Доклад Инновационные технологии в современном образовании
Инновационные технологии на уроках иностранного языка.
«первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».
Н.А.Назарбаев
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:
предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования.
Мониторинг интеллектуального развития.
Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Дидактические технологии как условие развития учебного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся, приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Основные задачи модернизации казахстанского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования. Государственный стандарт общего образования – это обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное общее образование и выражение возрастающей ответственности государства за качества образования нации.
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
- развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения.
Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе расширяет возможности предмета. При коммуникативном подходе обучение ориентировано на личность, непосредственную деятельность учащихся, их опыт, мировоззрение, интересы и все это учитывается при организации общения на уроке.
Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий. Иностранный язык является и целью, и средством общения одновременно. Главными участниками процесса обучения являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном отношении, речевом партнерстве. Необходимо проводить уроки на иностранном языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать - читая. Если упражнение соответствует реальному общению, то оно будет наиболее эффективным. Речевые упражнения предполагают постепенное, дозированное накопление большого объема лексики и грамматики с последующей реализацией. Речевая деятельность имеет 3 аспекта: лексический, грамматический и фонематический, которые неразрывно связаны между собой. В процессе обучения все зависит от упражнений, в упражнениях отражается концепция обучения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть речевыми: условно- речевые и речевые. Важным является отбор и организация материала на основе ситуации и проблем общения, которые интересуют учащихся разного возраста, только реальные ситуации развивают качества реальных умений.
Коммуникативность означает постоянную новизну в процессе обучения. Новизна проявляется в использовании языкового материала, в речевых ситуациях, в организации урока и разнообразии приемов работы. Коммуникативное обучение предполагает учет всех личностных характеристик, которые могут создать условия для общения. Для внедрения коммуникативных технологий надо подготовить учащихся психологически и убедить их в необходимости общения. Обязательными условиями коммуникативного обучения являются уважительное отношение учителя к ученику, создание на уроке доброжелательной атмосферы. Обучение в атмосфере доброжелательности позволяет раскрыть разные стороны личности ученика, дает возможность преодолеть психологический барьер. Это позволяет школьнику воспринимать иностранный язык как средство общения и формирует социально важные качества личности. Коммуникативное обучение предполагает организацию процесса обучения как модель процесса общения. Дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, решают проблемные ситуации. Изучение иностранного языка предполагает улучшение родного языка. При овладении иностранного языка ученики лучше понимают лингвистические понятия, расширяется филологический кругозор. Изучение иностранного языка оказывает влияние на развитие психики, у школьника развивается абстрактное мышление. Выготский Л. С. « Иностранный язык освобождает речевую мысль ребенка из плена конкретных языковых форм и явлений». Технология коммуникативного обучения развивает такие мыслительные операции как сопоставление, анализ и синтез, улучшается фонематический, интонационный слух и развивает воображение и творческие способности учащихся.