Применение технологии продуктивного чтения в литературном образовании младших школьников в современной школе
Тема: «Применение технологии продуктивного чтения в литературном образовании младших школьников в современной школе»
Салова Зоя Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №11 ст.Нижнебаканской Крыского района
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка.
Во все времена обучение чтению осознаётся как общеучебная цель. По мнению учёных, чтение выступает в нескольких ролях: выполняет задачи воспитания, приучает к логическому мышлению, знакомит с современной действительностью, обогащает язык, развивает память, воображение учащихся, даёт стимул к творческой словесной работе.
Большой вклад в методику работы с книгой внесла доктор педагогических наук, профессор Наталия Николаевна Светловская. Она выдвинула теорию формирования типа правильной читательской деятельности и стала автором технологии продуктивного чтения.
С 2012 года в рамках реализации ФГОС в моей педагогической работе применение технологии продуктивного чтения приобретает ведущее место и способствует достижению тех результатов, которые требуют новые стандарты.
Сегодня научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя. С позиции деятельностного подхода содержания образования «выращивание» грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателями разных возрастов.
Технология продуктивного чтения является одной из наиболее эффективных технологий в обучении детей, которая прививает интерес к чтению, любовь к книгам, учит понимать самостоятельно прочитанный текст на любом уроке в начальной школе. Ученики учатся осмысливать цели чтения, выбирать вид чтения в зависимости от его чтения, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, определять основную и второстепенную информацию, свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Технология продуктивного чтения-это технология деятельностного подхода. Её целью является формирование читательской компетенции школьника.
С позиции структуры читательской деятельности технология предполагает три этапа работы с текстом.
Первый этап- это работа с текстом до чтения. Этот этап предполагает развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация. А главная задача- вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
В своей работе, используя приём антиципации (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения), я учу учащихся определять смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделять его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Например, изучая произведение М. Пришвина «Берестяная трубочка» можно предложить карточки с опорными словами, иллюстрацией и биографией автора. Учащиеся по предложенному материалу определяют определять смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют его героев. Тем самым повышается желание, мотивация прочитать данное произведение и узнать на сколько учащиеся правильно определили героев и направленность текста. Работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем «диалог с автором», проверим наши предположения».
Следующий этап-это работа с текстом во время чтения. С целью понимания текста и создания его читательской интерпретации, а главное обеспечение полноценного восприятия текста я провожу «диалог с автором». Этот прием эффективен и даёт детям увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность» в ходе вдумчивого аналитического, изучающего, медленного чтения. При обучении учащихся «диалогу с автором» я учу ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые, включая творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации ученики прогнозируют, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод или все произведение.
Я учу ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Возникающие вопросы предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
Вот, например, изучая рассказ Михаила Пришвина «Берестяная трубочка» можно провести такой «диалог с автором»:
Текст читает учитель: я нашёл удивительную берестяную трубочку.
(Учитель: интересно, почему же она удивительная? Дети высказывают свои предположения. Учитель: давайте проверим ваши предположения.) Текст читает учитель: когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.
(Учитель: интересно, а что там может быть? Дети высказывают свои предположения. Учитель: давайте проверим ваши предположения.) Текст читает учитель: и вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. (Учитель: проверьте себя: вот, оказывается, что было в трубочке – орех!).
Текст читает учитель: вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? (Учитель: автор сам задает вопрос. Что вы можете предположить? Дети высказывают предположения.) Текст читает учитель: Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки. (Учитель: проверим себя: орех воткнула в трубочку птица ореховка. Вот, оказывается, откуда он там взялся!) Текст читает учитель: разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие (Учитель: какое открытие ещё было сделано? Дети высказывают предположения.) Текст читает учитель: под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. (Учитель: проверим наши предположения: оказывается, кроме ореха, в трубочке был еще паучишка!)
Обобщающая беседа.
–Почему же М. Пришвин назвал эту трубочку удивительной?
–Сколько открытий сделал писатель? А вы?
–Точно ли художник проиллюстрировал рассказ?
–А вы представляете героя ребенком или взрослым?
На заключительном этапе предполагается работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Здесь эффективна во-первых, концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, в процессе чего происходит соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Во-вторых, знакомство с писателем через рассказ о писателе, беседу о личности писателя я провожу после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Рассказ о писателе углубляет понимание прочитанного произведения. И наконец, в-третьих, использование творческих заданий, опирающихся на сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). С этой целью я применяю такие приёмы, как кубик или ромашку Блума, что даёт мне возможность научить ребят задавать правильно вопросы, классифицировать их, отвечать на них, формулировать правильно свои ответы, высказывать мнение о прочитанном. Интересный приём- составление синквейна.
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Список литературы:
Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2014. – 43 с.
Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе / ; Моск. гор. пед. ун-т, Каф. методики и педагогики нач. обучения,- М.: Библиомаркет 1997.-156 с.
Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности / Н.Н. Светловская. – М.: Магистр, 1993. – 180 с.