Классный час Тема Традиции и обычаи казаков
Классный часТема Традиции и обычаи казаковЦель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.Задачи:1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества; 2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.Ход классного часа:
Здравствуйте, гости, жданные,
Званные и желанные!
По обычаям донским
Всем гостям поклон мой низкий!
С добрым словом и любовью,
С хлебом-солью, с хлебом-солью!
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Мы продолжаем разговор о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству. - Что означает слово «казак»?
«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».Очень интересна история казачества. На своих занятиях регулярно возвращаемся к корням казачества. Происхождение слова «казак» неустановленно. И даже сами казаки не могли точно истолковать это слово и для верности добавили слово «вольный». Вольный казак, никому не подчиняющийся, живущий по своим обычаям и законам, защищающий право на такую жизнь оружием. Откуда же появились казаки?
В середине 16 века степные просторы по долинам рек Днепра, Дона, Волги, Яика (Урала) стали заселяться людьми, бежавшими из центральных районов Московской Руси. Люди, которые не могли терпеть больше барский гнет, бежали в степи, объединялись в казацкие толпы и образовывали поселения. Вокруг поселений ставили крепостные стены, в случае нападения кочевых племен, которые жили за счет грабежей. Жизнь в крепости протекала так: женщины занимались хозяйством: топили печь, готовили еду, выгоняли скот на пастбище; мужчины работали в поле. Но если поднималась тревога, то все жители спешили на крепостной вал, не исключая женщин и детей. Кочевые племена часто нарушали покой казачьих крепостей, поэтому, даже выходя на работу в поле, мужчины вынуждены были брать с собой оружие. Казакам часто приходилось браться за оружие, защищаясь от набегов недругов, постепенно стало формироваться легкое, храброе подвижное войско, которое стало защищать южные окраины Руси. Со временем возникли оренбургское, кубанское, донское, терское и алтайские казачьи войска.
Постепенно у казаков стали складываться свои обычаи и традиции.Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам (иллюстрации чтобы дети имели об этом представление) и занимались земледелием и скотоводством (подтверждается иллюстрациями). Казаки были не только искусными воинами, но и хорошими охотниками, умелыми хлеборобами, рыболовами.
Память о своих корнях казаки хранили всегда, а в последнее десятилетие началось бурное возрождение традиций российского казачества.
Нам так необходимо знать историю своего народа, а особенно культуру казачества. Для казаков своеобразным паспортом, по которому можно многое сказать, являлась одежда.
Одежда казаков
Казака всегда видно было издалека. Так выглядит старинная одежда казака и казачки Костюм казаков складывался веками.
За столетия покрой их не изменился.
Вот костюм казака.
Костюм казачий из сукна и ситца.
Он мог десятилетьями носиться.
Красивы на Кубани мужики.А почему рубахи разного покроя? Что одна праздничная, а другая для будничных дней? Рубахи: украинская и русская косоворотки с вышивкой. Надевалась под мундир. Считались нижним бельем.Рубахи были двух видов - русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Обязательная часть мужского костюма – шаровары. Подвязывались тонким ремешком гашником, за которым в «припарку», ближе к телу, пришивался кошелек. Отсюда выражение «спрятать в загашник».Штаны с лампасами. Лампасы знаменовали принадлежность их хозяина к вольному воинству. Самое интересное: в шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. В хате шапка вешалась на видном месте.А вот сапог было великое множество - без них невозможна верховая езда. Ценилась одежда, шитая матерью или женой.Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.А вот костюм казачки: кофта, юбка, запон, всё очень расшитое. Любимым украшением
казачки были бусы.
Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону широкие, на Среднем, Верхнем Дону узкие, похожие на брюки-дудочки.
Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами»...
Особенностью женского костюма были обязательные головные накидки. Носились они в соответствии с семейным положением. Замужняя женщина носила файшонки и наколки. Девушка заплетала одну косу с лентой.
Женские пояса украшались серебряными застежками, вышивкой, бисером, обшивались галуном
Традиционные женские казачьи серьги «чикилики»
Праздничные туфли – черевички. Основу верхней женской одежды составляла парочка - юбка и кофта. В богатых семьях ее шили из шелка, шерсти и бархата, в бедных - из ситца. Так что каждая казачка могла одеться по собственному вкусу и возможности. Кофты украшались тесьмой, кружевами, вышивкой и бисером. Сзади или сбоку они застегивались на множество мелких пуговиц. Юбки предпочитали широкие, мелко собранные у пояса. Снизу юбки также украшали кружевами и оборками.
