Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего школьного возраста




Методическая разработка



Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего школьного возраста












Выполнила: учитель начальных классов
МОУ СОШ №1
города Катав- Ивановска
Шибаева Ирина Александровна
2016 г


2007


Оглавление

Введение ___________________________________________________ 3
Глава I. Развивающая дидактическая игра, как средство развития
активной познавательной деятельности ребёнка ___________ 6
Игра и её роль в обучении ________________________ 6
Особенности игровых приёмов обучения ___________ 8
Развивающие дидактические игры на уроках
обучения грамоте ________________________________ 11
Дидактические игры с компьютерной поддержкой______ 14
Глава II. Дидактическая игра в обучении грамоте по системе
Д. Б. Эльконина _______________________________________ 16
Игры – звукоподражание___________________________ 18
Звуковые игры ___________________________________ 19
Игры с ударными гласными ________________________ 23
Игры на выделение звуков _________________________ 24
Игры на слияние букв (звуков) в слог_________________ 26
Игры, стимулирующие переход от чтения
отдельных слов к чтению текста _____________________ 27
Игры – путешествия в страну слов____________________ 29
Как слоги слить в слова_____________________________ 33
Заключение __________________________________________________ 35
Литература __________________________________________________ 37
Приложение _________________________________________________ 38




Введение

Сделать серьёзные занятия для
ребёнка занимательными –
вот задача первоначального
обучения.
Д. К. Ушинский

В настоящее время наблюдается у школьников снижение интереса к получению знаний, для большинства учащихся характерно нежелание учиться. Это объясняется разными причинами: общественными, социальными, экологическими
Успешность школьного обучения зависит в первую очередь от психологической подготовленности детей к школе. На сегодняшний день эту проблему никак нельзя назвать решённой. Значительная часть детей психологически плохо подготовлена к школе, и самого начала школьного обучения испытывает трудности.
Ядро психологической готовности к школьному обучению составляют три вида отношений ребёнка – отношения со взрослыми, со сверстниками и отношение к самому себе. Изменения в этих основных сферах обеспечивают качественные отличия дошкольного и младшего школьного периодов развития, а также переход от ведущей игровой к ведущей учебной деятельности.
Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всём мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости превратится в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из этих подходов является дидактическая игра – сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребёнка в мир познания.
Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружён в процесс общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.
Возможность представления знаний и упражнений, преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребёнка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Введение игры в занятия позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения детей. Игра всегда является собственной, инициативной деятельностью детей. Поэтому знания, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а собственными знаниями ребёнка, которыми он активно пользуется.
Известно, что игра даёт ребёнку эмоциональный подъём, приносит радость.
Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра – это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего появляется интерес к урокам. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты), включая в неё дидактический материал разноуровнего характера. В-четвёртых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы в начальной школе.
Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли – вот к чему должен стремиться каждый педагог. Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а наоборот, напряжённый труд и постоянный поиск.
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребёнка как нельзя лучше помогает лучше и легче запомнить, повышает работоспособность.
Учёба – это серьёзный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, радость творца.
Но дидактические игры и занимательность приведут к успеху только при использовании их в строгой научной системе.











Глава I
Развивающая дидактическая игра, как средство развития активной познавательной деятельности ребёнка

Игра и её роль в обучении

Игра – это необходимый вид деятельности ребёнка, в процессе которого приобретается, обогащается и применяется жизненный опыт, углубляется представление об окружающем мире, развиваются природные задатки и особенности.
Функции игры:
Познание предметной и социальной действительности.
Игра – это средство физического, умственного, нравственного воспитания и развития.
Средство формирования личности, её психическая основа.
рекреативная.
Роль дидактической игры в жизни школьника очень велика. Серьёзное
трудное занятие в процессе игры превращается в занимательное. Макаренко писал: «Хорошая игра похожа на хорошую работу В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли»
В исследованиях Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других учёных отмечается, что в условиях игровой деятельности у детей развиваются способности к воображению. Игра побуждает учащихся к игровым действиям, даёт возможность каждому ребёнку лучше представить разыгрываемую ситуацию, полученные роли, определить необходимые для игры атрибуты. В игре дети учатся концентрировать своё внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново пережить яркие впечатления и события.
Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли и т.д. таким образом, в процессе игры у детей создаются благоприятные условия для развития воображения.




























1.2. Особенности игровых приёмов обучения

Чем нужно руководствоваться педагогу, придумывая и применяя игровые приёмы?
Прежде всего необходимо знать их существенные особенности, уметь отличать от других методов и приёмов обучения. Это позволит педагогу создавать подлинно игровые ситуации в процессе организации учебной деятельности детей. Важно знать и учитывать игровой опыт детей, их умение играть. Наконец, учителю надо чётко представлять себе, какие конкретные задачи решаются на занятии при использовании того или иного игрового приёма.
Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру.
Одним из признаков дидактической игры является игровая учебная задача.
Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, игры-звукоподражания. Для протягивания звука [В] можно разыгрывать встречу двух машин:
- Я Ввожу оВВВощи. А ты что Ввозишь?
- Ты умеешь поВВВорачиВВВать на леВВВо?
- А на праВВВо?
- ДаВВВай устроим сореВВВнование – кто лучше заВВВодится. ВВВ
Умело используя игровые приёмы, можно увеличить количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел.
Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности.
При разработке и применении игровых приёмов учитываются так же и уровень игры детей данной возрастной группы, и мотивы игры, т.е. характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого возраста и которые они стремятся «пережить» в игре.
Придуманные интересные игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения. Игровые задачи можно представить в виде развёрнутых действий (имитационные движения) или более обобщённых движений (жест, слово). Если их выполнение по какой-то причине недоступно ребёнку, то воображение его не будет разбужено, т.е. творческие элементы будут отсутствовать, хотя внешне ребёнок может выглядеть и внимательным и заинтересованным.
При разработке игровых приёмов важно думать и о логике игровых действий, соответствии их реальным жизненным ситуациям. Иначе эти приёмы будут надуманы и неестественными.
Игровые приёмы не следует усложнять излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, педагогу надо чётко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации. Только тогда будет эффективным игровой приём обучения. В учебной деятельности можно выделить три этапа игры:
1. появление в развитии замысла;
2.его реализация (исполнительская часть деятельности);
3. воплощение замысла (конкретный результат).
Игровые приёмы, как и другие методы обучения, существенно обогащают методику организации учебной деятельности детей. Они эффективны лишь в сочетании с другими методами и приёмами обучения при решении учебных и творческих задач. В зависимости от этих задач все занятия можно условно разделить на три типа:
1.занятия по сообщению новы знаний;
2. занятия, направленные упражнение в применении знаний и формировании
навыков;
3. творческие занятия.
Идею о необходимости сочетания задач обучения и развития творчества на занятии выдвинула и сформулировала учёный и педагог Е. А. Флерина ещё в тридцатые годы. Она отмечала, что на каждом занятии обучающего характера должна быть «отдушина» для творчества, а на каждом творческом занятии должны быть элементы обучения.
Таким образом, игровые приёмы можно использовать во всех типах занятий. Различие будет лишь в особенностях их применения, определяемых решаемыми задачами.






















