения этого материала другому. Если в такой паре слабый ученик сможет добиться с помощью товарища значительных успехов, то для сильного этот успех может быть отражен дополнительной отличной оценкой по теме. Важно только понимать, что в каждом отдельном случае при формировании пар надо учитывать личностные особенности учащихся, их взаимоотношения, отношения в группе в целом и многое другое.
Заметно вырос интерес к организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – существенный фактор формирования творческой и целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей, поэтому важно обучить студентов рациональным и эффективным приемам ее выполнения. Организованная подобным образом самостоятельная работа оказывает положительное влияние на качество знаний формирование общих умений.
Занятия с учебником развивают у учащихся умения самостоятельно работать, добывать знания, учащиеся приобретают навыки самоорганизации и самосовершенствования.
Так например, при изучении курса стереометрии в условиях ограниченности времени и невозможности глубокого погружения в изучаемый материал роль учебника, роль самостоятельной работы с учебником неизмеримо возрастает. При изучении темы «Многогранники», в которой происходит знакомство с пространственными фигурами, их свойствами, учащиеся успешно справляются с самостоятельным составлением конспектов.
Работа по обучению учащихся составлению конспектов ведется в течение всего учебного года как на уроках алгебры так и на уроках геометрии. Важно научить студентов не списывать весь предлагаемый текст, как делает большинство, а подходить к изучению текста сознательно, учить выделять в тексте основные мысли, положения, учить выделять главное, отличать теоретический материал от примеров, от вводных объяснений и т.п. Для реализации этих задач на некоторых уроках отводится время для работы с учебником. На таких уроках происходит разбор текста с учащимися, обсуждаются планы составления конспектов, преподаватель учит ребят ставить вопросы к прочитанному материалу, разбивать текст на законченные смысловые части. К моменту изучения стереометрии у большинства учащихся уже имеются необходимые навыки работы с учебником, студентам уже понятны требования преподавателя, понятны принципы организации самостоятельной работы на уроке, понятны требования к содержанию и оформлению конспектов. Составление конспекта происходит либо на уроке непосредственно под контролем преподавателя, либо дома самостоятельно, но обязательно после предварительного обсуждения плана конспекта на уроке. Научившись организовывать материал в своей тетради, ученик значительно успешнее может этот материал выучить, повторить, воспроизвести при ответе, использовать его при решении задач. Все это позволяет экономить значительную часть времени на уроке и отвести это время на разбор и решение максимального количества задач.
При изучении данного раздела стереометрии большой интерес и отклик у студентов вызывает предложение изготовить самостоятельно пособия для демонстрации на уроках – модели тех или иных многогранников. В процессе работы дома студенту необходимо ознакомиться со свойствами того многогранника, который он собирается изготовить, понять или найти в учебниках, как строится и как выглядит развертка этого многогранника, использовать свои конструктивные навыки, аккуратно изготовить, собрать, склеить пособие. Привлечение студентов к такой работе способствует повышению интереса к предмету расширению математического кругозора, формированию умения применять на практике имеющиеся знания и навыки.
В осуществлении индивидуального подхода к студентам велика роль консультаций по предмету, которые проводятся как по желанию некоторых студентов, так и по требованию или совету преподавателя. Учащиеся с желанием откликаются на предложения о дополнительных занятиях, цель которых повысить уровень владения материалом, разобрать те или иные трудные вопросы, задачи. Консультации проводятся дифференцированно, в соответствии с уровнем обучающихся и преследуют разные цели.
Также для желающих организован математический кружок , на котором учащиеся сами проводят разбор трудных, нестандартных упражнений и задач, тем самым развивая свой математический кругозор. С отстающими учениками проводятся дополнительные занятия, где им объясняется материал на доступном им уровне и в оптимальном для них темпе.
Таким образом, на уроках математики, я преследую цель - обеспечить каждому обучающемуся условия для максимального развития его способностей, удовлетворение его познавательных потребностей, сделать студента субъектом процесса обучения, отвести ему активную роль.
2.2 Проект урока по теме "Тригонометрические функции, их свойства и графики"
Тема Тригонометрические функции, их свойства и графики
Цель Изучение тригонометрических функций, их свойств и графиков. Определение роли тригонометрии для медицины.
Задачи Обучающие:
Знать все свойства тригонометрических функций, уметь строить графики тригонометрических функций . Уметь делать заключение по кардиограмме сердца о синусоидном ритме и ЧСС.
