Конспект мастер-класса Применение средств компьютерной технологии при решении задач на движение


Добрый день, уважаемые коллеги!
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставило меня задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводиться КТ, ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
Давайте посмотрим на экран. (Мультик)
Уважаемые коллеги! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: зачем же в школе учат решать задачи? (ответы слушателей, группы поддержки)
Я со всеми ответами согласна. Вы абсолютно правы. И поэтому темой моего мастер-класса будет «Применение средств компьютерных технологий при решении задач на движение»
Решать задачи на движение дети учатся ещё в начальной школе. Чем старше они становятся, изучаемый материал усложняется. Для того, чтобы сделать материал более доступным и понятным, я учу делать краткие записи условия задачи, иллюстрируя его с помощью рисунка, схемы или чертежа, обосновывать каждый шаг в анализе задачи и в её решении, проверять правильность найденного решения.
И первым помощником для реализации всех моих методов и приемов служат компьютерные технологии.
На своем мастер-классе покажу, как мы с детьми решаем задачи на движение.
Очень часто учащиеся 5, 6 классов не помнят, как находить скорость, время и расстояние. Я в своей работе применяю такой прием запоминания формул.
Итак, в путь. Подняться в гору тяжело, на это надо затратить много времени. Начало нашего пути в гору обозначим буквой t.
Поднимаясь в гору, мы проходим какое-то расстояние, путь. Обозначим его S.
Спускаться с горы очень удобно. Можно мчаться на санях. Очень полезна ходьба. Главное – скорость, т. е. как быстро мы движемся, идем. Обозначим это буквой v .
Итак, мы получили треугольник, причем он должен быть равнобедренным, вершины которого обозначены буквами: t, S, v. Равные стороны обозначим знаком деления, основание обозначим знаком умножения. Посмотрите на треугольник и скажите, как мы найдем время? Скорость? Расстояние? Таким образом, дети быстро запоминают все формулы. Первое время нужно показывать этот треугольник, а в дальнейшем достаточно будет только сказать: «Вспомните наш треугольник» и уверяю вас, ни один из учеников его не забудет и всегда без проблем будет решать любые задачи на движение.
Внимание на доску. Читаем задачу.
Саша и Максим договорились встретиться у стадиона школы через 15 минут. Саше надо пройти 1 км, а Максиму – 1,5 км. С какой скорость надо им идти, чтобы прийти вовремя? Как часто вы сталкиваетесь с такими задачами т.е., как часто вам приходится определять как быстро вам необходимо идти, чтобы не опоздать в школу или в кинотеатр или на встречу с другом? (Ответы группы поддержки)
А так как это происходит достаточно часто, то значит мы должны уметь хорошо решать такие задачи. Давайте вспомним, какими могут быть ситуации в задачах на движение, если за основу взять направление движения.

Мы с вами повторили все необходимые понятия и можем переходить к решению задач.
Расстояние от села Салобеляк до города Советска составляет 115 км. Из села выехала машина со скорость 80 км/ч и остановилась через полчаса. Сколько км осталось проехать машине после остановки?
Она не сложная. Как ее мы будем решать? (Решаем задачу)
При решении задач на движение учащимся я рекомендую представлять условия в виде графических схем или наоборот, по готовой схеме составить задачу и решать ее.
Рассмотрим такую схему. Какую информацию несет данная схема? (Ответ) Какой вопрос мы можем поставить к этой задаче? (Ответ). Как мы будем ее решать? (1 группа предлагает 1 способ решения). Пожалуйста, решите задачу.
- Как еще сможем решить данную задачу?
Данную задачу можно решить и 2 способом. Рассматривается 2 способ решения задачи. (2 группа решает вторым способом)
Я своим учениками всегда предлагаю одну и ту же задачу решать несколькими способами.
- 1 группа, решили задачу? Что у вас получилось? Молодцы!
-2 группа? Молодцы!
Какой способ рациональнее?
Схема помогает выявить более рациональный способ решения.
При составлении задач на движение я часто использую возможности анимации, и таким образом мои задачи становятся более красочными и наглядными. Рассмотрим одну из таких задач. Пожалуйста, прочитайте условие задачи. (Группа читает задачу)
Уважаемые коллеги, наглядность помогает детям визуально воспринимать задачу и, как правило, трудности при решении задач не возникают.
При решении многих задач на движение можно использовать таблицу, которая мобилизует, упрощает, помогает решению задач. Рассмотрим одну такую задачу. Прочитайте.

А для того, чтобы проверить, хорошо ли учащиеся повторили алгоритмы решения задач на движение, я использую программу – MotionLessonSetup. Эта программа имеет широкий спектр возможностей. С ее помощью мы с учащимися составляем задачи, обязательно сохраняем их, а потом можем использовать их неоднократно. Как учитель я использую эту программу и для проверки знаний учащихся. На начальных этапах самостоятельного использования этой программы учащиеся пользуются готовым алгоритмом. Ознакомьтесь с ними. В алгоритме указано, где составляются словесное описание, какие персонажи, какое направление движения, какой тип дорожного покрытия. После полного составления условия задачи она сохраняется в банке задач. В этой программе учащиеся могут решать уже готовые задачи. В дальнейшем учащиеся с удовольствием работают в этой программе, демонстрируя свое математическое творчество в конструировании задач
Таким образом, компьютерные технологии – это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий – ярких и красочных, новый способ обработки информации, новые формы проверки знаний учащихся. Используемые мною компьютерные технологии позволяют решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения математике. Применение компьютерных технологий в обучении математике способствует повышению у учащихся интереса к предмету, развитию мышления, активизации познавательной деятельности, развитию вариативности мышления, математической логики. направленности мыслительной деятельности на поиск и исследование.
Уважаемые участники моего мастер-класса, надеюсь, что я вас в этом убедила. Спасибо за внимание! Всем желаю творческих успехов!