Рабочая программа по учебному предмету «Технология » 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Фощеватовская средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
«Согласовано»
Руководитель МС
______
Носуленко И.В.
«___» _________2014 г. «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Фощеватовская СОШ »
________Носуленко И.В..
«___»_________ 2014 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «Фощеватовская СОШ»
_______Цырульников В.Н.
Приказ №
от «__» _______ 2014г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Технология »
8 класс
Учитель Сафонов Николай Николаевич
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Технология. Технический труд» составлена для учащихся 8 классов на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (2004 г), Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Авторы программы: В.Д.Симоненко, М.В. Хохлова «Технология. Технический труд», М.: Вентана- Граф, 2009 г.
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (по 2 часа в неделю). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии и авторской программой учебного курса. Программа составлена с учётом регионального компонента.
В программе по направлению «Технология. Технический труд» имеются разделы : «Сельскохозяйственный труд», «Технологии ведения дома», «Электротехнические работы», «Проектная деятельность». В рабочую программу внесены изменения. Так как при школе имеется учебно-опытный участок добавлен раздел «Сельскохозяйственный труд» в объеме 18 часов (осеннее-весенний период), за счет уплотнения раздела «Технология ведения дома».
Принципиально важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
С учетом уровневой специфики восьмых классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны
знать:
-цели и значение семейной экономики;
- общие правила ведения домашнего хозяйства;
- роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
- необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена;
- сферы трудовой деятельности;
- принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
- принципы работы и использование типовых средств защиты;
- о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
-способы определения места расположения скрытой электропроводки;
-устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
- как строится дом;
- профессии строителей;
- как устанавливается врезной замок;
- основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;
-особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
-основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь:
- анализировать семейный бюджет;
-определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
- анализировать рекламу потребительских товаров;
- выдвигать деловые идеи;
- осуществлять самоанализ развития своей личности;
- соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;
- собирать простейшие электрические цепи;
- читать схему квартирной электропроводки;
- определять место скрытой электропроводки;
- подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
- установить врезной замок;
-утеплять двери и окна;
- анализировать графический состав изображения;
- читать несложные архитектурно-строительные чертёжи.
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативной;
-социально-трудовой;
- познавательно-смысловой;
- учебно-познавательной;
- профессионально-трудовым выбором;
- личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- выращивать овощные культуры;
- использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
- проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
- ориентироваться на рынке товаров и услуг;
- определять расход и стоимость потребляемой энергии;
- собирать модели простых электротехнических устройств.
Календарно-тематическое планирование по технологии 8 класс
№ п/пНаименование разделов и тем Часы
учебного времени Сроки прохождения
по плану фактически
1.Cельскохозяйственный труд (осенний период 8 ч)
1 Вводный инструктаж по т/ б при проведении занятий по технологии. 1 2 Понятие о почве и ее плодородии. 1 3.09 3 Уборка урожая. 1 4 Хранение урожая. 1 10.09 5 Обработка почвы. 1 6 Обработка почвы. 1 17.09 7 Органические и бактериальные удобрения. 1 8 Минеральные удобрения. 1 24.09 2. Технология ведения дома. (17 ч)
9 Семья как экономическая ячейка общества. 1 10 Предпринимательство в семье. 1 1.10 11 Потребности семьи. 1 12 Бюджет семьи. 1 8.10 13 Расходы на питание. 1 14 Сбережения . Личный бюджет. 1 15.10 15 Информация о товарах. 1 16 Торговые символы, этикетки и штрихкод. 1 22.10 17 Экономика приусадебного участка. 1 18 Экономика приусадебного участка. 1 29.10 19 Инструктаж по охране труда при ручной обработке древесины. 1 20 Ремонт оконных блоков. 1 12.11 21 Ремонт дверных блоков.