Развивающие:
Продолжить формирование умений и навыков по построению графиков, применяя зависимость y от x. Показать значимость тригонометрии для медицины. Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, целеустремленность, дисциплинированность.
продолжить воспитание активности, взаимопомощи, творческого отношения к делу.
Средства обучения, оборудование План-конспект,компьютер, проектор, презентация.
Вид учебного занятия Теоретическо-практическоеПрименяемые технологии Системно-деятельностный подход, информационные технологии, технология проблемного обучения.
Структура занятия
Этап 1. Организационный момент/ 1-2 минуты
Деятельность обучающихся Подготовка к занятию
Деятельность преподавателя
Проверка присутствующих, настрой на урок
Этап 2. Мотивационный момент / 2 минуты
Деятельность обучающихся Формулирование цели урока
Деятельность преподавателя 1.Формулирует тему урока
2. Подводит учащихся к формулировке цели урока
3. Вызывает интерес к изучаемому материалу различными методами 4. Создает мотивацию
Этап 3. Фронтальный опрос/ до 8 минут
Деятельность обучающихся Отвечают на вопросы
Деятельность преподавателя 1. Что такое тригонометрические функции числового аргумента?
2. Каково значение тригонометрических функций в первой четверти(таблица значений)?
3. Какие функции являются четными, а какие нечетными?
4. Какова симметрия графиков четных и нечетных функций?
5. Какие из тригонометрических функций являются четными (нечетными)?
Этап 3. Изучение нового материала/50 минут
Деятельность обучающихся 1. Работа с конспектом, запись в тетрадь основных моментов, указанных преподавателем
2. Самостоятельное описание свойств тригонометрических функций по графику
3. Тригонометрия в жизни человека; Связь тригонометрии с медициной, исследовательская работа (презентации) - 2 группы студентов
Деятельность преподавателя Объяснение нового материала:
1. Постановка проблемного вопроса:
Каково значение тригонометрии для медицины?
2. Функция вида y=sinx (определение, график)
2. Функция вида y=cosx (определение, график )
3. Функция вида y=tanx, y=cotx(определение, график)
Этап 4. Этап закрепления и обобщения знаний/ 20 минут
Деятельность обучающихся 1. Работа в группах. Создание "консилиума" медиков и постановка заключения по кардиограмме сердца о синусоидном ритме и частоте сердечных сокращений (ЧСС)
2. подведение итогов, запись выводов в тетрадь
Деятельность преподавателя 1.Помощь в формулировке выводов
2.Контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
Этап 5. Рефлексия/5 минут
Деятельность обучающихся 1. Самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
2.Работают с конспектами
Пометки на полях:
«+» - знал
«!» - новый материал (узнал)
«?» - хочу узатьДеятельность преподавателя Контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.
Этап 6. Домашнее задание/ 3 минуты
Содержание домашнего задания 1. Математика, Башмаков М.И.,2012 - Стр.107/Стр.165
2. Подготовить (по желанию) сообщение: «Тригонометрия в медицине и биологии»
Заключение
Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.
Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию.
Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.
В последнее время многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался над вопросом: Как сделать урок более интересным, ярким? Как увлечь студентов своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого обучающегося?
Преподаватель должен помнить, что студенту необходимо помогать добиваться результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению уровня качества знаний учебного материала, а также помочь обучающимся осознать себя полноценной личностью.
Ни один студент не приходит в колледж неудачником. Он приходит в колледж, чтобы учиться и без ощущения успеха у него может пропасть интерес к учебным занятиям.
Поэтому необходимо создать условия, при которых студент, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности студента является такая организация работы преподавателя, в которой он использует ситстемно-деятельностный подход.
Принципы системно-деятельностного подхода включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет преподавателю работать со всеми учащимися группы, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя более слабому студенту видеть перспективу успеха, а сильному видеть возможность творческого роста. Студент становится субъектом процесса обучения, ему отводится активная роль.
И в заключении хочется отметить, студент приходит в колледж все-таки учиться, и если он теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только его, семью, но и методы обучения, используемые на уроках преподавателями.
Успех является источником внутренних сил студента, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Обучающийся испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Таким образом, цель данной работы достигнута и все поставленные задачи выполнены.
Литература
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
2. Громыко, Ю. В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю. В. Громыко. -- М. : Московская академия развития образования, 1996. -- 546 с.
3. Зинченко, А. П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. -- Тольятти, 2000. -- 184 с.
4. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
5. Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. -- Красноярск, 2004. -- 112 с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.
7. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.
8. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
9. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели. -- М.: Школьные технологии, 1998. - № 4.