Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по химии
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г. ТОМСКА
ПРОЕКТ
Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по химии
База реализации проекта: обучающиеся 8-9 классов
(50 человек)
Сроки реализации: 2014-2016 уч. г.
Автор:
Кивалкина Светлана Владимировна,
учитель химии
Руководитель:
Херман С.А., зам. директора по НМР
Актуальность темы проекта
Интенсивное изменение окружающей жизни, необходимость подготовки обучающихся, имеющих не только стандартные знания по предмету, но и способных применить их на практике в нестандартных ситуациях диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных технологий. В этих условиях, помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, то есть сформированность компетенций.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Игровые технологии являются одним из направлений, способствующим решению этой проблемы. Они повышают познавательный интерес к химии, формируют навыки сотрудничества. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучении, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо–поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметного материала по химии.
Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Интеллектуальная игра - хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей [3,4,10]. В ходе реализации данного проекта планируется сделать акцент на развитии учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетенций в процессе использования игровых технологий.
Каждый учитель заинтересован в том, чтобы увлечь учеников своим предметом. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится неинтересной и скучной. Надо признать, что за последние годы уровень знаний по химии у школьников значительно снизился. Среди учащихся немало таких, которые не имеют четких представлений даже о самом предмете химии, об основных понятиях и законах, им трудно усваивать химическую символику, решать стандартные задачи. Даже подготовленные ученики зачастую не понимают логической связи между отдельными химическими явлениями.
Причины негативных изменений, которые появились в обучении химии за последние годы, хорошо известны. Это, прежде всего нарастание сложности программного материала и сокращение учебного времени на его усвоение. Из-за усложнения программы учителю приходится тратить дополнительное время на устное объяснение материала за счет времени, отводимого на проведение химического эксперимента и решения задач. А это значит, что сокращается самостоятельная работа учащихся, а, следовательно, меньше внимания уделяется осмыслению и закреплению школьниками учебного материала.[1] Снижается интерес к предмету, часто современные школьники большую часть времени тратят на компьютерные игры. Негативно сказывается и недостаточное оснащение материальными средствами (реактивами и химическим оборудованием) кабинетов химии. Снижение интереса школьников к химии и соответственно уровня их знаний объясняется также и недостаточной внеклассной работой по химии. Одним из способов нахождения выхода из сложившейся ситуации является активное использование современных педагогических технологий, в частности, игровых посредствам реализации данного проекта.
Новизна проекта: заключается в том, что предстоящее внедрение ФГОС в основной и старшей школе предполагает внедрение компетентностного подхода в обучении учащихся. Игровые технологии являются способом реализации данного подхода в обучении химии.
Объектом данного исследования является процесс развития ключевых компетенций у школьников на уроках химии и во внеклассной деятельности.
Предмет: использование возможностей игровых технологий в формировании ключевых компетенций.
Цель: развить основные ключевые компетенции обучающихся посредством применения игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности по химии
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятия: компетентностный подход, ключевые компетенции, познавательная активность в психолого–педагогической литературе.
2) Освоить технологию создания веб-квестов.
3) Определить возможности использования игровых технологий в формировании ключевых компетенций школьников на уроках химии и во внеурочное время.
4) Создать банк методических разработок уроков и внеклассных мероприятий, веб-квестов с использованием игровых технологий.
5) Подобрать подходящий инструментарий для диагностики формирования учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетенций обучающихся.
6) Создать собственный сайт, с целью размещения разработанных в ходе проекта методических продуктов, для вовлечения в проект не только учащихся свой школы, но и других школьников.
7) Экспериментально проверить эффективность использования игровых технологий в формировании ключевых компетенций у школьников при изучении химии через проведение цикла диагностических мероприятий.
8) Организовать городскую игру по химии.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: на основании современных исследований психологов установлено, что современных детей и подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности, а игровые технологии способствуют реализации данных потребностей учащихся.
Ресурсы проекта. Для реализации необходимо помещение, периодические занятия в кабинете информатики; приборы, реактивы и оборудование для проведения опытов; ИАД; маркеры, ватманы, картон, ножницы, цветная бумага, клей, скрепки, цветные мелки, бумага для ксерокса; ксерокс, электронные носители для создания презентаций и других продуктов творческой деятельности. Камеры, фотоаппараты и компьютеры используются как собственные, так и школьные. Необходима фирменная атрибутика для выступлений – футболки, галстуки, значки, бейджики.
Этапы проекта и деятельность в рамках проекта
Сроки реализации проекта: 2014-2016 г.г.
Первый этап (январь 2014 – сентябрь 2014) – подготовительный
ЗадачиМероприятияСрокиОжидаемый результатОтветственный (ФИО, должность)
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме. Работа с источниками информации Январь-май 2014 Подготовить материал по диагностике и поставленной проблеме Психолог, учитель химии, заместитель директора по НМР
Сформировать гипотезу проекта. Работа над проектом февраль 2014 Выдвижение гипотезыУчитель хиии
Построить модель проекта. Работа над проектом Март-май 2014 МодельУчитель химии, психолог, заместитель директора по НМР
Провести входящую диагностику. Мониторинг Сентябрь 2014 Карта способностей обучающихся (уровень сформированности учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций, оценка абсолютной и качественной успеваемости) Психолог, учитель химии
Второй этап (сентябрь 2014 – май 2015) – практический
Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Ответственный (ФИО, должность)
Осуществить апробацию проекта Провести намеченные мероприятия Сентябрь 2014 – май 2015 Формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций Учитель химии, психолог Третий этап (май 2015) – оценочныйЗадачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Ответственный (ФИО, должность)
Оценить промежуточные результаты. Мониторинг Май 2015 Получить сравнительные результаты мониторинга Учитель химии, психолог
Внести необходимые коррективы в содержание проекта. Оценивание проведённой работы Май 2015 Разработать план на следующий этап Учитель химии, психологЧетвертый этап (Сентябрь 2015 – апрель 2016) – развивающий.
Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Ответственный (ФИО, должность)
Переход системы игровой деятельности обучающихся из экспериментального в штатный режим Создание сайта, запуск веб-квестов , организация городской игры Сентябрь 2015 – апрель 2016 Ученические работы(сочинения, кроссворды, детективы, ребусы, чайнворды, сказки, игры, веб-квесты) и их защита.
Открытые уроки в игровой форме.
Проведение химических состязаний очных и заочных(в форме веб-квестов) Учитель химии, психолог
Пятый этап (май 2015) – заключительнй
Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Ответственный (ФИО, должность)
Осуществить анализ эффективности реализации проекта. Мониторинг Май 2016 Рефлексия, аналитическая справкаУчитель химии, психологПрогнозируемый результат: Данный проект
вызовет положительную учебную мотивацию;
будет способствовать формированию навыков применения химических знаний в нестандартных ситуациях;
расширит и углубит представления детей о химии;
сформирует элементарные навыки работы в малых группах, сплотит коллектив и укрепит толерантные отношения между его членами;
упрочит связь между учителем и учениками;
разовьёт навыки работы с разными источниками информации;
будет способствовать формированию творческой личности;
позволит повысить познавательную активность;
будет способствовать повышению успеваемости обучающихся;
активизирует межпредметную интеграцию.
Критерии оценки эффективности
Эффективность проекта будет отслеживаться посредством диагностики формирования учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетенций, динамики абсолютной и качественной успеваемости, количества продуктов проекта.
Риски:
Отсутствие интереса у детей и администрации школы помешают реализации проекта.
Литература:
Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М., 2004.
Загребина М.Г.. Плотникова А.Ю Тесты внешней оценки сформированности ключевых компетенций учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман.-Вып.2.- Самара, 2006
Кавтарадзе Д.Н.Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998
Корабельникова Т.А. Деятельностный подход в обучении и его применение на уроках химии .—М.: изд-во «Чистые пруды», 2009
Москвин С.А. Чтоб разгорелась искра познания // Химия в школе.—1991.--№1
Московский психолого-социальный институт, 1998
Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии.- 1982.-- №4
Лаврентьев В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев // Завуч. - 2005. - № 1.
Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности// Вопросы психологии.—1982.--№4
Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006
СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.
Трифонова Л.В. Игровые технологии в преподавании естественных наук// Томск.-2010
Шаламова Т.И. Формирование познавательной самостоятельности школьниковСб. науч.ст./под редакцией Шаламовой Т.И. М.: НИИ школ, 1975
Приложение
Содержание приложения:
I Основополагающая теоретическая база разработки проекта:
Игровые педагогические технологии
Компетентностный подход (основные компетенции)
Принципы введения образовательного веб-квеста
II Диагностический инструментарий сопровождения проекта:
Диагностика повышения познавательной активности обучающихся (формирование учебно-познавательной компетенции)
Диагностика сформированности коммуникативных навыков (формирование коммуникативной компетенции)
Диагностика сформированности информационной компетентности
III Примеры игр-тренажёров и методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием игровых технологий
Основополагающая теоретическая база разработки проекта
Игровые педагогические технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;
- сохранение и совершенствование на протяжении всего начального - образования достижений дошкольного периода развития;
- развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т. д
Любая игра - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
«Только, то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой», а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание». Л. С. Выготский.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельной технологии;
-как элемент педагогической технологии;
-в качестве формы урока или его части;
- во внеклассной работе.
Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др. Уроки упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки, игры -путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.
В имитационных имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).
Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В этих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные.
В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли действующих лиц.
Требования к проведению дидактических игр:
1.Соответствие темы игры теме и цели урока.
2.Четкость и определенность цели и направленности игры.
3.Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
4 .Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
5.Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.
6.Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.
7.Стимулирующий характер игры.
8.Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
9.Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.
10.Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
11.Благоприятный психологический климат отношений
12.Простор для личной активности и творчества.
13.Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.
Компетентностный подход
Компетентностный подход в обучении предполагает появление новых образовательных результатов, затрагивает не только цели, содержание, но и организационные формы, методы и средства обучения, а также оценку достижений ученика, а значит требует серьёзной перестройки всех элементов системы образования.
Компетентностный подход расширяет, дополняет знаниево-ориентированный, так как рассматривает подчинённость знаний умениям, делая акцент на практической стороне содержания: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач. Главным направлением реализации компетентностного подхода является формирование ключевых компетенций.
Компетенция – совокупность взаиосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), относящиеся к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Руководствуясь теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук А.В.Хуторского, я выбрала главные, на мой взгляд, компетенции, которые можно сформировать у обучающихся через использование игровых технологий: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные
Учебно-познавательная компетенция включает знания и умения организации, планирования идей, анализа, рефлексии и самооценки деятельности, интеллектуальные способности к самостоятельному приобретению новых знаний, жизненные установки и готовность к дальнейшему самообразованию.
Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемов действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Это умение вступать в коммуникацию, быть понятным, непринуждённо общаться.
Принципы введения образовательного веб-квеста
Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).Им определены следующие виды занятий для веб-квестов: Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Последовательность действий при создании веб-квеста
Шаг1. Определение темы
Есть четыре условия, которым отвечать тема веб-квеста:
- соответствовать требованиям государственных стандартов образовательных к содержанию образовательных программ;
- содержать задание, которое будут способствовать развитию более высокого уровня мышления учащихся;
- содержать, изменять или дополнять имеющиеся материалы по теме урока, освоением которых со стороны учащихся вы не полностью удовлетворены;
- предполагать интенсивное использование Интернета.
