Методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях эндокринной системы у детей».
Министерство здравоохранения РФ
Министерство здравоохранения Сахалинской области
ГОБУ СПО «Сахалинский базовый медицинский колледж»
«Утверждаю»
Зам. Директора по УВР
Дубкова Л.В.________
«___»_________2014г.
Методическая разработка
для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01.«Сестринская помощь пациентам детского возраста»
060501 квалификация «медицинская сестра/медицинский брат»
специальность «Сестринское дело»
уровень базовый
Преподаватель: Ким Н.В.
Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях эндокринной системы у детей».
Рассмотрено на заседании ЦМК
клинических дисциплин
«_____»_______________2014 г.
Протокол №________________
Председатель ЦМК__________
г. Южно-Сахалинск
2014 г.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1.
Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2.
Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.3.
Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами
ПК 2.4.
Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.5.
Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
ПК 2.6.
Вести утвержденную медицинскую документацию
ПК 2.7.
Осуществлять реабилитационные мероприятия
ПК 2.8.
Оказывать паллиативную помощь
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
ОК 9
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 11
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
На лекции мы уже говорили с Вами, что диабет у детей имеет характерные клинические проявления, и от своевременного вмешательства специалиста сестринского дела будет зависеть здоровье детей. Особое значение имеют профессиональная компетентность и высокая ответственность специалистов сестринского дела при выполнении своих обязанностей. Важным звеном в работе является организация просвещения и профилактики. На плечи медицинской сестры ложится трудная задача оказания доврачебной помощи, внимательная и четкая организация самоконтроля пациента и эффективной диетотерапии, наблюдение за ребенком, создание лечебно-охранительного режима.
Несвоевременно распознанное заболевание, поздно начатое лечение влияет на здоровье детей, приводит к задержке физического и нервно-психического развития ребенка.
Данное пособие предназначено для оптимальной самоподготовки к занятию.
Цель Вашей самоподготовки: усвоить основные вопросы темы на уровнях знаний и умений, систематизировать и углубить теоретические знания, видеть симптомы заболевания и уметь оказать помощь в пределах своей компетенции; знать роль среднего медицинского работника в профилактике заболеваний эндокринной системы, приблизиться к реализации практических задач, используя полученные знания.
После изучения темы обучающийся должен:
Знать:
АФО эндокринной системы у детей.
Причины, факторы риска, проблемы, ранние клинические признаки, особенности течения сахарного диабета у детей.
Методы лабораторной диагностики сахарного диабета.
Осложнения (специфические и неспецифические).
Причины, факторы риска, ранние клинические признаки, осложнения, принципы лечения, особенности течения врожденного гипотиреоза у детей в зависимости от возраста.
Неонатальную диагностику врожденного гипотиреоза.
Уметь:
Уметь распознавать заболевание на основании клинических симптомов.
Уметь составлять примерное меню для ребенка больного сахарным диабетом.
Вести контроль за лечебным питанием.
Оценивать физическое развитие.
Брать кровь из вены на биохимический анализ.
Готовить системы для внутривенного капельного введения жидкости.
Ввести п/к инсулин с использованием инсулинового шприца;
Ввести п/к инсулин с использованием шприц-ручки;
Выявлять ранние признаки коматозных состояний.
Оказывать доврачебную неотложную помощи при комах.
Выполнять методики экспресс – диагностики.
Подготовить ребёнка к лабораторным исследованиям мочи и крови на сахар (проба на толерантность к глюкозе, гюкозурический профиль)
Осуществлять сестринский процесс.
Основная литература для студентов:
Лекционный материал по данной теме
Методическое пособие для самоподготовки студентов.
Тульчинская В. «Сестринское дело в педиатрии», Р.-на-Дону, 2011 г.
Н.В.Ежова. Педиатрия. Учебник. - Минск. «Вышэйшая школа», 2012.
Дополнительная литература для студентов:
Н.П. Шабалов. Детские болезни. - Санкт-Петербург. «Сотис», 2012 г.