1 22 Технология установки врезного замка. 1 19 .11 23 Утепление дверей и окон 1 24 Ручные инструменты. 1 26 .11 25 Безопасность ручных работ. 1 3.Электротехнические работы (21 ч)
26 Электрическая энергия- основа технического прогресса. 1 3 .12 27 Электрический ток и его использование. 1 28 Принципиальные и монтажные электросхемы. 1 10.12 29 Параметры потребителей электроэнергии. 1 30 Параметры источника электроэнергии. 1 17.12 31 Электроизмерительные приборы. 1 32 Правила безопасности на уроках электротехнологии. 1 24.12 33 Вводный инструктаж по т/ б при проведении занятий по технологии. 1 34 Электрические провода. 1 14.01 35 Виды соединения проводов. 1 36 Монтаж электрической цепи. 1 21.01 37 Электромагниты и их применение. 1 38 Электроосветительные приборы. 1 28.01 39 Лампа накаливания. 1 40 Регулировка освещённости. 1 4.02 41 Люминесцентное и неоновое освещение. 1 42 Бытовые электронагревательные приборы 1 11.02 43 Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами 1 44 Двигатели постоянного тока 1 18.02 45 Двигатели переменного тока 46 Электроэнергетика будущего 1 25.02 4. Проектная деятельность (14 ч)
47 Проектирование как сфера профессиональной деятельности 1 48 Творческие проекты выполненные вашими сверстниками 1 4.03 49 Этапы выполнения творческого проекта 1 50 Варианты проектов 1 11.03 51 Выбор и обоснование проекта 1 52 Рекламный проспект изделия 1 18.03 53 Экономические расчеты 1 54 Затраты на материалы 1 1.04 55 Вариант комбинированного проекта 1 56 Техническая эстетика изделий 1 8.04 57 Основные требования к проектированию изделий 1 58 Элементы конструирования 1 15.04 59 Затраты на оплату труда 1 60 Защита проекта 1 22.04 5.Cельскохозяйственный труд (весенний период 10 ч)
61 Инструктаж по т/б при работе на учебно-опытном участке. 62 Овощные культуры 1 29.04 63 Посев и посадка с/х культур 1 64 Способы посева и посадки 1 6.05 65 Уход за растениями 1 66 Сорные растения и меры борьбы с ними 1 13.05 67 Защита растений от вредителей болезней 1 68 Севообороты 1 20.05 69 Зерновые злаки 1 70 Корнеплоды 1 27.05 Содержание программы учебного предмета
Сельскохозяйственный труд 18ч.
Основные теоретические сведения.
Понятие о почве и ее плодородии. Овощные культуры. Органические и бактериальные удобрения. Хранение урожая. Зерновые злаки. Корнеплоды. Севообороты
Практические работы.
Посев и посадка с/х культур. Обработка почвы. Уход за растениями Уборка урожая.
Варианты объектов труда
Овощи.
Технология ведения дома 17 ч.
Основные теоретические сведения.
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой.
Практические работы.
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Планирование возможной предпринимательской деятельности: обоснование выбора возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности; оценка возможностей индивидуальной предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета.
Варианты объектов труда.
Рекламные справочники по товарам и услугам, предприятия торговли.
Электротехнические работы 21 ч
Основные теоретические сведения.
Электрическая энергия- основа технического прогресса. Параметры потребителей электроэнергии. Принципиальные и монтажные электросхемы. Правила безопасности на уроках электротехнологии. Электроэнергетика будущего.
Практические работы.
Соединения проводов . Монтаж электрической цепи. Регулировка освещённости.
Варианты объектов труда.
Электрофицированные модели и игрушки.
Проектная деятельность 14 ч
Основные теоретические сведения.
Эвристические методы поиска новых решений. Выбор тем проектов. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации Презентации проектов.
Практические работы.
Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и критериев их выполнения. Конструирование и дизайн-проектирование изделия. Подготовка технической и технологической документации .Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда. Презентация проекта.
Варианты объектов труда.
Проектные работы.
Приложение 1
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов.
Предметы обихода и интерьера, шахматы, головоломки, куклы, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажеры, модели автомобилей, судов и т. п., макеты памятников архитектуры, макеты детских площадок.Технология создания изделий из металлов, пластмасс и поделочных материалов.
Весы, ручки для дверей, головоломки, блесны, инвентарь для мангала, наборы для барбекю, коптильни, украшения, спортивные тренажеры, багажники для велосипедов, подставки для цветов, приборы для проведения физических экспериментов, макеты структур химических элементов, модели машин и механизмов.Электротехнические работы.