Шаг 2. Выбор сайта, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.
Шаг 3. Создание заданий.
Сначала необходимо выбрать форму, в которой ученики получат задание:
- презентация (можно использовать, например программу Power Point). На слайде размещаются картинки или пишется один или два вопроса;
- текст (например, программа Word). Размещается информация с картинками и вопросы в виде отформатированного текста на листе формата А4;
- визуальный материал. Набор картинок, схем, фотографий (можно приложить в виде архива, так как размер приложений ограничен);
Шаг 4. Создание системы оценивания. Необходимо решить, какое количество баллов будет начисляться за тот или иной вопрос; какому количеству баллов какой уровень будет соответствовать (например, 5 баллов – «хорошо»). Если одного конкретного ответа нет – нужно описать как оценить рассказ и т.д. (аргументированный, дополненный собственными знаниями или, наоборот, неполный, неточный).
Шаг 5. Подборка источников информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов.
Шаг 6. Создание веб-квеста.
Шаг 7. Размещение веб-квеста в сети интернет.
Веб-квест будет качественным, если:
- в нём присутствует некий «крючок», позволяющий учащимся сохранять интерес к выполняемой работе на протяжении всех её этапов. Это может быть запутанный сюжет, загадка, детектив, «поиск сокровищ» или какая-нибудь другая деятельность в форме игры. Эти «крючки » являются важным мотивирующим фактором;
- содержатся материалы, соответствующие возрастной категории и способностям учащихся. Информационное богатство сети позволяет обеспечить ресурсами и возможностью полноценного участия в командной работе учащихся с разными способностями;
- выполнение задания предполагает совместную деятельность. Оценка вклада члена команды в общее дело со стороны учащихся также является хорошим мотивирующим фактором;
- в качестве материалов используются разные формы мультимедиаисточников, таких как фотографии, анимации, видео и звук. Не секрет, что зрительная память способствует лучшему усвоению информации, поэтому использование визуальных ресурсов сети – ещё один способ удерживать интерес учащихся;
- прост в использовании.
Диагностический инструментарий сопровождения проекта
Диагностика повышения познавательной активности обучающихся (формирование учебно-познавательной компетенции)
О формировании учебно-познавательной компетенции можно судить по усилению познавательной активности обучающихся. Опираясь на работы М.И. Лисиной А.М. Матюшкина и Т.Д. Сартариус, убедительно доказывающие, что «познавательная активность является формируемым качеством личности, можно определить познавательную активность, как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности». [7,9]
Этапы проведения диагностики
На первом этапе (констатирующем) проведена первичная диагностика уровня познавательной активности учащихся.
На втором этапе (формирующем) проводились занятия в течение года, направленные на повышение познавательной активности с применением игровых технологий.
На третьем этапе (контрольном) осуществлена повторная диагностика уровня активности в классе.
Для аналитической обработки результатов исследования была использована методика Шаламовой Т.И.(1982г.), согласно которой можно выделить следующие уровни познавательной активности обучающихся:
Первый уровень– воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень– творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности будут предложены четыре задания, два из которых предполагают активную продуктивную деятельность учащихся и действенный способ познания – моделирование шаростержневых молекул и составление заданий по теме. Другие два вида деятельности будут направлены на восприятие образов – прослушивание рассказа учителя по теме с рассматривание плакатов, рисунков, видеороликов с последующей работой обучающихся по объяснённому материалу: пересказ; составление вопросов, творческое задание по теме.
Диагностика сформированности коммуникативных навыков
(формирование коммуникативной компетенции)
Анкета «Самодиагностика коммуникативных умений»
_(фамилия, имя, класс)_
Лист самодиагностики
Размышляя о своем речевом участии на уроке по данному предмету, ты понимаешь, что что-то тебе дается легко, а что-то с трудом. Ты можешь рассказать о своих трудностях. Напротив предложений поставь знак “+” в графе «Скорее тяжело» или «Скорее легко», в зависимости от того, насколько ты считаешь, данное умение проявляется или не проявляется.
Отвечай честно и откровенно. Помни: трудности могут быть у каждого. Определив трудности, легче их преодолеть.
Коммуникативные умения Скорее тяжело Скорее легко
Сделать это мне...
1. Сделать устное сообщение
2. Составить план текста
3. Пересказать текст
4. Ответить на вопрос
5. Выслушать мнение другого человека
6. Аргументировать свою точку зрения
7. Вести диалог
8. Использовать этикетные средства языка
9. Определить свои удачи (неудачи)
10. Анализировать и оценивать свой ответ
11. Анализировать и оценивать ответы других людей
12. Использовать в речи новые слова
Диагностика сформированности информационной компетентности
В течение года будет проводиться диагностика формирования умений, составляющих информационную компетентность учащегося. Она представляет собой несколько циклов, каждый из которых состоит из следующих этапов:
I. Первичная диагностика – проведение и обработка анкеты, цель которой выявить потребности учащихся в овладении умениями, составляющими информационную компетентность.
II. Мотивационный момент – проведение беседы, в ходе которой:
сообщить результаты анкетирования;
рассказать о значении умений, составляющих информационную компетентность, для процесса обучения;
сообщить план работы.
III. Отработка умений, составляющих информационную компетентность, с помощью цикла упражнений, выполняемых на различных уроках при изучении темы, а также использование презентаций как объекта наблюдений и источника информации при изучении нового материала.
IV. Проведение контроля – на проверочной работе по теме дать ряд заданий, проверяющих усвоение некоторых умений, составляющих информационную компетентность.
V. Рефлексия:
для учителя: провести анализ проверочной работы с точки зрения сформированности умений;
для учащихся: продолжение работы с анкетой. Они еще раз отвечают на вопросы, но записи делают другим цветом. В конце работы делается вывод о произошедших изменениях.
VI. Коррекция:
для учителя: изменить содержание упражнений, выполняемых на различных уроках при изучении следующей темы;
для учащихся: обратить внимание на выполнение определенного вида упражнений.
После коррекции цикл повторяется с третьего этапа.
Итак, формирование информационной компетентности учащихся может проходить через:
преподавание с использованием информационных технологий;
самостоятельную работу учащихся по выполнению заданий, подобранных с целью формирования умений, составляющих информационную компетентность;
целенаправленную работу по диагностике и коррекции умений самими учащимися.
Анкета “Умею ли я?”
Инструкция:
Внимательно прочти вопросы и постарайся ответить на них искренно. При заполнении таблицы поставь знак “+” там, где ты считаешь нужным. Не бойся ошибиться, в этих вопросах нет правильных или неправильных ответов. Они выявляют, что ты уже умеешь делать, а чему тебе еще предстоит научиться. Не раздумывай долго над ответами, чаще всего первый пришедший на ум ответ, достоверно отражает степень твоих умений на данный момент.
Умеешь ли ты Да, умеюЧастично умеюНет, не умею1 Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями
2 Извлекать информацию из нескольких источников
3 Находить необходимый источник информации и определять его примерное содержание
4 Определять избыток и недостаток информации в тексте
5 Определять основную идею в текстах, из различного рода изображений
6 Критически относиться к полученной информации
7 Разделять текст на части, озаглавливать каждую часть
8 Понимать зависимости, выраженные в графической форме
9 Сравнивать информацию
10 Анализировать информацию
11 Синтезировать информацию
12 Обобщать информацию
13 Иллюстрировать информацию примерами
14 Давать собственное объяснение, доказывать его правильность
15 Делать выводы
16 Предлагать возможные варианты разрешения выявленных противоречий
17 Отображать текст в виде схем, таблиц
18 Понимать зависимости, выраженные в графической форме, составлять графики процессов
19 Составлять краткий конспект текста
20 Осуществлять группировку и перегруппировку содержания текста
21 При ответе соблюдать логичность и последовательность изложения
22 Различать мнения и факты в высказывании человека
23 Поддерживать дискуссию, обсуждение, выступать от имени группы по итогам обсуждения
24 Отстаивать свою точку зрения, доказывать ее правильность
25 Составлять план текста выступления
26 Высказывать свое мнение по вопросу
27 Объяснять учебный материал своему однокласснику
28 Формулировать вопросы и отвечать на вопросы, связанные с учебным материалом
29 Оформлять свою работу в виде доклада, реферата
Обработка результатов:
вопросы 1-6 отражают умения, связанные с поиском информации;
7-18 с обработкой информации;
19-26 с представлением информации;
27-29 с передачей информации.
Результаты обработки заносятся в таблицу по образцу:
Перечисленные в анкете уменияЧастичная потребностьОтсутствие уменияНапример, умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями 6 9
Результаты анкеты влияют на содержание цикла упражнений. Для общего выполнения следует подобрать упражнения, формирующие умения, необходимые для большинства учащихся. Если встречаются учащиеся, запрос которых резко выделяется на общем фоне, необходимо сформировать пакет индивидуальных упражнений.
Примеры игр-тренажёров и методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием игровых технологий
Примеры игр-тренажеров:
«Убери лишнее» В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:
а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3;
б) H2S, CaSO4, HI, (NH4)2, S
«Третий лишний» В каждой строчке по три формулы. Например:
BaO CO2 CaOHNO3 HCl H2O Na2SO4 H2SO4 BaCl2 P2O5 SO2 MgOЗадание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты.
«Логические цепочки». Учитель задает начало фразы: «Алюминий - металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.
«Продолжи ряд» Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:
а) Li, Al, As,….б) F-, …, , Ar, ….
«Лото наоборот» Играющим выдается карточка, на которой написаны формулы веществ:
CaO HNO3 MgOHCl P2O5 SO3 CO2 NaOH
Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства. Например, на формулу кислоты - формулу основания, на формулу основного оксида - формулу кислотного оксида и т.п.
Игра «Пирамида» Учащиеся играют парами. К доске прикрепляем шесть карточек так, чтобы получилась пирамида. Каждая карточка имеет свой номер, на обратной стороне написано название тематического блока, например «учёные», «реакции» и.т.д.
Игроки выбирают номер карточки и должны за 30с угадать семь слов по данной теме. Один учащийся отгадывает слова, второй подсказывает. Подсказывать можно жестами, синонимами, нельзя использовать однокоренные слова. Слова написаны на листочке, которые выдаёт второму игроку учитель. За каждое угаданное слово учащиеся получают 1 балл. Во втором туре участники меняются ролями.
«Построй фигуры»
Химический диктант проводят с целью проверки знания химических знаков и их изображения. Каждому ученику выдают лист бумаги с беспорядочно расставленными точками, каждой из которых соответствует знак химического элемента (рис. 1, 2).
). Учитель в определенной последовательности называет химические элементы (фосфор, калий, азот, сера, фтор, кислород, магний, кальций, натрий, водород, ртуть, железо, фосфор), а школьники соединяют знаки этих элементов прямыми линиями в той же последовательности. В результате должны получиться определенные фигуры (рис. 3, 4).
Для усложнения задачи на листе нанесены химические символы элементов, не входящих в диктант.
Такая форма химического диктанта предполагает множество вариантов.
«Логические цепочки»
При изучении периодической системы и строения атома можно использовать задания в форме логических цепочек, в которых некоторые звенья пропущены. Каждому ученику выдают карточку с заданием.
Справа от задания ученики записывают объяснения своих ответов.
При этом можно пользоваться только периодической системой. Задания от а) до г) постепенно усложняются.