В праздничные дни казачки покрывали головы красивыми шелковыми платками, в косы вплетали бархатные и атласные ленты.Одежда детей напоминала взрослую. Детей не баловали и часто они донашивали рубахи и шаровары своих старших братьев, сестер и других родственников.Очень немного дошло до нас и предметов быта казаков. К началу 20 века преобладающим на Дону стал комплект женской одежды, состоящий из юбки и кофты, который называли «парочка»
1.В культуре казаков 3 правила. Их повторяем вновь: Хором все дети:
-Старикам- уважение. -Гостю – всё почтение. - А женщине – любовь. Казаки и родители.
Казачьи семьи были большими (5-10 человек).
По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям. Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам. Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без согласия родни в целом, невозможно было решить вопросы создания новой семьи. Разводы у казаков были редчайшим явлением.
Обращение к родителям предусматривало только «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и
Почитание родителей было внутренней потребностью детей. Авторитет отца и матери был непререкаем, почитаем. Без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех.
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Они помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш». При появлении старика все должны были вставать. В присутствии старшего не разрешалось курить, вступать в разговор , непристойно выражаться. При входе куда-либо первым пропускали старшего. Уважение к нему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто и из них в отношении кого старше. Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей. Родители не выясняли свои отношения в присутствии детей. Отец и мать мужа ( свекровь и свекр ) для жены и мать и отец жены
( тесть и теща ) для мужа являлись Богоданными родителями.1. Почитание родителей- Всех правил изумительней. Авторитет отца и матери Самым главным казаки ставили. Крестная мама дочку хозяйству обучала, Пока родная - по дому хлопотала. Ну а крестный отец Сына военному искусству обучал, Чтобы тот был храбрый боец И знал « по чем фунт лиха», наконец. Величали мать и отца на «Вы». Казачата, будьте уважительны ко взрослым и вы!Отношение к старшим.
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться).
При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться. При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака.
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными.
При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.2. Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон. Уважали и старшую сестрицу. Она мать заменяла, возилась с детьми, была мастерицей.Детям, тем, кто баловался и бил баклуши, Мог и посторонний казак надрать уши.
Отношение к женщине
Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре - обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман. Женщине было запрещено присутствовать на казачьем сборе. Для изложения её проблем на круге, можно было привлечь отца, брата, сына, крестного, а если у неё не осталось или не было никого, её интересы мог представлять атаман.
Женщина была настолько уважаемым субъектом казачьего общества, что права участия в круге ей были просто не нужны. Если женщина о чем-то просила, ее вопросы обязательно решались. Дело в том, что, как правило, женщина постоянно бывала одна. Муж или брат могли находиться в походе, на кордоне. Пребывание её мужчины в доме было, как правило, кратковременным, и на женщине лежали все хозяйственные вопросы. В воспитании подрастающего поколения, женщине помогали не только её родители или родители мужа, в этом деле ей помогало все население хутора или станицы. Если подрастающее поколение совершало какой-либо проступок, совсем посторонний человек имел право не только сделать замечание, но и наказать нарушителя физическим образом. После этого сообщить родителям, которые могли еще и добавить. Еще одним полезным правилом общежития Донских казаков был запрет на выяснение отношений, в присутствии детей.
В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости.
Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери – казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне, и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строго порядка казачьего быта.
Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
В казачьем обществе женщина ассоциировалась с матерью, женой или сестрой. По чести женщины, по её поведению измерялось достоинство мужа, брата или отца.Эталоном взаимоотношений мужа и жены являлось священное писание, а в священном писании написано следующее: «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа». При всём при этом строго придерживались правила, что жена не вмешивается в мужские дела, а мужа не должны интересовать дела женские. Казаки и гости. Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Когда приветствуют гостей, то подносят хлеб и соль. А ещё соль по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Гость считался божьим посланцем. Гостю за столом отводилось самое почётное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным. Ещё одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев. Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствуют, можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.Таковы были нравы и обычаи старого казачества.
3. Гость считался божьим посланцем, Никто его не мог тронуть и пальцем. Гостя любили, уважали, На лучшее место за столом сажали. Казаки должны помогать друг другу: Накормить, обогреть, напоить гостя, Подтянуть коню подпругу.При этом ценилась в казаках честность и сила духа
О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках:Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Где тревога, туда казаку и дорога.
Казак без коня, что солдат без ружья
Казак родился – Отчизне пригодился.
Казачье братство милее богатства.
У казаков в бою жизнь общая: одного ранило – всем больно.Рождение казака.
Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорождённому все родные и друзья отца приносили в дар ружьё, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.
По истечению сорока дней ребенка носили в церковь для «получения молитвы». По возвращению из церкви домой, отец надевал на ребенка
портупею от шашки, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял её с казаком.
