мастер-класс «Обычаи и обряды донских казаков»
МБОУ ДОД ЦВР
Детское объединение «Донские истоки»
«Обычаи и обряды донских казаков»
Разработчик:
Педагог дополнительного
образования: Палатовская Е.В.
2014
Цель: Знакомство с обычаями, традициями и обрядами казаков.
Задачи:
Закрепить знания о значении обычаев и обрядов в жизни наших предков казаков.
Прививать интерес к изучению обычаев и обрядов.
Воспитывать патриотические чувства к малой Родине – Донскому краю, казачеству.
Методы и приемы: Словесный, наглядный, игровой, метод создания игровой ситуаций.
Оборудование: костюмы: казака и казачки, салфетки, рушник, мяч, атласная лента, расческа или гребешок, платок, спицы, крючок, серебряное колечко.
Ход занятия.
Организационная часть.
Вступительное слово. Здорово дневали! Мы живем на Донской земле и должны знать свои обычаи и обряды.
- А какие вы знаете? Назовите их пожалуйста.
- А сейчас мы вам расскажем и покажем некоторые из них.
- Я расскажу вам о воспитании девочки в казачьей семье.
Основная часть: Воспитание девочек предполагало их подготовку к будущей семейной жизни, т.е. девочек приучали держать в порядке дом: готовить пишу, шить и стирать, следить за младшими. В девочке-казачке с самого рождения старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Ей внушали, что самое главное спокойная душа и чистое сердце, а счастье - крепкая семья и честно заработанный достаток. Когда девочка начинала ходить, праздновали "первый шаг",дарили ленточки "на бантик", гребешок "на косоньку", платочек "в церковь ходить".Подарки буквально сыпались на девочку, однако это не означало, что ей все дозволено. Девочку-казачку приучали к строгости и труду. Она должна была уметь вести всю домашнюю работу в семье, в том числе и нянчить младших. С раннего возраста девочки участвовали во всех работах по дому: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком это умела каждая казачка. Не случаен авторитет девочки-подростка в казачьей семье. Младшие часто называли ее няней и обращались на "Вы". Труд не исключал радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать - этому было подчинено все ее воспитание. Вечная труженица в мирное время, в минуты опасности казачка являлась таким же бойцом, как ее отец, муж или сын. Когда она становилась девушкой(по секрету бабушка сообщала деду – старшему в семье), дед тут же покупал серебряное колечко, сопровождая свой подарок наставлениями, что внучка уже «не детя», а «барышня» . колечко на левой руке означала, что перед ними «хволенка», пускай она еще не на выдане, но о ней думать можно как о невесте. С этого момента она готовила приданное.
Девичья жизнь кончалась сватовством.
Чаще всего родители сами объявляли сыну свою волю в выборе невесты. Присылали расторопных и находчивых сватов. Приходили отец с крестным в дом будущей невесты – «чайку по пить».
- А сейчас посмотрите и поучаствуете в обряде «Сватовство».
Сват - Мы люди из далека, едим мимо Вашего двора, мы недуманно – негаданно увидели след не то куницы, не то красной девицы.
Казачка – Милости просим!
Сват - Да вот есть у нас один ясный сокол «Всему делу голова»!
Казачка -Так покажите нам этого ясного сокола! (выходит жених кланяется на три стороны: вперед, вправо, влево). Чей же ты будешь ясный сокол из какой ты станицы?
Жених: - Я вольный казак, из донской станицы.(пройтись)
Сват: - ты казак молодец – охотничек, а теперь желали бы поглядеть вашу куницу – горностаюшку. (выходит все кланяется.)
Казачка: Согласна ли ты Марьюшка стать женой Ивана?
Невеста: - Без воли родительской не выхожу.
Сват: - А ты, Иван , согласен ли стать мужем Марьиным?
Жених:- Без воли родительской не женюсь. (жених и невеста раскланиваются и уходят)
Сваты завершали сватанье обряд рукобития. Договаривались о подарках невесты и угощения на свадьбу.
За неделю до свадьбы начинались посиделки, у невесты собирались подруги, шили ей платье, готовили преданное, пели песни и играли.
Практическая часть: - А сейчас мы с вами познакомитесь и поиграем в старинные казачьи игры. У казаков было много казачьих игр: подвижные игры в них играли дети и молодежь, хороводные и шермиции - это казачье воинское искусства.
1 Иван
Дети становятся в круг Ведуший ходит во круг детей и говорит : «Вокруг куреня хожу, хожу и в окошечко стучу, стучу. Я казак Иван в гости пришел Марусеньку нашел » (трогает ребенка за плечо) и разбегаются в разные стороны кто в перед добежит к окошку (на место ребенка который побежал)
2 Заря - заряница
Ход игры:
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих -- Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-- зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно клад т ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро бер т ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Правила игры
. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо
ленту. Бегущие не должны пересекать круг.
2 Иголка, нитка, узелок
Ход игры:
Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры
. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не
задерживая, и сразу же закрывать круг.
3 плетень за плетень
Участники игры, взявшись за руки попарно пели:
Заплетись, заплетись, плетень!
Завяжись, завяжись, узел!
Молодая утушка
Собирала детушек.
При этом начиналась заплетение. Крайняя пара справа поднимала руки, и под ними, как через ворота, проходил весь хоровод, начиная с крайней левой пары. После этого первая пара поворачивалась в сторону движения. Так весь хоровод проходил под поднятыми руками второй, третьей пары, которые тоже поворачивались, и так продолжалось, пока все не заплетались. Тогда начинался новый куплет:
Расплетись, расплетись плетень!
Развяжись, развяжися узел!
Молодая утушка
Растеряла детушек.
И под эти слова начиналось расплетение, заключавшееся в том, что хоровод все проделывал в обратном порядке.так продолжалась пока все не расплетались
Заключительная часть: Наше занятие подошло к концу. Благодарим вас всех за внимание и участие. Всего доброго. Досвидание.
15