Ответы:
а) Na Mg Al – элементы одного периода;
б) N P As Sb Bi – элементы V группы главной подгруппы;
в) R2O RO R2O3 RO2 R2O5 RO3 R2O7 – формулы высших оксидов элементов главных подгрупп I–VII групп периодической системы;
г) 1s1 1s2 2s1 1s2 2s2 2p6 3s1 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 – электронные формулы элементов I группы главной подгруппы.
В трех квадратах (рис. 5), изображающих игровые поля, находятся оксиды (а), химические элементы (б), электронные формулы атомов (в). Для выполнения каждого задания необходимо указать связующий признак, согласно которому можно соединить три клетки поля прямой линией по вертикальному, горизонтальному рядам или диагоналям. Предварительно учащимся сообщается о наличии нескольких триад на каждом поле.
Ответы:
а) 1-й ряд по горизонтали (оксиды металлов), 1–3-й по диагонали (высшие оксиды элементов I группы главной подгруппы);
б) 1-й ряд по горизонтали (относятся к s-элементам), 1-й ряд по вертикали (металлы), 3-й ряд по вертикали (неметаллы);
в) 1-й ряд по вертикали (атомы всех элементов имеют по два электронных слоя), 3–3-й по диагонали (атомы всех элементов имеют по одному электрону на внешнем уровне).
«Алфавит»
Игра состоит из трех этапов, каждый из которых проверяет:
– умение учащихся определить химический элемент по строению его атома; – усвоение понятия «амфотерность»; – умение получать в лаборатории амфотерные гидроксиды и доказывать их свойства.
Для проведения игры на доске записывают алфавит с указанием номеров букв:
Учитель зачитывает характеристики химических элементов. Задача учащихся – определить порядковый номер элемента в периодической системе, которому соответствует определенная буква в алфавите.
Например, относительную атомную массу 20 имеет неон. Его порядковый номер 10, которому соответствует буква И.
Ответив на ряд вопросов, ученики получают набор букв и составляют из них название химического элемента.
Вопросы для проведения игры
Вариант 1
1) Относительная атомная масса элемента равна 20. (№ 10 Nе соответствует букве И.)
2) Элемент 3-го периода II группы. (№ 12 Мg соответствует букве К.)
3) Элемент V группы, в его атоме три энергетических уровня. (№ 15 Р соответствует букве Н.)
4) В ядре атома 24 протона. (№ 24 Сr соответствует букве Ц.)
Таким образом, получаем следующий набор букв: И, К, Н, Ц. Название элемента из этих букв – цинк.
Вариант 2
1) Относительная атомная масса элемента 40. (№ 18 Аr соответствует букве Р.)
2) Электронная формула атома химического элемента 1s2 2s2 2p6 3s2 3p2. (№ 14 Si соответствует букве М.)
3) Химический элемент 3-го периода образует высший оксид RO3 и летучее водородное соединение H2 R. (№ 16 S соответствует букве О.)
4) Относительная атомная масса элемента 51, число нейтронов в атоме 28. (№ 23 V соответствует букве Х.)
Набор букв: Р, М, О, Х.
Название элемента из этих букв – хром.
Вариант 3
1) Элемент 3-го периода III группы. (№ 13 Аl соответствует букве Л.)
2) Элемент 2-го периода, инертный газ. (№ 10 Nе соответствует букве И.)
3) Электронная формула внешнего энергетического уровня атома химического элемента 4s2 4p2. (№ 32 Ge соответствует букве Ю.)
4) Элемент 3-го периода, щелочной металл. (№ 11 Nа соответствует букве Й.)
5) Xимический элемент, атом которого имеет один электрон. (№ 1 Н соответствует букве A.)
6) Электронная формула атома химического элемента 1s2 2s22p6 3s2 3p3 (№ 15 P соответствует букве H.)
7) Атом химического элемента имеет 10 электронов. (№ 10 Nе соответствует букве И.)
8) Химический элемент IV группы, атом его соседа слева имеет 13 протонов. (№ 14 Si соответствует букве M.)
Набор букв: Л, И, Ю, Й, А, Н, И, М.
Название элемента из этих букв – алюминий.
После того как все три элемента отгаданы, учитель обращается к классу с вопросом: «Какие свойства характерны для алюминия, хрома, цинка и их оксидов и гидроксидов?»
Для проверки усвоения понятия «амфотерность» ученикам предлагают заполнить пустые клетки в кроссвордах на доске (рис. 6).
Проверив правильность написания уравнений в кроссвордах, ученики демонстрируют химические реакции, характерные для гидроксидов цинка и алюминия, предварительно получив их.
«Крестики-нолики»
Учащимся предлагается показать выигрышный путь, который составляют формулы солей и т.д.
НNO3 NaOH Na2CO3
CuCl2 Al2(CO3)3 Na3PO4
Cu(OH)2 Fe(NO3)2 Ba(OH)2
«Химический хоккей»
Игра
Для учащихся 9 класса.
Цели игры: систематизировать знания учащихся по теме «Металлы»;
продолжить работу по развитию познавательной активности учеников;
вырабатывать умения и навыки: наблюдать, делать выводы, объяснять ход
эксперимента.
Подготовка к игре: класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «вратарь» (ученик с глубокими знаниями), «защитники» (ученики с глубокими и средними знаниями), а также «нападающие» (ученики со слабыми знаниями). С первого урока изучения темы «Металлы» школьники готовятся к игре. «Вратари» готовят свои команды. Учитель работает с «вратарями». Подготовка идет по вопросам, которые учитель вывешивает в классе. По мере изучения материала темы, члены команды постепенно рассматривают вопросы и отвечают на них. Команда также повторяет все изученные типы решения расчетных задач, опыты, иллюстрирующие материал данной темы.
Правила игры: матч состоит из: разминки, теоретического тайма, практического тайма, расчетного тайма. Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них. На заданный вопрос первыми в команде отвечают (принимают «удар» на себя) «нападающие» и получают за правильный ответ 4 балла. Если «нападающие» не смогут ответить на данный вопрос, он передается «защитникам» (за ответ – 3 балла), и если они не ответили, то на вопрос отвечает уже «вратарь», но получает за ответ только 2 балла.
За дополнения команда может получить 1 балл. Если на вопрос никто в команде не ответил, ей засчитывается гол. Каждая команда сидит отдельно, за своим столом.
Оборудование: модели кристаллических решеток металлов; реактивы: вода, фенолфталеин, сульфат меди (II), сульфат железа (II),хлорид алюминия, соляная кислота, гидроксид натрия (растворы); натрий, железо, пробирки, штатив.Ход игры
I. Организационный момент.Учитель сообщает цели и правила игры.
II. «Разминка».
«Разминка» проводится в виде викторины одновременно со всеми командами. В «разминке» за правильный ответ любой игрок получает 1 балл, за дополнение – 0,5 балла. Кто быстрее поднимет руку, тот и получает право ответа.
Викторина «Металлы»
Если бы существовал приз за активность, то атомам какого металла его присудили бы?
Какой из металлов в глубокой древности называли «небесной медью» и почему?
Почему во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты?
На какой особенности ртути был основан древний способ золочения?
Что означает выражение: «Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу»?
Какой из металлов может «болеть чумой»? Что вы об этом знаете?
Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл. Какой это металл? Что вам известно об этом?
Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного металла». Из какого металла была изготовлена чаша?
В начале века из Нью-йоркского порта вышла в открытый океан красавица-яхта. Ее владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы увидеть свет. Корпус яхты был сделан из очень дорого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво – сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться и яхта быстро пошла ко дну. Почему?
III. «Теоретический тайм».
Учитель задает поочередно каждой команде вопросы, которые заранее были вывешены в классе и к которым учащиеся готовились заранее. Тайм проходит согласно правилам игры.Вопросы для теоретического тайма.Как металлы расположены в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?
В чем состоит сходство атомов металлов? В чем различие атомов металлов? (Общие черты и различия покажите на примере металлов I группы главной подгруппы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева).
Какой тип связи характерен для металлов?
Что вы знаете о кристаллических решетках металлов?
На основании знаний о кристаллическом строении металлов объясните, почему металлы:
а) проводят электрический ток;
б) хорошо проводят теплоту;
в) обладают пластичностью;
г) обладают металлическим блеском?
Какие виды сплавов вам известны? Почему сплавы существенно отличаются свойствами от составляющих их металлов?
Какие общие химические свойства характерны для металлов?
Что показывает электрический ряд напряжений металлов? Почему в этот ряд включен водород?
Какой из металлов – медь, цинк или ртуть – может вытеснить свинец из раствора его соли?
В каком виде металлы находятся в природе?
Даны пары соприкасающихся металлов: медь и железо, цинк и медь, железо и цинк, опущенные в раствор соляной кислоты. Какой из металлов в каждой паре будет разрушаться? Напишите уравнения реакции.
Какие реакции являются качественными на ионы железа Fe2+ и Fe3+?
Напишите уравнения реакций взаимодействия с водой металлов: натрия, кальция, алюминия. Какие условия необходимо соблюдать, чтобы алюминий вступил в реакцию с водой?
IV. «Практический тайм».
Каждой команде поочередно учитель демонстрирует опыты. Задача команды: объяснить наблюдаемое и записать уравнения реакций. Тайм проходит согласно правилам игры.
Задание первой команде.
Учитель демонстрирует опыт по взаимодействию натрия с водой в присутствии фенолфталеина:
2Na + 2HOH 2NaOH +H2
Ученики должны объяснить поведение натрия в воде.
Задание второй команде.
Учитель демонстрирует две пробирки:
а) железо опущено в раствор сульфата меди (II),
б) медь в растворе сульфата железа (II).
Fe+CuSO4 Cu + FeSO4
Cu + FeSO4
Ученики должны объяснить, какая из реакций идет и почему.
Задание третьей команде.
Учитель демонстрирует опыт по получению гидроксида алюминия из хлорида алюминия и его взаимодействие с растворами кислоты и щелочи:
AlCl3 + 3NaOH Al(OH)3 + 3NaCl
Al(OH)3 + NaOH NaAlO2 + 2 H2O
Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O
Ученики должны объяснить, какие свойства алюминия демонстрирует данный эксперимент.
V. «Расчетный тайм».
Каждая команда получает текст задачи, которую решает на время. 4 балла получает та команда, которая первой правильно решит задачу, следующая – 3 балла и последняя – 2 балла.
Задача.
Какой объем водорода может быть получен при растворении в едком натре 540 г сплава алюминия, содержащего 20% меди? Выход водорода примите равным 85% от теоретически возможного.
VI. Подведение итогов урока и игры.
Проводится путем подсчета баллов, заработанных командой. Это делают судьи (обычно из числа старшеклассников), они же объявляют победителей. После игры заполняется листок, на котором три колонки. Впервой колонке ученик оценивает себя сам, во второй колонке игроков своей команды оценивает «вратарь» (капитан команды), в третьей колонке оценки ставит учитель. Затем подсчитывается средний балл каждого игрока и учитель объявляет оценки за урок. Также ученики выставляют смайлики, согласно тому насколько понравилось, было понятно и т.д. на уроке.
Приложение к уроку-игре «Металлы»
Ответы на вопросы «Разминки»:
1. Цезию, если не считать франций, которого практически нет в природе.
2. Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т.е. «небесного» происхождения, обрабатывали его так же, как и медь. Древнегреческое название железа – «сидерос» – означает «звездный», а древнеармянское название железа – «еркат» – переводится, как «капнувший с неба».
3. Потому что посуда офицеров была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.
4. Ртуть обладает способностью растворять многие металлы, образуя с ними сплавы (амальгамы). Золото очень легко растворяется в ртути, образуя золотую амальгаму. Ее наносили на обрабатываемое изделие, которое нагревали, ртуть испарялась, золото оставалось на изделии. Таким способом был позолочен купол Исаакиевского собора – памятника архитектуры, созданного в 1818 – 1857гг. в Петербурге по проекту Огюста Монферрана. Свыше 100 кг золота было нанесено амальгамацией на медные листы, из которых выполнен гигантский (диаметром около 26 м) купол этого собора. Легкий синевато-зеленый дымок паров ртути, который, казалось, исчезал бесследно, успевал отравить рабочих, занимавшихся позолотой. Люди погибали в страшных муках. По свидетельству современников, золочение купола стоило жизни 60 рабочим.
5. Железо, а также сталь превращаются в ржавчину (рыжий цвет) в процессе коррозии.
6. Олово, «оловянная чума» – это своеобразное явление, при котором белое олово при температуре ниже – 13,2оС превращается в серое. Поскольку плотность и кристаллическая структура модификации разная, оловянные изделия разрушаются. Этот процесс на слабом морозе идет медленно. Он быстро нарастает только при температуре ниже – 25оС и достигает максимальной скорости при – 48оС.
Вторая и последняя экспедиция английского путешественника Роберта Фолкона Скотта в 1912г. к Южному полюсу закончилась трагически. В январе 1912 г. Скотт и четверо его друзей пешком достигли Южного полюса и обнаружили по оставленной палатке и записке, что всего за четыре недели до них Южный полюс был открыт экспедицией Р. Амундсена. С огорчением они двинулись в обратный путь при сильном морозе. На промежуточной базе, где должно было храниться горючее, они его не нашли. Железные канистры с керосином оказались пустыми, так как имели «кем-то вскрытые швы», которые раньше были запаяны оловом. Скотт и его спутники замерзли около распаянных канистр.
Так при трагических обстоятельствах было обнаружено, что белое олово, или β-Sn, которым были запаяны канистры, превратилось в серое пылевидное олово, или α-Sn. Смерть настигла Скотта и его спут-ников всего в 15 км от места, где их ждала основная часть экспедиции, в составе которой находилось и двое русских – Гирев и Омельченко.
7. Рим спасли гуси – это известно всем. А в падении Рима, по мнению токсикологов, повинно отравление свинцом. Есть версия, что использование оплавленной в свинце посуды и свинцовых косметических красок было причиной быстрого вымирания римской аристократии. Из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет.
8. Из алюминия.
9. Произошла химическая коррозия. Алюминий – более активный металл, по сравнению с медью. Именно он и будет корродировать в этой паре.
Внеклассное мероприятие по химии
Химическая сказка «В некотором царстве, в некотором государстве...
для обучающихся 4-х классов
(проводят обучающиеся 9-кл.)
Действующие лица: царь, царская дочь - Ульянка, Баба Яга.
Царь грустный, озабоченный и сильно встревоженный.
Царь: Господа! В моем царстве-государстве случилась беда великая. Дочка моя единственная, Ульянка, всеми любимая, заболела, ни пьет, ни ест, все скучает и скучает. Всяких врачей к ней приглашал, известных и неизвестных, но, сколько лекарей ни побывало, никто так и не вылечил. Доченька!
Входит Ульянка.
Ульянка: Ну, что, батюшка!
Царь: Радость ты моя, что же ты такая печальная ходишь?
Ульянка: Да надоело мне все. Сижу, сижу тут во дворце, все лица одни и те же. Прислуга в рот смотрит, как бы какое приказание не пропустить. А учителя?! Я уж все знаю давно, а они каждый урок какие-то правила твердят.
Царь: Ну ничего. Подсказали мне люди добрые Бабу Ягу из леса позвать. Мол, она нашей беде помочь сможет и от скуки тебя избавит. (вызывает по сотовому телефону Бабу Ягу).
Баба Яга:Ваше Величество! Позвольте мне, Ваше Величество, осмотреть Ульянку! (проверяет пульс, смотрит язык). Я думаю, что смогу помочь Вам, Ваше Величество! Принцессе поможет змеиный яд!
Опыт № 1 “Содовая гадюка”
В тарелку насыпают 3 – 4 чайные ложки сухого просеянного речного песка и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и 1\4 чайной ложки гидрокарбоната натрия. Пропитывают песок 96% этанолом и засыпают в углубление горки приготовленную смесь, а после этого поджигают спирт. Через 3-4 минуты на поверхности смеси появляются черные шарики, а у основания горки – черная жидкость. Когда весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающаяся толстая черная “гадюка”. У основания она окружена “воротником догорающего спирта.
Ульянка: Ой, папочка, боюсь! (принцесса прячется за царя).
Лекарь: Ну если вас страшит моя змея, я найду более безобидный способ вам помочь. Сейчас я продемонстрирую Вам чудодейственную воду, выпив ее, принцесса обязательно выздоровеет. Несколько ложек моего лекарства и хвори принцессы не останется.
Опыт № 2 “Окрашивание водой”
В стакан наливают ярко-синий раствор CoCl2 или Co(NO3)2 в этиловом спирте или ацетоне. В другой чистый стакан наливают воды и добавляют в стакан с синим раствором. Окраска мгновенно переходит в бледно-розовую. В стакан с бледно-розовым раствором добавляют спирт или ацетон. При этом раствор опять становится ярко-синим.
Лекарь: Прошу Вас, Ваше Величество! Одной капли достаточно, чтобы выздоровела Ульянка.