Через сорок дней после рождения ребенка состоялись крестины. Сначала новорожденному, дарили какое – нибудь оружие: шашку, кинжал, старинный пистолет или ружье.
Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.
Обучение начиналось после праздника первых штанов.
Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде и он почти ежедневно ездит верхом по двору под присмотром взрослых. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.
К 5-6 годам казачонок уже участвует конкурсах и скачках. Воспитывали у детей готовность к военной службе и в первую очередь приучали к коню, добиваясь
единства коня и седока, развивали в нем отвагу, удаль, презрение
к опасности.
С 8-9 лет дети шли в школу, где с основами общей грамоты учили
историю Отечества, знакомили с военным делом, позже ввели гимнастику.
Главная подготовка начиналась в 18 лет, когда молодой казак вступал
в подготовительный разряд и принимал присягу.
Казак уже с рожденья – воин, Все дарят лук, одежду, стрелы, ружье, патроны, порох, пули. По-моему, мы всё упомянули В 5 лет дитя по степи мог скакать, А чуть научится стрелять - И монету между пальцев пулей мог казак наш выбивать. Самым отвратительным пороком считали обман, Тут уже наказывал – атаманНаказанья были справедливы, Хотя, слышали мы, что очень строги, Но ведь это наши предки – казаки, А значит, они всегда были правы!
Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
Когда девушке исполнялось14-15 лет дед дарил ей серебряное колечко, сопровождая свой подарок песенкой про колечко и наставлениями, что внучка теперь «не дитё» а «барышня» и вести должна иначе: «на неё женихи смотрят».
С момента получения колечка девушка начинала готовить приданное. Девичья жизнь кончалась сватовством.
У казаков веселья не бывает без казачьей частушки!
Чтобы дом свой защитить,
Сильным должен казак быть!
Чтоб границу охранять,
Должен на коне скакать.
Я сидела на окошке
Ехал казачок на кошке
Стал к окошку подъезжать
Не смог кошку удержать!
Ты до сборов не дорос,
Маленьким остался.
На коня тебя сажать
Дядька отказался!
Ну-ка, цыц, вы хохотушки!
Вам бы только все игрушки!
Незаметно год пройдёт,
И казак наш подрастет.
Мы девчата – казачата
Не умеем мы тужить
Без частушек – прибауток
Нам и суток не прожитьМы донские казачата,Очень дружные ребята.Век готовы мирно жить,Дону - батюшке служить!Малышей не обижать,Славу предков умножать,Чтить законы казаковКаждый с юности готов.А без шашки и коняНе прожить нам даже дня,Ведь не зря все дончакиДону – батюшке верны.Вот такие мы ребята –Все лихие казачатаВек готовы в дружбе житьИ Россией дорожить!
Учитель. Молодцы. Помните, ребята сказали, что в шапку казака вшивалась иконка.Вера в Бога у каждого казака была особенной. Она давала казаку и бесстрашие перед смертельной угрозой, и уверенность в Божьей помощи в трудной ситуации, и силу в борьбе... Вера казака
Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов.
Основу морально-нравственных устоев казачьих обществ составляли 10 Христовых заповедей. Родители приучали своих детей к соблюдению их. Но главной заповедью было : крепи веру православную, ходи в церковь, очищай душу свою от грехов через покаяние, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки. Главным украшением хаты была в красном углу – икона с рушником.
Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело.
Подать оброненное постороннему, помочь поднять, уступить место для сидения. В застолье, казак всегда, прежде чем съесть самому, обязан был предложить это близсидящему. Прежде чем самому утолить жажду в походе, казак должен был предложить это напарнику. Отказать в подаянии нищему считалось большим грехом. Поговорка гласила: «Лучше всю жизнь давать, чем всю жизнь просить». Жадные люди были достойны презрения, и к ним никогда не обращались с просьбой. Если, в момент исполнения просьбы, дающий показывал свою жадность, казак отказывался от услуги. Он считал, что не стоит брать у этого человека – это не к добру. Большим грехом считался обман, причём не только делом, но и словом. Человек, который не сдержал своего обещания или данного слова, терял доверие окружающих.
Наиболее значительными религиозными праздниками были: Рождество Христово, Пасха. Завершалась Пасха поминовением усопших. Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, совести людей. Казаки относились всегда к предкам с большим почтением. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого - покровителя войска.
Святки, Масленица, Троица составляли важную часть казачьих праздников.
В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества. Шапку они снимают только в церкви, при чтении Евангелия и оголяют шашку на одну треть это означает, что казак готов защищать честь России.В каждом войске были свои святые, свои выдающиеся деятели и Православные святые, знать имена которых - сыновняя обязанность казака.
