Статья Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании познавательного интереса
РОЛЬ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Кондакова Л.И.
педагог дополнительного образования
ОБУ ДО «Курский ОДЭБЦ»
Аннотация:Познавательный интерес учащихся является определяющим фактором в процессе овладения знаниями, умениями, навыками. Великие педагоги - классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении познавательного интереса, любви к знаниям.
Ключевые слова: познавательный интерес, проектно-исследовательская деятельность, компетенции, обучающиеся.
В настоящее время в процессе обучения проблема формирования интереса к предмету как средству развития познавательной самостоятельности принимает наибольшую важность, в связи с тем, что настоящая жизнь диктует учащемусяновые правила, в которых он должен ориентироваться, в бесконечно трансформирующейся действительности. Вместе с тем, задача о том, что необходимо сделать для достижения максимального результата в его становлении, на данный момент еще не решена.
Дети по натуре своей исследователи. Бесконечная необходимость свежих эмоций, любопытность, вечное желание проводить эксперименты, лично добывать новую информацию об окружающем мире обычно трактуются как главные характеристики детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он расположен на изучение того, что его окружает. Исследовать, открывать, изучать – означает движение в неизвестное и неизученное.
В тоже время, не все явления и предметы могут пробуждать интерес у ребенка. Доля его развития, широта, глубина, осознанность, как демонстрируют исследования ученых (Ю.К. Бабанского, А.Н. Поддьякова, Ф.К. Савиной, Г.И. Щукиной), зависят от параметров объекта, к которому он ориентирован. Значима новизна и сложность информации об объекте, наличие в ней когнитивного конфликта (противоречия).
За счет познавательного интереса и сами знания, и процедура их получения могут стать причиной развития интеллекта и существенным фактором воспитания личности.
Формирование познавательного интереса как сложного личностного образования протекает поэтапнов деятельности, обладающей практической направленностью, обеспечивающей проникновение ребенка в сложную ситуацию. И этой деятельностью, предоставляющей право приобретать, обобщать, комбинировать, энергично пользоваться историческими сведениями о предмете, является проектная деятельность.
В условиях осуществления ФГОС ООО одной из задач является персональное становление личности, ее творческой активности, навыков индивидуального6483984793750069847937500 развития в информационных полях. Упор делается на воспитание независимой личности, формирование у детей умения самостоятельно мыслить, находить и использовать знания, кропотливо осмысливать принимаемые решения и точно конструировать действия, продуктивно взаимодействовать в различных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Это вызывает масштабное включение в процедуру обучения результативных форм и приемов осуществления образовательной деятельности, таких как проектная и исследовательская деятельности.
В процессе проектно-исследовательской деятельности у учащихся формируются коммуникативная, информационная, общекультурная компетенции, компетенция личностного самосовершенствования, которые очень важны в жизни и в будущем профессиональном становлении. Объективные знания учащимся формируются в ходе проектно-исследовательской деятельности только тогда, когда она показывает свою характеристику - объективность.
В результате правильного выбора педагогического подхода интересы ребенка обладают безграничным движением развития. Если исследовательская деятельность протекает достаточное количество времени и углубленно, то все явнее не утоляемым становится интерес, больше положительных эмоций и стремления выяснить неизведанное. Чем больше взаимосвязь интереса с «центром» личности и с предыдущими интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем больше связь протекающей от деятельности с масштабными социальными мотивами, чем сильнее личный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.
К результатам проектной и исследовательской деятельности относятся не только предметные достижения учащихся, но и их интеллектуальное, индивидуальное развитие, повышение их способностей в выбранной для исследования или проекта области, формирование умений взаимодействовать в коллективе и возможностей самостоятельной работы.
Проектно-исследовательская деятельность способствует формированию важных компетентностей учащихся, организации их к фактическим условиям жизнедеятельности, извлекает образовательный процесс и процедуру воспитания из стен образовательного учреждения в действительность.
Таким образом, одним из условий формирования познавательного интереса у учащихся является проектно-исследовательская деятельность.
Список литературы
1.Якушева С.Д.Учебное пособие дисциплины «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.