Ульянка: Что?! Мне пить эту гадость? Да ни за что на свете!!!
Царь: Доченька! Ну ради меня! Хочешь я глоток отопью? Папочка выпьет лекарство, и ты тоже.
Ульянка: Ой, как вы мне надоели. Ладно. Я выпью лекарство, если Баба Яга отгадает мои загадки.
Ульянка загадывает загадки, Баба Яга не знает ответов, просит помощи у ребят.
Как вдохнешь зеленый газ, так отравишься сейчас. (хлор).
К восьмой группе отнесен, в честь России назван он. (рутений).
Из него солдатик твой, но болеет он “чумой”. (олово).
Тот элемент в печной трубе находим в виде сажи, и в простом карандаше его встречаем даже. (углерод).
Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (азот).
В технике сплавов нашел применение как стойкий и легкий металл. И в самолетостроении важное место занял. (алюминий).
Давно известна человеку: она тягуча и красна, и по бронзовому веку знакома в сплавах всем она. (медь).
Гость из космоса пришел, в воде приют себе нашел. (водород)
Он в течение многих лет был причиной многих бед. (золото)
Ребусы (см.приложение)
Ульянка: Какой он лекарь, если простых загадок отгадать не смог. Не буду пить эту гадость! Не верьте ей, батюшка! Гоните её лучше!
Баба Яга: Но-но,я –фольклорный элемент,
У меня есть документ,
Захочу, сама отсюда улечу в любой момент.
Царь (примирительно): Ладно, Костяная Нога, не обижайся. Помоги нашему горю.
Баба Яга: Я и врачевать , и колдовать всё умею: чтоб Ульянку излечить ей нужно кровь пустить.
Ульянка: (визжит): Ай, батюшка, что же это делается?! Живьем резаться?! Да ты чего, бабуся, с ума спятила?
Баба Яга: Не кричи так, доченька! Как только разрежу я руку-то, она тут же и заживет! А больно ни капельки не будет. И болезнь должна пройти.
Опыт № 3 “Кровь из раны”
Для демонстрации взять тупой нож. Нож показывают зрителям. Затем обрабатывают рану (для дезинфекции) раствором FeCl3, а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони, на пол (предварительно застеленный белой бумагой) обильно течет кровь. Ладонь, на которой кровь также осталась, протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия или калия. Показывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.
Ульянка (голосит): Батюшка! Оставьте меня в покое.
Царь: Что ж мне теперь делать?
Баба Яга: Можно ещё попробовать дух вулкана: точно поможет.
Опыт № 4 “Вулкан на столе”
Дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 насыпают конусом на асбестовую сетку и поджигают лучиной.
Ульянка: Фи!!! Скучно!
Баба Яга: Принцесса, если не хочешь волшебного зелья, попробуй мороженое.
Ульянка: (хлопает в ладоши) Мороженое я люблю! Давай скорее свое мороженое!
Опыт № 4 (Осторожно!)
Сахарную пудру в количестве 75 г помещают в высокий стеклянный стакан, смачивают ее 5 -7 мл воды и перемешивают длинной стеклянной палочкой. По палочке приливают 30 – 40 мл концентрированной серной кислоты. Затем быстро перемешивают стеклянной палочкой, которую оставляют в стакане, заполненном смесью. Через одну-две минуты содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы подниматься, увлекая вверх стеклянную палочку. Смесь в стакане сильно разогревается и даже дымиться. Она медленно выползает из стакана.
Ульянка: Ой, папочка! Я не буду есть такое мороженое.
Принцессе скучно, она плачет и начитает вытирать своим платком слезы.
Баба Яга: А хочешь я заколдую твой платочек и тебе он больше не понадобится?
Опыт № 7 “Несгораемый платок”
Платочек из хлопчатобумажной или льняной ткани смачиваем тщательно водой, чтобы не осталось сухих мест. Затем смачиваем ацетоном или спиртом. После каждой операции ткань слегка отжимаем. Смоченный платок поджигаем горящей лучиной и держим его тигельными щипцами на вытянутой руке.
Баба Яга: Вот твой платочек, принцесса, чистый и невредимый, но думаю, он тебе больше не пригодится. Эти прекрасные глазки больше не будут проливать слез. Тем более ваша дочь вовсе не больна. Просто ей скучно одной во дворце, ей нужно поиграть с ребятами и тогда тоску как рукой снимет. А за правильные ответы ребята получат грамоты от самой принцессы.
Опыт № 8 “Составление грамот”
На бумаге пишем приглашение растворами солей сульфатом железа (III), меди (II), висмута, железа (II). За тем протираем бесцветную запись тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли. Появляются синие, темно-коричневые, желтые, зеленые записи.
Ульянка: А теперь мы с ребятами будем решать интересные задачи.
“Химическая математика”
Необходимо выполнить химический расчет. Задумайте химический элемент. Найдите его порядковый номер в таблице Д.И.Менделеева и проведите с этим числом следующие превращения: номер элемента удвоить, к произведению прибавить 5,а затем сумму умножить на 5. (из названного ответа убрать последнюю цифру и вычесть 2)
Ульянка: У меня такое хорошее настроение! Ребята, давайте пускать вместе мыльные пузыри и фотографироваться па память.
Опыт № 9 “Водородные мыльные пузыри”
В чашке готовим раствор мыла или шампуня. В пробирку помещаем цинк, добавляем соляную кислоту, закрываем газоотводной трубкой и опускаем конец трубки в раствор. Мыльные пузыри, наполненные водородом, будут лететь вверх.
Опыт №10 «Мгновенная фотография»
Раствором фенолфталеина нарисовать забавные рожицы на листочках. Листочки высушить и вложить в самодельный фотоаппарат. После «фотосъёмки» сбрызнуть «фотографии» раствором щёлочи.