Честь казачья
Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу и французские короли, и германские курфюрсты, но особенно соседние православные народы.
Казаки были неподкупны, предательств среди них, среди природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников.
Слово казака
Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любил и дела на кругу (Раде) решал скоро и справедливо.
По отношению к своим провинившимся оценка братьев-казаков была строга и верна, наказания за преступления - измену, трусость, убийство и воровство - были жестоки.
Казачьи заповеди.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)
3. Безмерное почитание гостя.
(Каждую заповедь дети быстро по очереди произносят)Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. 1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее;2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ
3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!"
4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ
6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ
9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА
10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ
УчительСоблюдайте правила и обычаи казачества.А еще силен и крепок казак своей вековой дружбой с конем.Сильнее этой дружбы на всем свете нет.
Верный друг
Казак и конь это одно целое, удивительно прочное целое, в особенности в походе и на войне.(слайд)А посмотрите, каков казак на коне: сидит не качнется, как прирос, будто родился вместе с конем.Посадка бодрая, живая, гордая, удалая: грудь вперед - колесом, плечи назад, голова запрокинута, шапка на самом затылке.Несмотря на некоторые различия в обрядах у казаков различных казачьих войск, одно, несомненно: все было подчиненно воспитанию воина. Так с момента рождения малыш был окружен вниманием казаков, заботой о том, чтобы вырастить из него казака – защитника Отечества, патриота Родины. Казак рождался воином. В семье его не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному.
В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, 14-15 летние подростки могли джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь.С 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка – т.е. ученье воинскому делу.В 19 лет – приводился к присяге на верность службе.Конь и казак.
По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.
Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи.
Коня и казака не разделяют, Вместе живут и вместе умирают. Казачка коня к казаку подводила И тихо ему пред войной говорила: 4. «На этом коне уезжаешь, казак, На этом коне и домой возвращайся,
поступить ты иначе не можешь никак!
Он твоего отца родного
Носил в огонь и из огня.
Конь боевой всего дороже,
И ты, родной, им дорожи.
И лучше сам ты ешь похуже,
Коня же в холе содержи!»
Кинжал не покупали казаки никогда, В бою или по наследству доставался он всегда. И прославился казак не ратным искусством, не военно-боевой удалью, а дивной, чарующей песней, да лихой казачьей джигитовкой.
Учитель. Что такое «джигитовка»?
Ни один праздник не обходится без коня, без конных соревнований.
Вот и прочитана последняя страничка нашего альбома. Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, школу, семью. Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала.
Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями.
5. Возрождение казачества – это вовсе не ребячествоИ не месть, хоть униженных не счесть!Может, в этом есть лихачество, Но ведь здесь и суть казачества:Никому не преклоняться, за родную землю драться,Крепко Родину любить, если надо – защитить!Честно жить, работать дружно – Вот казачеству что нужно!Что жизнь коротка - не беда,В ней можно успеть очень много.Лишь мирно бы солнце светило всегда,Сияло над каждым порогом.
Мир дому вашему! Мир краю нашему Живи и процветай, Донской край!Вы, ребята, живите, творите, дерзайте во славу земли русской!
Удалые казакиСредь донских степных полейИ кубанских ковылей,Где Кубань и Дон текутКазаки давно живут.Гордый и лихой народЗаслужил себе почет:Храбрость, мужество, отвагуНа своих плечах несет.Честью с детства дорожат,Любят холить жеребят,Из лозы корзины вьют,Песни звонкие поют.Память предков охраняют,Веру в Бога почитают,И обычаи свои Сохраняют на Руси.Всех обычаев не счесть:Казаку превыше честь,Сабля – гордость казака,Не прожить им без коня,Без ухи и без добычи,Уж такой у них обычай.И готов любой казакЗа Россию постаять.Нет на свете плясок краше,Если вдруг казак запляшет,Если хором запоет – Удивит любой народ.Есаул, односельчане,Атаман и хуторяне – Все равны перед закономИ разумным Божьим словом.Православный, удалой,Наш казак всегда герой.А казачка – вот краса:Стройный стан и плюс коса.Независимый, свободныйРод казачий очень гордый.И не даром на РусиВсем знакомы казаки.
Как бы трудно не жилось народу в прошлом, но без песни - ни шагу. В песнях душа народа. Песня – драгоценное богатство нашего народа. Жители Дона любят петь. А какой весёлой была бытовая песня. А игровые и хоровые песни показывали размах и удаль, весёлость и широту русского народа.
Песня «Пчёлочка златая».
13PAGE 15
13PAGE 141215
Заголовок 315