ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Шандригоз Н.Н., заместитель директора по учебно-производственной работе, преподаватель информатики ГОУ СПО «Тираспольский техникум информатики и права», Приднестровская Молдавская Республика, nata_shandrigoz@mail.ru
инновационные образовательные технологии в профессиональном образовании
Для всех очевидно, что современное образование находится на стадии динамического обновления. Происходит перестройка целей, содержания, форм, методов, средств и всей организации образовательного процесса в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов нового поколения. В связи с этим инновационные образовательные технологии приобрели особый статус и рассматриваются как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающимся, оптимизации учебного времени.
Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение образовательных технологий, ориентированных на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых среднего профессионального образования.
Одним из важных и действенных направлений модернизации системы образования является учебно-исследовательская работа студентов. В рамках формирующего педагогического эксперимента была разработана педагогическая технология формирования исследовательских умений и навыков у студентов при изучении различных учебных дисциплин и профессиональных модулей, включая следующие компоненты: целевой, концептуальный, управленческий, информационно-методический, оценочный.
Учебно-исследовательская работа студентов начинается с первого курса и ведется на протяжении всего периода обучения. Сначала студентов знакомят с основами и элементами учебных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению учебных дисциплин и профессиональных модулей, стимулируя интерес к избранной специальности. На этом этапе студенты готовят сообщения и рефераты. Затем студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические или экспериментальные разработки. Как правило, эти исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных, курсовых или дипломных работ, а также при прохождении учебной и производственной практики.
Для популяризации и пропаганды исследовательской работы студентов традиционно проводятся исследовательские и практические конференции, на которых молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией, сравнить и проанализировать свою работу, почерпнуть оригинальные идеи.
Исследовательская работа является важным и действенным фактором учебно-воспитательного процесса: способствует развитию студента, формирует его мотивацию, интерес к выбранной профессии, расширяет границы профессиональной деятельности педагога, повышает его творческий потенциал, формирует профессиональные и общие компетенции и высокий уровень общественной культуры, в конечном итоге, повышает качество образования.
Использование педагогических технологий на основе современных информационно-телекоммуникационных средств - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество. Опыт показывает, что применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации студентов, насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности студентов и содействовать развитию коммуникативных навыков работы с информацией.
На практике как «проникающая» ИК-технология используется при изучении нового материала (источник учебной информации), как тренажер в процессе формирования умений и навыков студентов, для решения отдельных дидактических задач (информационно-демонстрационные и моделирующие программы, учебные среды, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники, интерактивные плакаты, компьютерные тренажеры). При обучении и управлении учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, ИКТ успешно реализуется как монотехнология c использованием свободно-распространяемого программного обеспечения (eLearningPortal, MyTestX, Indigo, Hot Potatoes).
Применение облачных сервисов является неотъемлемой составляющей современного дистанционного образования и способствует динамичному переходу к инновациям по внедрению виртуальных дистанционных образовательных технологий (веб 2.0, 3.0) как новых форм сетевых образовательных сред, создавая возможности для персонального обучения дисциплине и организации самостоятельной внеаудиторной работы.
Одним из способов мотивации познавательной деятельности при обучении согласно государственным образовательным стандартам нового поколения является организация учебного процесса на базе технологии семиотической интерпретации учебных текстов. Данная технология базируется на современных философских представлениях о структуре текстуальных информационных объемов и базовых составляющих личностно-ориентированного обучения, подразумевает выражение смыслового содержания текстов посредством знаково-символических средств. Удобной и эффективной техникой семантико-семиотической интерпретации можно считать интеллект-карты или ментальные карты (Mind-maps), позволяющие эффективно структурировать и обрабатывать информационные потоки, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. C помощью «программ-визуализаторов» (бесплатных и платных, для творчества и для бизнеса, простых и очень многофункциональных) этот процесс значительно облегчается и становится реальной альтернативой или великолепным помощником разным текстовым и графическим редакторам, электронным таблицам, каталогизаторам и программам для управления проектами.
Научная мысль в педагогике среднего профессионального образования сегодня повернулась в сторону работодателя, от которого напрямую зависит будущее квалифицированного специалиста. Адаптируемая технология социального партнерства – это система договорных организационных, педагогических и экономических отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, родителями, позволяющая включить их в рыночные отношения и ориентированная на подготовку конкурентно способного и мобильного специалиста.
Важным направлением взаимодействия с социальными партнерами в области содержания образования является привлечение работодателей к разработке компетенций по специальностям и согласованию учебно-программной документации при подготовке специалистов согласно требованиям ГОС третьего поколения.
Социальные партнеры содействуют дуальному обучению с использованием современных технологий и оборудования. Программы такой формы обучения включают три основных компонента: учебно-производственную практику, практические и лабораторные занятия, внеаудиторную работу в форме экскурсий, семинаров-практикумов, круглых столов, конкурсов профессионального мастерства.
Обеспечивается контроль качества подготовки специалистов путем участия работодателей в аттестационных комиссиях при проведении квалификационных экзаменов, итоговой государственной аттестации выпускников.
В современных условиях технология социального партнёрства является основным ресурсом управления развитием учреждения среднего профессионального образования, который консолидирует деятельность всех заинтересованных субъектов образовательного процесса.
Подводя итог, следует отметить, что современному образованию нужен современный подход. Преподаватель должен идти в ногу со временем, а гдето и опережать его, использовать в своей работе инновации, в совершенстве владеть современными педагогическими технологиями, которые являются своеобразным полигоном для успешной реализации государственных образовательных стандартов третьего поколения, совершенствования качества и методов учебно-воспитательного процесса, формирования общих и профессиональных компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования.