ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ХИМИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ХИМИИ
Кивалкина Светлана Владимировна,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 им. А.К. Ерохина г.Томска»
Век, в котором мы живём – век высоких компьютерных технологий. Что нужно сегодняшнему выпускнику школы для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни?
Современный выпускник должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности, быть компетентной личностью. Огромная роль в этом принадлежит умению свободно и рационально использовать информационные технологии.
Применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать обучающимся возможности ИКТ. В связи с этим возникают вопросы, связанные с наиболее эффективным применением ИКТ при обучении.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Использование электронных пособий, прежде всего, определяется самим преподавателем, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях - это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях – виртуальная лаборатория, на этапе контроля – это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки.
Однако следует помнить, что программные средства для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать курсу химии, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.
Использование электронных учебников и лабораторий
В своей работе я использую следующие электронные пособия:
Учебные электронные издания: образовательной коллекции 1С –«Общая и неорганическая химия» и «Виртуальная химическая лаборатория»
Видео опыты на уроках хим.
Видеоуроки образовательного сайта «Инфоурок»
Хочется отметить, что в условиях учебного заведения не всегда можно провести химический эксперимент на должном уровне. А так как химия – наука экспериментальная, то помощь компьютера в данном случае просто необходимо. Поэтому на уроках химии я использую электронное издание «Химия. Виртуальная лаборатория».
На диске достаточно наглядно и красочно демонстрируются все лабораторные опыты курса химии основной и средней школы, хранится весь справочный материал, имеется журнал лабораторных работ. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности. Используя виртуальные реактивы и оборудование, можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элементов, производить измерения, составлять уравнения реакций.
Программа контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы, необходимые для успешного выполнения опыта. При проведении ряда практических работ можно использовать видеофрагменты, позволяющие увидеть проводимый ими эксперимент в реальной лаборатории. При этом у обучающихся возрастает познавательный интерес, развиваются навыки работы с соблюдением правил техники безопасности, умения наблюдать, выделять главное и делать выводы по наблюдениям.
Выполнение лабораторных опытов по компьютерной технологии вносит определенные особенности в учебный процесс.
Появляется возможность постановки опытов не только в процессе изложения нового, но и при закреплении материала, обобщении знаний, решении экспериментальных задач.
Улучшается организация лабораторных и практических работ. Учащиеся имеют возможность индивидуально выполнять опыты, что не может не сказаться на развитии самостоятельности, на формировании общих лабораторных, организационных и других практических умений.
При выполнении виртуальных опытов происходит экономия учебного времени, которую целесообразно использовать для решения творческих экспериментальных задач, закрепления материала или правильного осмысления сути происходящих реакций.
Создание презентаций
Хочется отметить, что каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый преподаватель видит преподавание дисциплины по-своему. И здесь ИКТ опять приходят на помощь преподавателю – он может создать свои собственные презентации к урокам и внеклассным занятиям, например, в программе PowerPoint
Создание собственных презентаций к урокам вызывает живой интерес у обучающихся к программе Power Point – и вот уже они сами предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам курса химии. Так сама собой возникла проектная деятельность обучающихся.
Контроль знаний
Важным этапом в работе преподавателя является организация контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся т.д. Однако тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах Power Point, Exsel. Например, по темам «Периодический закон и ПСХЭ», «Номенклатура органических соединений», «Углерод и его соединения», «Органические вещества».
Использование Интернет – ресурсов
Использование Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация обучающегося к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем дисциплинам, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов, сложных химических производств.
Я считаю, что эффект от применения компьютерных технологий в большей степени зависит от желания преподавателя постигать новое и умения использовать эти новые возможности. Важно составить систему обучения с использованием ИКТ, ведь современный урок для современных детей уже не может обойтись без использования ИКТ.









13PAGE 15


13PAGE 14315