Алгоритм подготовки к практическому занятию:
Ознакомьтесь с темой и целью занятия.
Ознакомьтесь с вопросами по теме.
Изучите указанную литературу и материалы данного пособия. Работая с конспектом лекции и предложенным в пособии материалом, главные моменты выписывайте в дневник. Если по ходу изучения встретятся неясные вопросы, выпишите их, а затем обратитесь за помощью к преподавателю.
Проведите самоконтроль усвоения материала, выполнив предложенные для этого задания.
I. Вопросы для самоподготовки:
Анатомо – физиологические особенности эндокринной системы.
Основные функции инсулина.
Факторы, предрасполагающие к нарушению углеводного обмена у ребенка.
Классификация сахарного диабета.
Клиническая картина сахарного диабета (первые симптомы, специфические жалобы), диагностика и методы самоконтроля.
Лечение сахарного диабета (диетотерапия, инсулинотерапия).
Виды инсулинов, режимы введения, осложнения инсулинотерапии
Осложнения СД. Клинические проявления гипергликемической и гипогликемической ком, принципы неотложной помощи.
Сестринский уход при сахарном диабете.
Диспансерное наблюдение. Прогноз заболевания.
Школа сахарного диабета.
Причины, ранние клинические признаки врожденного гипотиреоза у детей в зависимости от возраста.
Осложнения, принципы лечения врожденного гипотиреоза у детей.
Неонатальная диагностика врожденного гипотиреоза.
II. Составьте схему сестринского ухода:
При сахарном диабете;
При врожденном гипотиреозе.
III. Решите задачи:
В отделение доставлен ребенок 10 лет. Из анамнеза известно, что ребенок в течение трех лет страдает сахарным диабетом. Последнюю неделю нарушал режим питания. Последние три дня состояние ухудшилось, стал жаловаться на головную боль, появилась слабость, рвота, жажда.
Чем можно объяснить такое состояние ребенка?
Какую помощь ему надо оказать?
В отделение доставили ребенка в бессознательном состоянии. Мальчик страдает сахарным диабетом. При обследовании обнаружено следующее: кожа сухая, черты лица заострены, пульс частый, АД снижено, дыхание шумное, запах ацетона изо рта.
О каком осложнении диабета можно думать?
Какую помощь нужно оказать?
В детском отделении наблюдается мальчик 13 лет. Диагноз: сахарный диабет, первого типа, тяжелый, кетоацидоз.
При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: общая слабость, жажда, головная боль, полиурия, кожный зуд, повышение аппетита, запах ацетона изо рта.
Из анамнеза: 1,5 месяца назад была травма головы (упал, ударился головой), не госпитализировался. Затем в течение месяца чувствовал себя плохо – общая слабость, головная боль, жажда, выделение больших количеств мочи. Поводом для госпитализации послужила потеря сознания. Находится в отделении четвертый день. У бабушки, по мнению мамы СД II типа.
Объективно: в сознании, ориентирован во времени и пространстве. Жалуется на усталость, много спит. В контакт вступает неохотно, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее. Кожные покровы бледные, на ощупь сухие. Румянец на щеках. Множественные расчесы на коже конечностей, туловища. Жажда, запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Слизистые полости рта яркие. Зрачки сужены, реагируют на свет. Живот мягкий, безболезненный. ЧДД 20 в мин, пульс 96 уд в мин, АД 90/50 мм рт ст.
Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
IV. Перепишите в тетрадь правила введения инсулина и выучите их. (Вспомните из курса сестринского дела, изучите материал учебника).
V. Заполните таблицу:
«Продукты»
содержащие в основном белки
содержащие в основном жиры
содержащие в основном углеводы
богатые йодом
VI. Самостоятельная работа:
Составление кроссвордов, графических диктантов, немых схем, ситуационных задач по теме.
Составление таблицы «Дифференциальная диагностика гипо - и гипергликемической комы».
Создание мультимедийной презентации по теме.
Заполнение сестринской карты.
VII. Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Удовлетворительно» - выполнены задания своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
15