1.3. Развивающие дидактические игры на уроках обучения грамоте

Начало школьного обучения в любом возрасте, а особенно в шестилетнем, остро ставит проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно - образного мышления дошкольников к словесно-логическому мышлению школьников. Разница между школьным и дошкольным отношением ребёнка к себе, к учителю, к ситуации обучения, к предмету обучения невозможно преодолеть без особого типа игр.
Игры, которые в настоящее время применяются на уроках, преследуют в основном физиологические цели: снять напряжение, переключить внимание детей с одного задания на другое. Игры, служащие для развлечения, оживления урока, полезны, приятны, но не строго обязательны. Они вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный эмоциональный оттенок, но все эти эффекты могут быть получены и другими средствами (неигровыми). Физминутки, музыкальные паузы, смена разнообразных форм работы, просто шутка – все эти формы отдыха, переключения внимания, разрядки позволяют учителю обходиться и без игр-развлечений, которые применяются главным образом на этапе обработки навыков.
Однако, если обучение шестилеток направлено на развитие понятийного теоретического мышления, совершенно невозможно обойтись без игр иного типа, прямо обслуживающих центральный и наиболее сложный этап обучения: этап введения теоретических понятий. Игра может внести в эти понятия то образно-чувственное содержание, которого лишены и словесные определения нового абстрактного знания, и даже его наглядные схемы и модели. Только такую игру, в результате которой у детей формируются понятия нового типа, перестраивается представление о слове, можно назвать обучающей в строгом смысле этого слова.
Как строится обучающая игра? Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, различие гласных и согласных звуков и т.д.) первоначально задаётся детям в воображаемой игровой ситуации. Вводятся условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато в Букваре Д.Б. Эльконина Тим и Том прекрасно воплощают различение мягкости и твёрдости согласных (и не чего другого не делают!). единственное жизненное предназначение Ама – охотиться за гласными звуками. Смысл жизни Звуковичков – забота о звуках и звуковое строительство. Действие со словами или их звуковыми схемами совершаются учителем и детьми от имени этих условных лингвистических персонажей. Возникающие в игре отношения персонажей соответствуют изучаемым лингвистическим отношениям. Каждому персонажу соответствует определённый знак – принятое в Букваре условное обозначение той звуковой характеристики, которую он воплощает. Например, Аму соответствует значок красного цвета, Тиму соответствует зелёный значок. Так в соединении игровой и учебной форм действия с условными значками подготавливается учебное действие моделирования.
Конкретное наполнение образов учебных игр – дело вкуса и фантазии учителя. Те же понятия могут быть введены по-другому, лишь бы было сохранено общее строение обучающей игры, которое является одним из решающих условий неформального усвоения соответствующих знаний. Обучающих игр не много, так как совсем немного понятий, составляющих основу обучающих знаний. По той же причине немного и игровых персонажей, воплощающих эти понятия, и нет необходимости наводнять уроки чтения феями и гномами, имеющими весьма косвенное отношение к содержанию урока. Поэтому, ели учитель не имеет склонности к игровым занятиям, все игры-развлечения, которыми снабжены методические рекомендации к Букварю Д.Б. Эльконина, могут быть заменены тренировочными упражнениями без ущерба для развития детей.
Букварь Д. Б. Эльконина насыщен достаточно широким лингвистическим содержанием, которое усваивается детьми через игру. Практическая реализация психологический идей, направленных на выявление и использование резервов развития ребёнка 6-7 лет, на достижение максимума возможностей этого возраста, отличает Букварь Д.Б. Эльконина от всех предшествующих стабильных букварей. Этот Букварь задуман как развивающий, но, чтобы этот замысел был реализован, учитель должен ясно осознавать принципы развивающего обучения. Более того, ценность психического развития ребёнка должна для учителя выступать как главная, ведущая задача обучения грамоте.
Следуя из вышесказанного можно сказать, что развивающие дидактические игры имеют большое значение в активной познавательной деятельности ребёнка. Учёные и психологи, работавшие под руководством Д.Б. Эльконина, вывели три главные развивающие роли игры:
- роль учебной игры как переходной формы от дошкольного к школьному возрасту,
-роль учебной деятельности как развёртывания системы учебных задач,
-роль нерепродуктивного характера сотрудничества учеников и учителя, совместно решающих учебные задачи.
Так же нужны и игры, преследующие физиологические цели: снять напряжение, переключить внимание с одного задания на другое. Для детей игра – это удовольствие, а учиться играя вдвойне интересно.










Дидактические игры с компьютерной поддержкой

Современный учебный процесс нельзя представить без использования
технических средств, в том числе и компьютеров, но их применение недолжно быть связано только с сообщением определённых знаний. При выборе и подготовке программных продуктов по учебному материалу следует уделять внимание индивидуальным особенностям пользователей, их творческим способностям, которые в конечном итоге определяют эффективность усвоения информации, сообщаемой с помощью компьютера. Программные педагогические средства способствуют активизации мышления, которое при машинном обучении обязательно будет самостоятельным.
Критериями эффективности применения информационных технологий в преподавании являются повышение интенсивности обучения без потери глубины и полноты необходимых знаний, умений и навыков и без увеличения физической и психологической нагрузки на учеников, достижение качественно нового уровня знаний без увеличения объёма учебного времени.
Ребёнок младшего школьного возраста предпочитает по преимуществу наглядно – образную деятельность и ему предлагаются задания с наличием в программах игровых занимательных сюжетов.
Многие упражнения в компьютерных программах даны в игровой форме, что отвечает важнейшим принципам при обучении детей младшего школьного возраста – наглядности и занимательности.
Компьютерные дидактические игры можно использовать на различных
этапах урока: объяснение нового материала, проверка домашнего задания, закрепление, самостоятельная работа и др. Используя компьютерные технологии, электронные учебники и учебные пособия, разработанные учителями, можно показать героев игр, наглядные пособия, условия и результаты игры и т.д. Преимущества обучения проводимого с использованием компьютеров: использование цвета, графики; возвращение до тех моментов, которые неясны.
С помощью компьютера можно активизировать все компоненты процесса обучения: целевой, стимулирующее – мотивационный, содержательный, операционно – деятельностный, оценочно – результативный.
Но нельзя забывать и о том, что использование компьютера на уроках по времени не должно превышать установленные нормы для каждого возраста. И конечно важно помнить о том, что общение с машиной никогда ребёнку не заменит человеческого общения, где важны эмоциональное настроении, жесты, мимика, интонация.






















Глава II
Дидактическая игра в обучении грамоте по системе Д.Б. Эльконина

Впервые в истории букваристики в руки первокласснику попадает интересная для него книга с первых до последних страниц.
Открывая разворот букваря, ребёнок попадает в необычную, в какой-то степени волшебную страну Слов, где есть город букв, в котором живёт принцесса Грамота. В городе свои улицы и переулки. Как и в любой волшебной стране, здесь свои злые силы – злой Звукомор, поедатель звуков, есть подземелье злых, где живёт другая принцесса – Лжи, которая провоцирует детей на ошибки.
Из урока в урок дети путешествуют по страницам букваря, открывая законы этой волшебной страны, её тайны, секреты, при этом взрослея, логически рассуждая, фантазируя, воображая, обучаясь чтению, грамоте. Они разгадывают кроссворды, сами их учатся составлять, раскрашивают целые страницы, решают орфографические задачи, выполняют логические упражнения, сочиняют сказки, рассказы, стихи, играют в слова, познают хорошее и плохое, добро и зло, правду и кривду. По страницам букваря их ведут гномы и карлики, весёлые человечки Тим и Том, один из которых любит слова с мягкими согласными звуками, другой с твёрдыми.
Все тайны русского языка (а их очень много) познаются детьми в игре, в споре, путём проб и ошибок.
Что даёт ребёнку обучение грамоте по системе Д.Б. Эльконина?
Во-первых, у ребёнка воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, что даёт ему неоценимые преимущества при дальнейших орфографических знаниях. По наблюдениям дети обучавшиеся чтению по системе Д.Б. Эльконина, практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв.
Во-вторых, дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами.
В-третьих, у детей формируется интерес к языку и его законам.
И наконец, самое важное – при использовании предлагаемой системы обучения грамоте занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребёнка.
Исходный принцип этой системы (она рассчитана на шестилетних детей) обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенными знаками окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком.
Обучение грамоте надо начинать с игры. О побудительной силе игрового мотива, об исключительно важном значении игры для общего психического развития ребёнка не раз писалось в психолого-педагогической литературе.
Путь шестилетки к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом отношения звука и буквы. Как показано в работах Д.Б. Эльконина, ребёнок может осваивать звуковой анализ сов только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове ( например, СССОН, СООН, СОННН). Как научить ребёнка такому способу обращения со словом? Ведь здесь нарушается естественное членение речи на слоги и как бы исчезает смысл произносимого.







2.1. Игры – звукоподражания

Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребёнку легче передать в игре. Это могут быть игры-звукоподражания. Например:
- Ты слышал, как жужжат пчёлы? Попробуй пожужжать также – ЖЖЖ.
А теперь поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками и мороЖЖЖеным»
Такие игры, как правило легко подхватываются детьми, сначала они повторяют за взрослыми, а затем и самостоятельно находят слова со звуком [Ж], выделяя его и подчёркивая “пчелиным» способом.
Когда ребёнок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом.
- Скажи, с какого звука начинается слово»муха»? протяни этот первый звук.
- А есть МММ в слове «дом»?
- В слове «стена»?
- Какие ты можешь назвать слова со звуком МММ?











Звуковые игры

Задача звукового анализа слов будет решаться детьми с большой охотой,
если ей придать игровую форму. Вот несколько примеров звуковых игр.
Игра в «магазин».
На «прилавке» разложены разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики, конфеты и т.п.
«Продавец» - учитель.
Ученики приходят в магазин, каждый «Покупатель» выбирает себе товар.
Продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.
Так, например:
Продавец: Миша, что ты выбрал себе?
Миша: Я хочу купить эту ложку.
Продавец: за ложку надо заплатить первым звуком этого слова. Спой его.
Миша: ЛЛЛ
Продавец6 Правильно, молодец, можешь забрать ложку.
Если ученик затрудняется ответить, ему помогают другие ученики.
Игра «Звуковое лото»
Эта игра требует от ребенка умения находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. По правилам этой игры детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Учитель называет звук, например, ВВВ и спрашивает у детей: «У кого есть слово со звуком ВВВ? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и середине». Дети, глядя на карты, отвечают: «У меня ВВВоробей», «А у меня короВВВа».
Картинку с правильно найденным звуком ребёнок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. Для этого ребёнку нужно в первую очередь сосредоточить внимание на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком.
Учитель, ведущий игру, должен учитывать, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Так, например, в словах МЯЧ и МИСКА, ТЁТЯ и ТОРТ, ЛУНА и ЛЮСТРА первые звуки разные, хотя они и обозначены одинаковыми буквами.
Помимо работы с отдельным словом, взятым вне фразы, предложения, можно проводить анализ звуков в речевом высказывании. Для этого подходит
Игра «Запретные звуки»
Эта игра построена по правилам известной детям игры «Да, нет не говорить». Только вместо запретных «да» и «нет» здесь нужно представлять различные звуки. Условия игры следующие: взрослый-ведущий задаёт ребёнку разнообразные вопросы, а ребёнок, отвечая, должен соблюдать правило – не произносить определённый звук. Например, запрещены звуки [х] и [ч].
Учитель: Что продают в булочной?
Ученик: Булки и леб.
Учитель: Какой предмет показывает время?
Ученик: асы.
И т.д.
Эти игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития речи и внимания ребёнка, что, безусловно, важно для дальнейшего обучения.
Различать мягкие и твёрдые согласные и легко заменять одни на другие ребёнку поможет следующая игра.
Игра «Тим и Том»
Тим и том - два человечка: твёрдый и мягкий. Ребёнку легче будет запомнить эти качества, если преподаватель не просто укажет на твёрдость согласного [т] в имени Том и мягкость [т,] в имени Тим, а нарисует человечков. Одного – длинного и угловатого в голубой или синей одежде, а другого –прямую его противоположность – кругленького и пухленького. Тима можно наклеить на мягкую основу, чтобы дети ощутили мягкость, а тома на твёрдую основу.
Игра строится как «устное действие». Сначала учитель представляет Тима и Тома: «Это – Том, слышишь, как твёрдо начинается его имя: ТТТ. Он и сам весь твёрдый, как этот звук, поэтому всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: не ест Т, - тянучки, но любит Т – томатный сок; носит П – пальто и никогда не надевает П, пиджак; не берёт в руки М, - мяч, но с удовольствием пускает М – мыльные пузыри и играет в М – морской бой.
Том дружит с Тимом, хотя совсем не похож на него Тим мягкий и любит всё, что звучит так же мягко, как первый звук в его имени Т, : телефон, пирожные. Тим рисует, Том раскрашивает. Если Том берёт в руки дудочку, Тим сразу начинает дирижировать. Они никогда не выберут одни и те же вещи, поэтому не ссорятся, ведь им никогда не приходится выхватывать друг у друга игрушки и сладости».
Вот однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие. Давайте поможем им собраться. Выбираются дети на роли Тима и Тома. Что выберу Тим и Том, РЮКЗАК или РАНЕЦ. Теперь надо решить, кто какие вещи понесёт. Тому и Тиму надо взять КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКИ, ВЕРЁВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ТЁПЛЫЕ ВЕЩИ (все эти вещи нарисованы на странице букваря).
-Что положил в свой рюкзак Тим?
- Что положил в ранец Том?
Вещи собраны, можно отправиться в путь, но по какой дороге? Одна дорога ведёт в ЛЕС, а другая – на ЛУГ.
- По какой дороге захочет идти Тим?
- А по какой Том?
Тим и Том – друзья, поэтому они договорились, что пойдут по самой опушке леса. Здесь бывает много грибов: ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА, БЕЛЫЕ, СЫРОЕЖКИ.
- Какие грибы будет собирать Тим?
А вот и речка, можно половить рыбу. В речке водятся СОМ и САЗАН, ЛЕЩ. - -- Кто поймал СОМА?
- Кому попался ЛЕЩ?
Пора устроить привал. Том и Тим разводят костёр и делают шалаш.
- Кто принесёт ветки для костра, а кто валежник для шалаша?
Обед готов.
- Кому придётся по вкусу РИС, а кому РЫБА?
- Что будет пить Тим, КОМПОТ или КИСЕЛЬ?
После обеда Том и Тим укладываются спать.
- Отгадай, кому из них приснится сон про загадочного ТАМПАРАМА, а кому про ТИМПИРИМА?
Когда Том и Тим проснулись, они решили поиграть в свою любимую игру «твёрдое - мягкое».
В этой игре Том называет слово с твёрдым первым звуком, а Тим, заменяя твёрдый звук на мягкий, отвечает Тому похожим словом. Вот так:
Том: НОС
Тим: НЁС
Том: ЛУК
Тим: ЛЮК
Научившись различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ребёнок должен так же на допонятийном уровне ощутить разницу гласных и согласных. Гласные можно легко петь и тянуть. Согласный звук при произношении встречает препятствие, губы, язык.












Игры с ударными гласными

Наиболее удобным объектом пробуждения «раскачки» звуковой
интуиции, необходимой для того чтобы младший школьник легко различал гласные и согласные являются ударные гласные звуки, которые действительно легче всего тянутся, пропеваются, выделяются в слове, произношению которых действительно ничто не мешает.
Научить ребёнка выделять ударные гласные легче всего в игре.
Игра «Заблудились в лесу»
Учитель напоминает ребёнку, как его окликают, когда он загулялся во дворе или далеко убежал в лесу: «ВолОООдя!» После этого «разбегаются по лесу» все ребята класса и по очереди начинают звать товарищей. Учитель помогает детям «позвать правильно: так, чтобы голосом ударить самый громкий – голосовой или гласный звук в слове».
Если Тим и Том помогали ребёнку определять мягкие и твёрдые согласные, то звуковые мастера, братья ЭХ,УХ, АХ, ОХ, научат его выделять ударный гласный звук. У каждого из мастеров свой молоточек. Ударит мастер Эх молоточком по звуку Э, и он зазвучит громко и долго. Братец УХ бьёт молоточком только по звуку У, АХ – по звуку А и ОХ – по звуку О. у мастеров много работы – ведь без ударения ни одно слово не произнесёшь, а слов в языке столько, что и до вечера не сосчитаешь. К тому же братья большие спорщики: как встретят слово, так начинают спор – кому ударить молоточком? Помоги им договориться.
- Вот однажды пришли братья на птичий двор (учитель показывает картинку на которой изображены: КУРИЦА, ПЕТУХ, ГУСЬ, УТКА, ИНДЮК, УТЁНОК). «Ух – сказал братец УХ, - да ведь здесь все слова мои». Братец Ох вдохнул: «Ох, ох, ох, опять у меня нет работы».
- Найди работу для братца ОХ (утёнок) и назови все слова, где нужен молоточек братца УХ.
- А вот на скотном дворе братцу ОХ придётся потрудиться больше всех. Помогите ему справиться со своей работой и назови всех животных которых видишь на картинке ([корОґва, кОґнь, Оґвцы, тел,Оґнок, козл,Оґнок]). «Ах, - воскликнул братец АХ, - не трогайте мои слова, а то они испортятся: козАґ превратится в кОґзу, барАґн - барОґна, а во что превратится [вин, йАґ]!? Ах, просто страшно подумать». Эх, не люблю я стоять без дела, - сказал братец ЭХ, - столько зверей, и ни один мне не подходит. Пойду-ка я лучше в зоопарк. Уж там я найду себе слова.
- Посмотри, каких животных подобрал для себя братец ЭХ, и проверь, не сделал ли он ошибки ( на рисунке – бегемот, олень, зебра, лев, змея). Каких братьев надо позвать, чтобы исправить ошибки братца ЭХ?




















Игры на выделение звуков

Выделять все звуки в словах из трёх-пяти звуков помогут детям
следующие игры.
Игра «Дом звуков»
В этих домах живут имена. В каждой квартирке – по жильцу звуку. Пришёл в свой дом (рисуется дом с тремя окошками) кот. У него три комнатки. Каждый звук спи отдельно. Уложим кота спать. Кто спит в первой спаленке? Какой это звук? Позовите его спать. Дети зовут К-К-К и закрывают фишкой первую комнатку и т.д.
Более сложный вариант этой игры: рисуется четырёхквартирный дом. «Дом в лесу. В нем хотят жить разные звери. А для кого он построен – неизвестно. Спорят СЛОН, ЛЕВ и ЖИРАФ. Чей это дом? А кто бы мог ещё здесь жить?» Называются животные , в названии которых четыре звука (волк, лиса, сова, крот).
Главная задача любого, в том числе и добуквенного, этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной.












Игры на слияние букв (звуков) в слог

Отрабатывать слияние букв в слог удобно в форме слогового лото, где картинку зебры ребёнок закроет карточкой со слогом ЗЕ, а картинку крокодила – карточкой со слогом КРО. Кстати, здесь можно впервые ненавязчиво, не в форме исправлений, намекнуть детям на расхождение звучания и написания слов.
Упражнения «Окошки» и подсобные игры со слогами помогут ребёнку открыть тайну слияния согласной с гласной тем быстрее, чем меньше давления будет оказано со стороны взрослых и чем больше выдумки будет вложено в эти занятия.
«Зарядка для губ и глаз» быстро наскучит детям, если разнообразить только состав читаемых букв. Разнообразить эти тренировки помогу Тим и Том, которые могут читать полоски со слогами «по ролям».
Тим и Том могут поиграть и в письменные игры. Если Тим пишет 2мягкий слог, он получает очко и отдаёт листок тому, который должен сделать слог «твёрдым», изменив только одну букву. Если он справляется, то получает своё очко и возвращает лист Тиму, который должен, в свою очередь, заменить только одну букву.
Например: ПЕ; ПЮ,
ПЫ, ПО
Читать слоги полезно, но скучно. А вот причаливать на катере «Л» к пристани «А» гораздо интереснее. Но капитан должен дать сигнал: протрубить ЛЛЛААА! Тогда на пристани будут знать, что катер «Л» прибывает к пристани»А», и приготовится к встрече. А что мы погрузим на этой пристани? ЛАмпу (её можно сразу прикрепить к палубе.) но нам ещё нужна ЛЮстра и ЛЕстница, чтобы повесить люстру. К каким причалам надо подплыть за этими вещами? ( Приложение 2. Игра «Сложи слог» ).


2.6. Игры, стимулирующие переход от чтения отдельных слов
к чтению текста

После того как ребёнок начинает сливать любую согласную букву с любой гласной, он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и начнутся основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского чтения ещё настолько слаба, процесс чтения ещё так труден, что читать самостоятельно, тренироваться малышу не хочется. В самом деле, за минуту он с трудом одолевает 6-8 коротких слов, он устаёт от напряжения, а до конца сказки так же близко, как до горизонта. Следовательно, стоят две задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребёнка, чтобы он хотел читать; и надо облегчить ребёнку труд по овладению техникой чтения, чтобы читать ему было не слишком сложно, ибо от непосильной работы ребёнок либо откажется, либо надорвётся.
Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. И здесь вам снова помогут игры – с их помощью ребёнок одолеет технические сложности чтения. При этом отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой – её заменит мотивация игровая.
Игра «Переставь вывески». Ветер-шалун пролетел над городом, сорвал с магазинов вывески и поменял их местами. Жители города теперь не знают, куда отправиться за хлебом, а куда – за кисточками и карандашами. Помоги вернуть вывески на свои места, посмотри на витрину магазина и найди для него нужную вывеску. На листе бумаги нарисованы витрины булочной, книжного магазина, магазина игрушек, обуви, одежды и т.д. Над каждой витриной – вывеска-полоска бумаги, на которой написано крупными буквами «Аптека», «Краски», «Игрушки» Вывески - самые неожиданные. Чтобы привести всё в порядок, ребёнку надо не только прочитать вывески, но и написать недостающие.
Игра «Дом для черепахи». Черепашка Клара решила найти себе дом и дала объявление в газету6 «Ищу дом – крепкий, надёжный, уютный и небольшой, чтобы всегда его можно было захватить с собой». Кларе пришло много писем с предложениями, она не может в них разобраться. Помоги Кларе прочитать письма и посоветуй, какой дом ей лучше всего выбрать: «Дупло», «Берлога», «Гнёздышко на верхушке липы», «Норка с двумя отдельными выходами», «Улей», «Болото», «Коврик в доме со всеми удобствами», «Курятник», «Раковина», «Панцирь».
Игра: «Перевод с вороньего». Все предметы ворона называет по-своему: «КАР!» Посмотри, какие предметы она называет этим словом, и дай им человечьи названия (здесь рисуются для детей картошка, карта, карета, карандаш, карусель, - всё, что можно изобразить на слог «кар»). Возможны два варианта этой игры: для чтения и для письма.
Игра «Какая буква заблудилась?» Эта игра поможет ребёнку, читая, думать о значении слова. По условиям игры ребёнок должен найти «заблудившуюся» букву и заменить её нужной. Материалом для игры послужат картинки. (Приложение 3. Игра «Какая буква заблудилась?»)
Вот словесный материал для этой игры: кот – кит, стул – стол – сто, ворота – ворона, корова – корона, папка – палка – полка, косы – козы, белка – булка, дом – дым, горка – корка – норка, галка – палка, мышка – мишка – мушка, шар – шарф
Игра «Бюро находок». Игра направлена на предупреждение и исправление одного чрезвычайного распространённого дефекта ранних этапов чтения: многие дети, переходя от буквенного и слогового чтения к чтению целыми словами, начинают «сочинять» - читать не то, что написано, а то, что они угадывают по смыслу предложения. При письме пропуски и замена букв остаются незамеченными ребёнком: трудно следить за порядком букв, когда внимание поглощено формой записи. Находя пропавшие буквы на карточках типа: (Приложение 4. Игра «Найди букву"), ребёнок справится с этой ошибкой, опасной для дальнейшего обучения грамотному письму.

2.7. Игры – путешествия в страну слов

Обучая ребёнка чтению игре, трудно установить равновесие между
игровой свободой и жёсткой обязательностью обучения, т.е. одновременно сполна удовлетворять игровые интересы ребёнка и полностью выполнять программу намеченного урока. В дидактических игровых занятиях по чтению (примеры этих заданий описаны) отсутствуют развитие игрового сюжета, а есть лишь сюжетная заставка, подчинённая конкретной «учебной» цели, - добиться прочтения ребёнком определённого количества слов. Здесь инициатива почти целиком принадлежит взрослому: условная игровая ситуация, конкретный набор слов для чтения и письма, форма выполнения задания – всё это определяется ведущим, ребёнку остаётся лишь исполнительская часть учебно-игрового действия. Такое положение не всегда устраивает ребёнка, нередко бывает, что игровой сюжет, предложенный учителем лишь как «заставка» к основному, учебному действию, ребёнок развивает в чисто игровой манере, уклоняясь от внешних по отношению к игре правил чтения и записи слов. Если возникает такая иллюзорная ситуация обучения, выходом из неё может стать новая форма игры, в которой реально написанное слово – необходимое условие продолжения игрового сюжета.
Игру можно строить как путешествие в страну слов.
- На чём мы отправимся в путешествие? Хочешь лететь на воздушном
шаре? Тогда надо написать слово ШАР. Чтобы не ошибиться (ведь если ошибёшься, в шаре могу оказаться дыры), сначала протяни все звуки в этом слове, первый, второй и третий: ШШШ – ААА – РРР. Теперь слово получится правильное, а значит, и шар выйдет надёжный (рисуется шар).
Шар готов, но он летит очень медленно, потому что нет ветра.
- Ну-ка, давайте устроим ветер (пишется слово с ошибкой ВТЕР). Почему-то ветер не дует, в чём тут дело? Проверьте моё слово, может быть оно неправильно написано?
После того как дети прочитывают и исправляют слово ВЕТЕР, дети дружно дуют, и воздушный шар стремительно «летит» вперёд.
-Я знаю, что под нами сейчас должно быть море, хотелось бы на него посмотреть. Ты помнишь, что для этого надо сделать?
Вслед за словом МОРЕ появляются ВОЛНЫ, рядом пишется: КИТ, ДЕЛЬФИНЫ, КРАБ.
- Кто будет жить в нашем море? Прочитайте эти слова. А кого бы вы хотели ещё здесь поселить? (Записываются названия обитателей моря).
- посмотри, что натворила акула! Она набросилась на слова и откусила от каждого по букве. Вот что осталось:
ВОДОРО_ЛИ, КРА_, _КРА (водоросли, краб, икра).
- Догадайся, какие это были слова. Давайте допишем их и вернём в море всё, что пыталась съесть акула.
Когда море уже достаточно густо заселено, объявляется тревога:
- Внимание, опасность! Наш шар быстро опускается вниз, и чтобы не упасть в море, надо срочно выбросить лишний груз (грузом, по желанию детей, могут быть любые предметы: главное, чтобы их названия были написаны правильно). Теперь шар снова летит вверх, опасность миновала. Прислушайтесь, откуда такой шум? Щебет, хлопанье крыльев, писк? Наверное мы на попали в стаю птиц. Давайте на них посмотрим. Напишите, каких птиц вы бы хотели увидеть. Вот птицы, которые летят клином, прочитайте, кто это. Дети читают слова на рисунке.
Раз мы встретили много птиц, значит, где-то неподалёку должна быть земля. Сейчас мы её увидим. Прочитайте: ОСТРОВ (появляется рисунок острова). Наш шар приземлился, но на острове ничего нет, даже воды. Что делать? Правильно, написать слова. Так мы посадим деревья с вкусными плодами, цветы, откроем родник. Только мы написали слова БАНАН, АНАНАС, как рядом появилось новое слово: ОБЕЗЬЯНА. Обезьяна, наверное, очень голодная, поэтому она появилась на острове, не дожидаясь приглашения. Надо её поскорей накормить. Какие лакомства для обезьяны ты знаешь? Напишите названия фруктов, которые вы любите, они понравятся и обезьянке.
Обезьянка очень довольна вашими угощениями и хочет чем-нибудь помочь нам. Наш шар прохудился, надо заклеить дыры. Напишите слово клей, и тогда мы с обезьянкой сможем поставить заплаты на шаре. Какое несчастье! Клей пролился, и склеились все наши вещи: ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА – если вы не расклеите (не отделите слова друг от друга чёрточкой), мы не сможем вернуться домой.
Спасибо, теперь всё в порядке. Нам пора возвращаться. Обратный путь будет очень короткий, надо написать слово ДОМОЙ!
Описанная игра – это одновременно придумывание сюжета и его иллюстрация, а главное управление игровым действием с помощью письма и чтения. По такому же принципу можно строить не только самые разнообразные путешествия («Через пустыню», «Джунгли», «У индейцев», «В древнем городе» и пр.), но и разыгрывать любые другие сюжеты.
Сказочный сюжет «Путешествие в Страну гномов». Путешествие в Страну гномов будет необычным: туда не добраться на поезде, корабле или на самолёте. Попасть в эту страну может только тот, кто знает секрет волшебного превращения предметов: умеет из больших вещей делать маленькие. Этот секрет я вам открою, вернее, вы сами его откроете. Но сначала вспомните, каким именем называет вас мама, когда обращается к вам как маленькому? Ну конечно, она говорит не Миша, а Мишенька. Правило волшебного превращения предметов очень простое: чтобы изменить предмет, сделать его маленьким, нужно изменить Вы уже догадались? Правильно: слово, которое называет этот предмет. Давайте потренируемся, я буду называть большой предмет, а ты называй такой же, только маленький:
Дом - (домик),
Лес - , дерево - , человек - , рыба - , палка - .
- Теперь ты сумеешь превратить себя в маленького человечка. Например, как тебя будут звать, не забудь уменьшить свою одежду – рубашку, брюки, ботинки (по мере того как ребёнок пишет слова, учитель рисует его портрет). Ну вот, такого малыша гномы не побоятся пустить в свою страну.
Дальше вся игра может строиться как заполнение карты Гномии: учитель рассказывает о главных достопримечательностях этой страны (добром дракончике, подземных озёрах с карликовыми деревьями и пр.) и всё это наносится на карту. Вслед за Гномией можно побывать в Стране великанов. Для этого нужно научиться «увеличивать» предметы, соответственно изменяя слова (дом – домище).























2.8. Как слоги слить в слова

Поющее, протяжное слоговое чтение легко развивается и прогрессирует. Но далеко не у всех детей оно развивается и ускоряется само собой – по мере тренировки, в результате опыта прочтения нескольких сот или тысяч слов. Как же помочь ребёнку преодолеть второй барьер на пути к беглому чтению: начать читать не по слогам, а целыми словами? Шаг от неумения читать к чтению слога, к открытию способа соединения с гласной связан с интуитивным скачком, догадкой, озарением ребёнка. А интуиции взрослый не может научить, показать, объяснить, как это делается. Интуитивную догадку ребёнка можно лишь облегчить, ускорить. Так же обстоит дело и со вторым интуитивным скачком, новой перестройкой способа чтения, которая приведёт ребёнка от слогового чтения к чтению целыми словами. Переход к чтению целыми словами ускорит и облегчит работа ребёнка с ударением, которое как бы скрепляет, объединяет отдельные слоги в целостное слово.
Хорошей тренировкой в поиске ударений может стать игра «Укротитель». Дети укротят бизона если успеют быстро (на счёт «три») поставить ударение на карточке со словом БИЗОН. Если удар (ударение) нанесли недостаточно быстро или метко, дрессировщик будет ранен (разумеется, не опасно). После десяти ран дрессировщика временно снимают с опасной работы и отправляют пасти стадо. Пастух сзывает заблудившихся коров: «Зорька! Апрелька! Звёздочка!» Если пастух правильно поставил ударение на карточке с именем коровы, она возвращается в стадо.
Когда ребёнок освоил слого-ударные схемы, работая с отдельными словами, можно усложнить задачу: перейти к схематизации словосочетаний и предложений. В этом поможет игра в телеграфистов, которые выстукивают ударные слоги сильно, а безударные – лёгкими ударами или хлопками.
Свободно, легко, играючи обращаться со слого-ударной структурой слова помогут ребёнку игры следующего типа. Игра «Разведчик». Дорога во вражескую крепость заминирована. Пройти по ней может только тот, кто точно знает, какие плиты мостовой безопасны., а на какие нельзя наступать. Разведка донесла, что заминированные плиты на дороге расположены в том же порядке, что и ударения в детском стихотворении «Идёт бычок качается». Ребёнок – разведчик получил задание пробраться в крепость. Вот следы его шагов по заминированной дороге.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Опасными (ударными) могут быть не только плиты на дороге, но и ступеньки верёвочной лестницы, по которой герой спускается с башни, в Сонном саду, с которого не надо срывать яблоки, доски в заборе, к которым нельзя прикасаться, иначе взревёт сторожевая сирена счёт ступеням , яблоням, доскам ведётся на обязательно устно известному ребёнку стихотворению или песенки. Задача может быть поставлена и письменно.
На каждом стволе в Сонном саду висит этикетка, на которой написано слово «Сонными» пусть будут слова с ударными на последнем слоге. Такая форма игры обеспечит и дополнительную тренировку в чтении и расстановке ударений в написанных словах.












Заключение

В настоящее время наблюдается у школьников снижение интереса к получению знаний, для большинства учащихся характерно нежелание учиться.
Как показали исследования учёного Донецкого университета В.Н. Зайцева из сорока факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является – темп чтения. Дети читающие 150 слов в минуту учатся на «5», 120 слов - на «4», 90 слов – на «32. То, что кто читает медленнее не в состоянии учиться в старших классах. Эти данные приведены в статье В.Н, Зайцева «Резервы обучения оптимальному чтению» (журнал «Начальная ш8кола»,с№8, 1990г)
Чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, учителя начальных классов должны работать над скоростью чтения, доводить е по возможности о динамического чтения.
Чтобы работать над техникой чтения, нужно научить детей читать, привить интерес к чтению. Для этого используется дидактическая игра, с помощью которой осуществляется безболезненный переход от дошкольного обучения к школьному, решаются совместно с учителем учебные задачи. А система дидактических игр при обучении грамоте по системе Д.Б. Эльконина помогает быстро и интересно освоить основы русского языка и научится читать. Эти игры перекликаются с играми, игровыми заданиями с играми , игровыми заданиями в программе л.В. Трубайчук «Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов»
Эта программа построена на психологической основе процесса чтения и учёте причин тормозящих этот процесс.

Она включает в себя восемь этапов:
начальный этап (период обучения грамоте, 1 класс, I полугодие)
этап развития кратковременной памяти
этап совершенствования внимания 1 класс 4 четверть; 2 класс, 2 четверть; 1 класс, второе полугодие.
этап развития угла зрения 2 класс, 1 полугодие;
этап – переход на чтение «про себя» 2 класс.
этап развития умений антиципации памяти, 2 класс, 2 полугодие4
этап отключения»слуховых и звуковых» аппаратов с 3 класса.
этап формирования динамического чтения.
Работу по этой программе можно вести в комплексе с обучением грамоте по системе Д.Б. Эльконина.
Играя, дети осваивают фонематическое строение звука и не застревают долго на этапе слогового чтения, быстро переходят к слитному чтению целыми словами.
Программа Л.В, Трубайчук предназначена для учителей начальных классов с учётом психологических особенностей детей 6 – 10 лет и психологических процессов чтения, обеспечивает увеличение скорости чтения от 1000 до 4500 слов в минуту. Это поможет ликвидировать многие проблемы школьной жизни и, самое главное, обеспечит учащимся начальных классов успешное обучение по всем предметам в среднем и старшем звене.
Всё начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны. И первые навыки творческого общения с действительность, первые соприкосновения с загадочным миром прекрасного происходят в детстве, в частности в школе.
«Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребёнка», - писал В. Сухомлинский. Поэтому так важны поиски новых путей преподавания.



Литература

I Книги
1 Агаркова Н.Г., Бугрименко Е. А. «Чтение и письмо по системе
Д.Б. Эльконина». Москва «Просвещение» 1993г
Григорьева Г.Г. «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» Москва «Просвещение» 1995г
Трубайчук Л. В. «Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов» Челябинск 1996г
Трубайчук Л.В. «Методические рекомендации к букварю Д.Б. Эльконина» Челябинск 1994г
Эльконин Д. Б. «Букварь». Москва «Просвещение» 2000г
II Статьи из журнала
Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приёмов на уроке // Начальная школа - 1997. - №6 – с. 36
Пасяева К.З. дидактический материал по развитию внимания, логического мышления на уроках обучения грамоте //Начальная школа - 2001. - №9 – с.105
Ларина И.Б. Об изучении во IIклассе темы «Имя существительное» с компьютерной поддержкой //Начальная школа - 2006. – №7. – с.42
Эскендратов А.А., Казиева Л.А., Хидиров Ш.Ш. Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр// Начальная школа - 2007. - №1. – с.46
5. Бугрименко Е.А., ЦукерманГ.А. Чтение без принуждения //
Педагогический факультет - 1987. - №3
Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся // Педагогика и психология – 1989. - №11
7 Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология - 1887. - №5

Приложение
Приложение 1.

Урок обучения чтению по системе Д.Б. Эльконина

Тема урока: Буквы О и Ё. Два способа обозначения звука [o] в зависимости
от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение.
Игра «Часовые»
На доске – две схемы: 1. - . 2. = .
- Вы знаете две гласные буквы, назовите их. Какой из этих букв можно обозначить гласный звук в первой схеме? ([а]).
- Какой – во второй ([я]).
Записываются схемы : 1. - . 2. = .
А Я
- Кто хочет быть часовым в Стране грамоты? ( К доске выходят два ученика на роль часовых. Каждый из них отвечает за свою схему. )
- Я буду произносить слоги. Первый часовой пропускает только те слоги, которые подходят к его схеме; если услышит неподходящий слог, хлопает в ладоши. Второй часовой пропускает свои слоги, а чужие предупреждает хлопком. (ЛА, МЯ, ФЯ, СА, ПА, РЯ, РО). Дети следят за работой часовых. Если часовой ошибается, его заменяют.
- Почему одновременно хлопнули первый и второй часовой? ( в слоге РО нет ни буквы А, ни буквы Я ).
- Кто знает, какая буква гласного в слоге РО? (К доске выходит ученик, который находит букву О в большой кассе и показывает её классу).


3. Знакомство с новым материалом.
- Достаньте эту букву из своих касс и покажите её мне. Спойте хором звук, который обозначает эта буква (учитель закрывает буквы А и Я в схемах.

Остаётся: 1. - . 2. = . )
К какой схеме подходит слог Ро: к первой или ко второй? Почему?
(записывается буква О в первой схеме под буквой А:
1. - . 2. = .
А Я
О
- Кто сумеет придумать слог со звуком О, не подходящий к первой схеме? Какой согласный должен быть в этом слоге: мягкий или твёрдый? (мягкий).
Дети прелагают слоги, учитель помогает им найти как можно больше слогов с мягким согласным: ЛЁ, ПЁ, МЁ и т.д.) Какой буквой мы будем обозначать звук [o] во всех этих слогах? Кто знает эту букву?
(Детям демонстрируется буква Ё (заглавная и строчная). Они находят её в своих кассах, хором поют её, выделяя звук [o] , и дополняют вторую схему:
1. - . 2. = .
А Я
О Ё
- Кто сумеет, глядя на наши схемы, сформулировать правило: в каких случаях звук [o] обозначается буквой О, а в каких – буквой Ё? (Звук [o] обозначается буквой О после твёрдого согласного звука и буквой ё после мягкого согласного)
4. Закрепление.
Игра «Грамотный регулировщик».
Детям раздаются карточки со знаками [-], [=] и буквами А, Я, О,Ё.
Набираются слова ТОРТ, ТЁРКА, МОСТ, МЁД [М,ОТ]. В конце игры учитель предлагает детям выбрать дорожные знаки для страны грамоты.
- Злая волшебница ошибка решила нарушить движение в стране грамоты и для этого нарисовала свои дорожные знаки. Найдите её знаки среди всех. Мы их уберём и предупредим аварии.


На доске – схемы:
= . - . - . = . - . = .
А Я О Ё А Я
Все знаки обсуждаются. Дети должны сказать, какое правило нарушено.
5. Работа с букварём (с 69).
- Что нарисовано на этой странице вверху? (НОС).
Какой гласный звук вы слышите в слове НОС? ([o])
Какой буквой его надо обозначить?
Почему?
Посмотрите на схему слова НОС. А теперь замените в схеме букву О на Ё. Что должно случиться с предшествующим согласным?
Какой теперь это согласный? Назовите его ([H,]). Прочитайте слово, которое получилось. А теперь замените Ё на А. Что стало со звуком [H,]? Прочитайте новое слово.
Кроссворд.
Дети расставляют по этажам слова, предварительно назвав всё, что нарисовано на странице.
6. Итог урока.
- Какими буквами можно обозначить звук [o].
- Почему разные буквы обозначают один звук?






Приложение 2.
Игра «Сложи слог»
















Приложение 3.
Игра «Буква заблудилась»




















Приложение 4.
Игра «Найди букву»


13 EMBED MSPhotoEd.3 1415













Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения



курсовая работа

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего школьного возраста





Выполнила: студентка группы №381 – УК
специальности «ПМНО и ПМДО»
Козий Ирины Александровны

Научный руководитель:





2007

Защита
Проблема курсовой работы в современном обществе актуальна. У школьников наблюдается снижение интереса к получению знаний, для большинства учащихся характерно нежелание учиться.
Одна из основных целей обучения младших школьников заключается в формировании познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
Для достижения этой цели в процессе обучения ставятся следующие задачи:
1 адаптация первоклассника к школе, к классному коллективу;
2 переход от ведущей игровой к ведущей учебной деятельности;
3 выявление психологических особенностей детей;
4 снижение утомляемости на уроке;
5 активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Одним из подходов в решении поставленных задач является игра.
Введение игры в занятия позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения детей. Игра всегда является собственной, инициативной деятельностью детей. Поэтому знания, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а собственными знаниями ребёнка, которыми он активно пользуется.
Известно, что игра даёт ребёнку эмоциональный подъём, приносит радость.
Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра – это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет.
Во-вторых, игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего появляется интерес к урокам.
В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты), включая в неё дидактический материал разноуровнего характера.
В-четвёртых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы в начальной школе.
В исследованиях Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других учёных отмечается, что в условиях игровой деятельности у детей развиваются способности к воображению. Игра побуждает учащихся к игровым действиям, даёт возможность каждому ребёнку лучше представить разыгрываемую ситуацию, полученные роли, определить необходимые для игры атрибуты. В игре дети учатся концентрировать своё внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново пережить яркие впечатления и события.
Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли и т.д. таким образом, в процессе игры у детей создаются благоприятные условия для развития воображения.
Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Умело используя игровые приёмы, можно увеличить количество игровых задач, развивать сюжетно игровой замысел.
При разработке игровых приёмов важно думать и о логике игровых действий, соответствии их реальным жизненным ситуациям. Иначе эти приёмы будут надумаными и неестественными.
Игровые приёмы не следует усложнять излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, педагогу надо чётко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации. Только тогда будет эффективным игровой приём обучения. В учебной деятельности можно выделить три этапа игры:
1. появление в развитии замысла;
2.его реализация (исполнительская часть деятельности);
3. воплощение замысла (конкретный результат).
Игровые приёмы, как и другие методы обучения, существенно обогащают методику организации учебной деятельности детей. Они эффективны лишь в сочетании с другими методами и приёмами обучения при решении учебных и творческих задач. В зависимости от этих задач все занятия можно условно разделить на три типа:
1.занятия по сообщению новы знаний;
2. занятия, направленные упражнение в применении знаний и формировании
навыков;
3. творческие занятия.
Идею о необходимости сочетания задач обучения и развития творчества на занятии выдвинула и сформулировала учёный и педагог Е. А. Флерина ещё в тридцатые годы. Она отмечала, что на каждом занятии обучающего характера должна быть «отдушина» для творчества, а на каждом творческом занятии должны быть элементы обучения.
Таким образом, игровые приёмы можно использовать во всех типах занятий. Различие будет лишь в особенностях их применения, определяемых решаемыми задачами.
Букварь Д. Б. Эльконина насыщен достаточно широким лингвистическим содержанием, которое усваивается детьми через игру. Практическая реализация психологический идей, направленных на выявление и использование резервов развития ребёнка 6-7 лет, на достижение максимума возможностей этого возраста, отличает Букварь Д.Б. Эльконина от всех предшествующих стабильных букварей. Этот Букварь задуман как развивающий, но, чтобы этот замысел был реализован, учитель должен ясно осознавать принципы развивающего обучения. Более того, ценность психического развития ребёнка должна для учителя выступать как главная, ведущая задача обучения грамоте.
Обучаясь грамоте по букварю Д.Б.Эльконина, дети в игровой форме постигают основы обучения грамоте.
Что даёт ребёнку обучение грамоте по системе Д.Б. Эльконина?
Во-первых, у ребёнка воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, что даёт ему неоценимые преимущества при дальнейших орфографических знаниях. По наблюдениям дети, обучавшиеся чтению по системе Д.Б. Эльконина, практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв.
Во-вторых, дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами.
В-третьих, у детей формируется интерес к языку и его законам.
И, наконец, самое важное – при использовании предлагаемой системы обучения грамоте занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребёнка.
Исходный принцип этой системы (она рассчитана на шестилетних детей) обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенными знаками окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком.
Обучение грамоте надо начинать с игры. О побудительной силе игрового мотива, об исключительно важном значении игры для общего психического развития ребёнка не раз писалось в психолого-педагогической литературе.
Путь шестилетки к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.
Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом отношения звука и буквы. Как показано в работах Д.Б. Эльконина, ребёнок может осваивать звуковой анализ сов только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове.
Обучение происходит в определённой системе. В определённой последовательности используются такие дидактические игры как:
1. Игры – звукоподражание
2.Звуковые игры ( «Магазин», «Звуковое лото», «Запретные звуки», «Тим и Том»)
Игры с ударными гласными («Заблудились в лесу», «Братцы ЭХ, УХ, АХ, ОХ»)
4. Игры на выделение звуков («Дом звуков»)
5.Игры на слияние букв (звуков) в слог («Слоговое лото», «Окошки», «Сложи слог»)
6.Игры, стимулирующие переход от чтения отдельных слов к чтению текста («Переставь вывески», «Дом для черепахи», «Перевод с вороньего», «Какая буква заблудилась?», «Бюро находок», «Найди букву»)
7.Игры – путешествия в страну слов («Игры – путешествия»
8. Игры на слияние слогов в слова. («Укротитель», «Пастух», «Разведчик»)

Современный учебный процесс нельзя представить без использования
технических средств, в том числе и компьютеров, но их применение недолжно быть связано только с сообщением определённых знаний. При выборе и подготовке программных продуктов по учебному материалу следует уделять внимание индивидуальным особенностям пользователей, их творческим способностям, которые в конечном итоге определяют эффективность усвоения информации, сообщаемой с помощью компьютера. Программные педагогические средства способствуют активизации мышления, которое при машинном обучении обязательно будет самостоятельным.

Компьютерные дидактические игры можно использовать на различных
этапах урока: объяснение нового материала, проверка домашнего задания, закрепление, самостоятельная работа и др. Используя компьютерные технологии, электронные учебники и учебные пособия, разработанные учителями, можно показать героев игр, наглядные пособия, условия, результаты игры и т.д. Преимущества обучения проводимого с использованием компьютеров: использование цвета, графики; возвращение до тех моментов, которые неясны.
С помощью компьютера можно активизировать все компоненты процесса обучения: целевой, стимулирующее – мотивационный, содержательный, операционно – деятельностный, оценочно – результативный.
Но нельзя забывать и о том, что использование компьютера на уроках по времени не должно превышать установленные нормы для каждого возраста. И конечно важно помнить о том, что общение с машиной никогда ребёнку не заменит человеческого общения, где важны эмоциональное настроении, жесты, мимика, интонация.

Как показали исследования учёного Донецкого университета В.Н. Зайцева из сорока факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является – темп чтения. Дети читающие 150 слов в минуту учатся на «5», 120 слов - на «4», 90 слов – на «32. То, что кто читает медленнее не в состоянии учиться в старших классах. Эти данные приведены в статье В.Н, Зайцева «Резервы обучения оптимальному чтению» (журнал «Начальная ш8кола»,с№8, 1990г)
Чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, учителя начальных классов должны работать над скоростью чтения, доводить е по возможности о динамического чтения.
Чтобы работать над техникой чтения, нужно научить детей читать, привить интерес к чтению. Для этого используется дидактическая игра, с помощью которой осуществляется безболезненный переход от дошкольного обучения к школьному, решаются совместно с учителем учебные задачи. А система дидактических игр при обучении грамоте по системе Д.Б. Эльконина помогает быстро и интересно освоить основы русского языка и научится читать. Эти игры перекликаются с играми, игровыми заданиями с играми , игровыми заданиями в программе Л.В. Трубайчук «Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов»
Эта программа построена на психологической основе процесса чтения и учёте причин тормозящих этот процесс.
Работу по этой программе можно вести в комплексе с обучением грамоте по системе Д.Б. Эльконина.
Играя, дети осваивают фонематическое строение звука и не застревают долго на этапе слогового чтения, быстро переходят к слитному чтению целыми словами.
Программа Л.В, Трубайчук предназначена для учителей начальных классов с учётом психологических особенностей детей 6 – 10 лет и психологических процессов чтения, обеспечивает увеличение скорости чтения от 1000 до 4500 слов в минуту. Это поможет ликвидировать многие проблемы школьной жизни и, самое главное, обеспечит учащимся начальных классов успешное обучение по всем предметам в среднем и старшем звене.





Система Б.Д. Эльконина

На диаграммах видно, что обучение в игровой форме описанной выше сказывается на качестве обучения и показывает довольно высокий результат техники чтения. К концу первого класса более 100 слов в минуту читают 4 человека из класса, 90 - 100 слов - 6 человек, 80 - 90 слов – 9 человек, 70 - 80 слов – 5 человек, 60 - 70 слов – 2 человека, 50-60 слов – 3 человека, 40-50 слов – 1 человек.

Использование в работе различные виды игр возможно эффективно формировать познавательные навыки детей младших школьников.
Всё начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и
необыкновенны. И первые навыки творческого общения с действительность, первые соприкосновения с загадочным миром прекрасного происходят в детстве, в частности в школе.
«Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребёнка», - писал В. Сухомлинский. Поэтому так важны поиски новых путей преподавания.























































13PAGE 15


13PAGE 14115




Root Entry