Рациональное использование электричества, рациональное размещение электроприборов, подсветка классной доски, электрифицированные учебные стенды, электрические щупы для поиска обрыва цепи, указатели поворота для велосипеда, автономные фонари специального назначения, электротехнические и электронные устройства для автомобиля, игрушки с имитацией звуков, модели автомобилей или механизмов с электроприводом, антенны для удаленного приема радиосигналов, металлоискатель, электрозажигалка для газовой плиты. Формы и средства контроля
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ 8 КЛАССОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Отметьте знаком «+» один или все правильные ответы:
Технология – это наука:
а. о социальных процессах;
б. о физических процессах;
в. о химических процессах;
г. о преобразованиях материалов, энергии и информации;
2. К технологическим машинам относятся:
а. двигатель внутреннего сгорания;
б. динамо машина;
в. паровая машина;
г. шлифовальная машина.
3. С помощью какой передачи в сверлильном станке
осуществляется перемещение патрона со сверлом?
а. ременной;
б. реечной;
в. цепной.
4. Условием получения цилиндрической поверхности на токарном
станке является равномерное перемещение резца:
а. под углом к оси заготовки (0<α<90);
б. перпендикулярно оси заготовки (α=90);
в. параллельно оси заготовки(α=0);
г. то параллельно, то перпендикулярно оси заготовки.
5. Выполнении проекта начинается:
а. со сбора информации для выполнения проекта;
б. с определения потребностей и возможностей проектной деятельности;
в. с изготовления изделия;
г. с выдвижения идеи выполнения проекта.
6.
1 Нартов А.К. А Русский механик-изобретатель. Разработал и изготовил карманные часы с музыкальным боем
2 Ползунов И.И. Б Русский ученый-энциклопедист. Ему принадлежит честь открытия закона сохранения материи и движения
3 Ломоносов М.В. В Русский изобретатель-самоучка. Изобретатель теплового двигателя и первой в России паровой машины
4 Кулибин И.П. Г Русский ученый, механик и скульптор. Изобретатель станков с механическим суппортом
7. Последовательность выполнения технологических операций …
1 разметка, зенкерование, накернирование, сверление
2 разметка, накернирование, сверление, зенкерование
3 разметка, накернирование, зенкерование, сверление
4 сверление, накернирование, зенкерование, разметка
8.При замыкании ключа К в цепи лампа Л2 горит …
1 более тускло
2 более ярко
3 без изменений
9.Поставьте на чертеже те размеры детали, которых не хватает для ее изготовления:
10. Основную часть электрической энергии человечество получает на тепловых электростанциях, сжигая углеродосодержащее топливо. Это приводит:
к появлению озоновых дыр;
к усилению парникового эффекта;
к понижению средней температуры Земли;
к загрязнению мирового океана.
Учебно-методические средства
1.Программы начального и основного общего образования «Технология».
1-4, 5-9 классы. - М.: «Вентана- Граф», 2009
2. Боровков Ю. А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 4-8 кл. -2-е изд., перераб. и доп. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. - М: Просвещение, 2008.
3.Рихвк Э. Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. - М.: Просвещение, 2006.
4.В. Д. Симоненко.. Технология: учебник для 8 кл. общеобр. уч. - М.: Вентана - Граф, 2012.
5.Карабанов И. А. Технология обработки древесины: учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобр. уч. - 2-е изд. / И. А. Карабанов. - М.: Просвещение, 2007.
интернет-ресурсы:
Сайты:
Учитель технологии.
интернет-ресурсы:
Сайты:
Учитель технологии.
http://www.stimul.biz/http://www.mindomo.com/login.htmhttp://www.stimul.biz/ru/ru/lib/articles/mind-maps/http://festival.1september.ru/articles/511122/http://pedmir.ru/index.phphttp://rospedclub.ru/index.phtml/prPedNov.ruleshttp://pedsovet.su/ - Педсовет су.
http://www.openclass.ru/ - Открытый класс.
http://pedmir.ru/ - Педагогический мир.
http://www.proshkolu.ru/org/volgograd-33/ - Про школу.
http://metodisty.ru/ - Методисты.
http://tehnologi.su/ - Непрерывная подготовка учителя технологии
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей