Дидактические игры как средство повышения познавательного интереса младших школьников


Дидактические игры как средство развития познавательного интереса обучающихся «Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью»
Дидактич.Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. «В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна»
Существуют несколько определений, отражающих сложность однозначного объяснения понятия «игра». Например: 1.Игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности [          2. Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры .          3.Игра — это самостоятельная структура, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон .
4.                  Игра, как таковая, — это не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества ее участников [10].
5.                  «С образовательной точки зрения — это способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов
Разработчики дидактических игр для детей делают акцент на том, что игры развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества. Поэтому некоторое изменение предметного содержания образования, использование нетрадиционных приемов организации образовательного процесса, в том числе игровых технологий, ориентированных на усвоение знаний в ходе учебного взаимодействия, несомненно, повышает положительную мотивацию учения у воспитанников
1.Игры-упражнения. Они способствуют развитию познавательным способностям воспитанников, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды, брейкворды. Такие игры помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала путешествие в Лондон, заочная экскурсия по достопримечательным местам английского королевства по МХК (заочное путешествие в Античную Грецию с целью знакомства с ее архитектурой и скульптурой, заочное путешествие по залам Русского музея, заочное путешествие в центры народных промыслов России и т. п.). 3.              
3.Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли. Такие игры могут носить и профориентационный характер. Так, на занятиях по английскому языку при изучении темы «Разговор в магазине» дети могут перевоплощаться в продавца и покупателя,
темы «Поездка в транспорте» — в кондуктора и пассажира, темы «В больнице» — доктора и пациента, темы «В музее» — экскурсовода и посетителя, в «Театре» — актера и зрителя, билетера и зрителя и т. п.                4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Например, можно организовать на занятиях по английскому языку игру «Олимпийские игры». Эта игра очень интересная, веселая, познавательная, состоящая из различных игровых ситуаций. При этом сразу в ходе игры проявляются знания детей английского языка по спортивной тематике, по видам спорта, по наименованиям спортивного инвентаря и оборудования, терминам, применяемым в спорте. На занятиях же по МХК можно провести игру-соревнование, разделившись на несколько групп, на знание основ художественной культуры России («Синие цветы Гжели», «Золотая Хохлома», «Многообразие русской глиняной игрушки», «Знаменитые картины Третьяковки», «Серебряный век России в стихах», «Мусоргский и Чайковский в наших сердцах» и т. п. 5. Ролевые, имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют «погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми»
Приемы:
Среди приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся можно выделить:
1)  Речевые разминки – «Спросите друг у друга», «Минутка Почемучки», диалог-драматизация стихотворения, формулировка вопросов к рисунку, разыгрывание диалогов (диалогов реальных лиц, диалогов растений и животных, диалогов оживших предметов), разыгрывание пантомимических сцен.
2)  Логические задачи – отгадывание загадок; чтение логического рассказа – загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов-тестов; решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса
3)  Творческие задания:
·  Творческие рассказы – сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний, описательный рассказ на основе сравнения разных явлений, рассказ-этюд, рассказ – сочинение, рассказ-диалог. Их отличительные особенности – передача собственного мнения школьника, содержание выходит за рамки изученного, тема рассказа требует размышления.
·  Творческие задания с использованием музыки и живописи – сопоставление музыкального произведения с настроением пейзажа, определение характера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картины к нему, определение характера произведения живописи и создание воображаемого музыкального произведения к нему;
·  Учебно-ролевые игры – создание воображаемой ситуации и её разыгрывание, игры – диалоги с использованием кукол, переделывание сказок и их разыгрывание.
4) Создание проблемных ситуаций
Значение и сущность дидактической игры.
Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес ребенка младшего школьного возраста;
каждое занятие становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Сущность дидактической игры.
Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Мы исходим из того, что дидактическая игра – это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре занятия зависит от той цели, с которой ее использует педагог.
Например, в начале занятия дидактическая игра может применяться для подготовки детей к восприятию учебного материала, в середине – с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Во время игры ребенок – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их.
Для него дидактическая игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет ребенка не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать.
В дидактической игре участвуют все дети .
Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации.
5 слайд:
Дидактическая игра содержит три компонента: дидактическую цель, игровое правило, игровое действие.
Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.
Игровое правило – это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.
Игровое действие представляет собой основную «канву» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.
Вывод: дидактическая игра, во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводиться как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей; во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры; в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: педагог объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а дети, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету. У младших школьников могут быть и игры, в которых дети приобретают знания.
Главным условием для проведения любых игр с правилами является наличие у школьников представлений, необходимых для соблюдения правил игры. Поэтому дидактические игры целесообразно организовывать не в начале изучения темы, когда знания детей еще недостаточны, а в конце, когда требуется проверить, что усвоено хорошо, а что требует повторения
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре занятия зависит от той цели, с которой ее использует педагог. Например, в начале занятия дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине – с целью активизации учебной деятельности школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Какой же вклад вносит дидактическая игра в развитие учебной деятельности?
Дид.игра- это игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов сенсорных, этических, практических и других, уточняет свои знания об окружающем мире, учится применять их в других ситуациях. Игру с учением может объединять один и тот же способ действия, например, классификация, сравнение, анализ и др. Игры с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дают положительный результат, развивают самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами.
Игра с правилами, и, прежде всего дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной.
Выводы: Главное значение этих игр в следующем:
1  Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте;
2  Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
3  Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
4  Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Выводы:
1.  Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
2.  Приемы и формы работы на уроках возможны самые разнообразные. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.
3.  Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога.