Методическая разработка урока обществознания в 11 классе на тему Социальное неравенство


Разработка открытого урока по обществознанию в 11 классе.
Тема урока:   ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР (2 часа)
Тип урока:  урок комплексного применения знаний
Вид урока: урок – презентация мини – проектов.
Образовательная цель: дать общую целостную характеристику института политического лидерства, раскрыть понятие «политический лидер», показать воздействие на общество лидеров различных типов.
Воспитательная цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора, критического отношения к окружающей действительности, чувства гражданственности и патриотизма, воспитывать культуру ведения дискуссии, терпимость, чувство товарищества, уважение к мнениям одноклассников.
Развивающая цель:  способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, дополнительной литературой, статистическими данными, выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему, вести дискуссию, работать в группах, работать с компьютером и электронными приложениями, разрабатывая  учебную презентацию.
Оборудование: 1.учебник Боголюбов Л.Н.«Обществознание»11класс (§16)
2. пакет карточек  информационного характера, карточек – заданий;
3.компьютер, экран
План урока:
Кто такой лидер. Фаза вызова.
2. Качества политического лидера Фаза осмысления. 
      3. Типы лидерства Фаза обобщения.
                            ХОД УРОКА
                                         «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем несвобода ответственности за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни»
                                                                                        Р.  Роллан.              
I.   Организационный момент: внешняя и внутренняя подготовка учащихся к уроку.
Вводная часть (предварительная  настройка учащихся на восприятие темы).
Учитель: Отношение людей к политике противоречиво, хотя в обществе существует объективная потребность в политическом лидерстве, и она не может не реализоваться.  Сейчас мы проведём экспресс-анкетирование. Вам необходимо ответить на вопрос: «Интересуетесь ли вы политикой?».  Ответы односложны: «да» или «нет», (перед вами стикеры красного и зеленого цвета, на одном из них вы ставите свое резюме:  красный – «ДА», зеленый - «НЕТ» и крепите на доску), по которым будет виден результат.  Наглядно увидим, что  вы политикой (не) интересуетесь!
 Данные обрабатываются сразу на уроке, используется доска, где выводится процентное соотношение.( учащиеся прикрепляют на доску разного цвета стикеры «ДА» и «НЕТ»)вdsdjlbv  Office Exel сразу на уроке, используется Интерактивная доска, где в режиме
Французский писатель Андре Моруа писал: «Равнодушие к политике - тоже одна из форм политической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: «Мне наплевать на родной город, родную страну, на весь мир. Такой человек мелко плавает... Его можно сравнить с дохлой собакой, которая, то плывёт по течению, то кружится на месте в стоячей воде».
- Не слишком ли резко, как вам кажется? Выскажите своё мнение.
Школьники высказывают свои мнения. 
II.                Актуализация знаний.
Учитель: Политическая активность масс и каждого отдельного человека определяет развитие общества. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. Оно отражает нравственно – политические отношения между субъектом и объектом политики, суть которых в сознательном и добровольном подчинении всех, за ними идущих.  Радует, что многие граждане нашего общества это понимают. Политическая активность, политическое лидерство, политический лидер... за этими общими  понятиями  стоит чрезвычайно сложное, ёмкое содержание.  Оно включает в себя ряд очень важных сторон такого явления как политический  лидер.
Кто такой лидер?
Каким должен быть лидер?
Типы лидерства ( это этапы урока и лучше их на карточках напечатать и прикрепить на доску)
Что ждем мы от лидера?  Эти и еще многие вопросы интересуют людей, ведь оттого, кто будет нами  править, и как  править – будет зависеть и то, как будет развиваться жизнь в обществе и государстве. Эти вопросы  и стоят сегодня  перед нами. На прошлых уроках, знакомясь с политической сферой общества, мы вели разговор и о политическом лидерстве, и о политической элите, и  об олигархии. Сегодня мы как бы подводим итог:  поговорим  на тему:   Политический лидер. Каков он? Раскроем понятие «политический лидер», и увидим воздействие на общество лидеров различных типов с помощью ваших проектов «Политический лидер»
Работа с карточками.
Задание 1: Сравните ваши представления о лидере с приведёнными ниже определениями. Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее универсальным? Объясните почему.
 «Лидер- главный оратор и вождь политической партии» (Энциклопедический словарь Ф.А Брокгауза и И.А. Эфрона).
«Лидер – глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе» (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
«Лидер – это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах» (Энциклопедический словарь).
«Лидер – личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию» (Мухаев Р.Т Основы политологии). 
Школьники анализируют определения. Высказывают свое мнение
III.             Изучение нового материала.   
Учитель:   Для ответа    на второй вопрос,  какие качества должны быть присущи политическому лидеру, работаем с картой  «Качества политического лидера»
 1. Работа с карточкой.
Задание 1: из первой графы таблицы выберите наиболее значимые, на ваш взгляд, качества политического лидера, переместите их во вторую графу и проранжируйте, начиная с наиболее значимого.
Работа с учебником Боголюбова: 
Задание 2: ознакомьтесь по учебнику  «Обществознание» стр.188-189 с типологией лидерства;
- соотнесите тип лидера и его характеристику.
Учащиеся выясняют 3 типа политического лидерства по М. Веберу:
Традиционное лидерство;
Рационально – легальное  (бюрократическое)лидерство;
Харизматическое лидерство.
Дополнительный вопрос: Можно ли определённого политического лидера оценить одновременно с точки зрения всех изученных типологий?
Учащиеся делают записи в тетради трех типов лидерства.( Вариант: карты с распечаткой типов лидерства – на патах учащихся)
 2. Работа с презентациями учащихся, которые предлагают проект «Политический лидер»
Задание 3: соотнесите тип лидера и портреты политических лидеров, предложенных учащимися класса в своих Презентациях. (Приложение)
 Учитель: Каждый из этих типов лидеров востребован и оправдан на определённых исторических этапах развития общества. Политический лидер - ведущая политическая фигура: глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения.
Задание 4: Каковы  ролевые функции политического лидера?    Найдите в учебнике  «Обществознание» стр. 187 и выпишите в рабочие тетради   эти функции.
 Роль политического лидера определяется тем, как он выполняет свои функции. Порой невозможно однозначно оценить деятельность политического лидера. Таким спорным вопросом является роль любого из них. 
IV. Закрепление.
Учитель: рассмотрите, в какой последовательности расположились перечисленные факторы успеха политических лидеров в результате  социального опроса населения одного из крупных городов  в 2009 году. ДОСКА С РЕЗУЛЬТАТАМИ % (Приложение)
Сравнить с тем, как расположили ученики в начале урока качества лидера с данными соцопроса (данные из Интернета). Сделать возможные выводы из этих показателей. 
КАЖДЫЙ гражданин видит «свои»  – качества в лидере, но они плотно привязаны друг к другу, людям хочется хороших правителей!
Беседа: в чём состоит практическая значимость знаний о политическом лидерстве? 
Учитель: роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития стран, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи времени и найти  выход из проблемы.
V. Рефлексия.
Ученики заполняют таблицу.
Знал Узнал Самое интересное было… Меня не спросили, но я хотел сказать…
       
VII. Домашнее задание.
Л.Н. Боголюбов «Обществознание» 11 класс:  § 16,
Эссе «Всего несноснее жить на свете бесполезно» (Н. Карамзин), «Без пользы жить – безвременная смерть» (Гете) Выбрать любую тему.
Список   литературы:Мухаев Р.Т. Основы политологии. М. 1996 г.
Ирхин Ю.В. Политология. М., 2005 г.
Вяземский Е.Е. Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 2000 г.
Манвелов С.Г. Теория и практика современного урока (Типы уроков и их структурные элементы). М., 1997 г.
 
                  КАЧЕСТВА ЛИДЕРА               РАНЖИРОВАНИЕ  
ОСТРЫЙ УМ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ТВЕРДОСТЬ   ВОЛИ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ ЗАБОТА ОБ ОБЩЕМ БЛАГЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ НАЛИЧИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ КАЧЕСТВА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
                  КАЧЕСТВА ЛИДЕРА                РАНЖИРОВАНИЕ
ОСТРЫЙ УМ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ТВЕРДОСТЬ   ВОЛИ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ ЗАБОТА ОБ ОБЩЕМ БЛАГЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ НАЛИЧИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ РЕФЛЕКСИЯ