Обмен опытом. Патриотическое воспитание суворовцев на уроках истории и внеклассных мероприятиях.


Патриотическое воспитание на уроках истории
Рыжкова И.Ю.
Новочеркасское суворовское военное училище МВД России
Любой процесс общественного развития связан с передачей опыта от поколения к поколению. Культурное развитие общества включает в себя образование и воспитание. В наше время глобализации и глубоких социально-экономических изменений образование обязательно должно носить воспитательный характер.
Обучать, воспитывая, - таков принцип учебно-воспитательной работы в суворовском училище МВД г. Новочеркасска, которое готовит будущих сотрудников правоохранительных органов.
Важную роль в воспитательном процессе, конечно, играет личность преподавателя. Наш великий педагог В.А. Сухомлинский писал об этом: «Одной из главных, но и трудно уловимых граней нашей работы является то, что воспитываем мы, прежде всего, не теми или иными методами или приёмами, а влиянием собственной личности, индивидуальности». Так, доброжелательность воспитывается доброжелательностью, вежливость – тоже личным примером.
Успех педагогического воздействия в первую очередь определяется качеством ума, характера, воли самого воспитателя, его профессиональной яркостью и своеобразием личности, высокой нравственностью. «Воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности… Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характер может образовать характер», - писал К.Д. Ушинский.
Нужно всегда помнить, что «учитель не тот, кто учит, а тот, у которого учатся». Воспитательные моменты должны быть «органично вплетены в ткань» тщательно продуманного учебного курса и быть незаметными, но очень действенными. В воспитании человека, обладающего высокой культурой, социальной активностью, качествами гражданина –патриота, большую роль играет и общение преподавателя с суворовцами и вне урока, совместное участие во внеурочных мероприятиях училища. Так осуществляется связь поколений, передаётся нравственный и культурный опыт.
Вот основные воспитательные задачи:
- формирование у суворовцев гражданственности, национального самосознания, патриотизма, уважения к законности, правопорядку и чувства собственного достоинства;
- помощь в осознании и развитии творческих возможностей личностной самореализации;
- формирование у суворовцев системы духовных ценностей, культуры межнационального общения;
- формирование культуры межличностных отношений;
- ознакомление с историей и традициями училища;
- встречи с участниками Великой Отечественной войны;
- поездки по историческим местам города и области.
В последние десятилетия ХХ века произошёл ряд кардинальных изменений современной культуры, приведший к изменениям в функционировании культурно-исторической памяти: переосмысление культурной и индивидуальной самобытности , стремительное развитие процесса глобализации и новых информационных технологий. Глобализация способствует стиранию языковых и национальных границ в мировом масштабе. Входя в глобализационный процесс, российское общество не должно утрачивать свою идентичность, своё отношение к отечественной истории и культуре.
В наше время Юг России представляет собой крайне нестабильный и противоречивый регион, где межэтнические недопонимания иногда сопровождаются межнациональными конфликтами. Надо иметь в виду, что каждый этнос имеет свою культуру, специфику, менталитет. Все они, с одной стороны, являются разными и неповторимыми, а с другой – равными по отношению друг к другу и к тому государству, на территории которого они проживают. Поэтому очень важно проводить воспитательную работу в духе терпимости, толерантности и гуманитарного межнационального общения.
Наследие как духовный и интеллектуальный потенциал является одним из наиболее значительных компонентов национального достояния России, который позволяет ей оставаться среди великих мировых держав. Это наследие служит фундаментом воспитания патриотизма молодого поколения.
Особенно большие возможности для патриотического воспитания дают уроки истории, которые позволяют понять наши корни, осознать неповторимость Отечества. На уроках изучается многовековая история России, её место и роль в мировом историческом процессе, героическое прошлое различных поколений, боровшихся за независимость страны. В процессе патриотического воспитания молодёжи у неё развивается новое, по-настоящему заинтересованное отношение к военной и государственной службе. Патриотизм прямо связан с духовностью человека, его глубиной. Поэтому преподаватель должен пробудить, именно пробудить, а не навязывать чувство любви к Родине, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…. Народные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачёв).
Воспитывать историей – значит сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю с её героическим прошлым, тем точнее осмыслишь настоящее и своё место в нём. История нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интересными, порой драматическими событиями, представлена уникальными личностями. Изучение истории способствует формированию высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, самоотверженности, ответственности и коллективизма, а также развивает чувства дисциплинированности и верности воинскому долгу.
В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сейчас, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стало всё более заметной утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, о необходимости его возвращения говорят на всех уровнях. В октябре 2010 г. правительством России утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.», предусматривающая «неотложность решения острейших проблем системы патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Основной целью концепции гражданско-патриотического воспитания является определение места и роли воспитания у молодёжи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству, формирование у неё высоких профессиональных качеств и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:
- формирование в сознании и чувствах молодёжи гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
- уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям;
- повышение престижа госслужбы.
Патриотическое воспитание на уроках истории – процесс воздействия на обучающихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, нравственных качествах сынов Отечества. Знание истории своего края, села своего народа, своей семьи помогает определить общественную жизненную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.
Уроки истории всегда способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, испытывая тревогу за её нынешнее и будущее, суворовец утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник Отечественной войны 1812 г. Я.П. Кульнев писал: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве». К сожалению, в нашем современном обществе некоторые люди не связывают свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что без прошлого нет настоящего, не может быть и будущего.
Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем: «Нашествие монголо-татар на Русь», «Борьба русских земель с западными завоевателями», «Преобразования Петра Первого», «Россия в Первой мировой войне», «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.».
Большие воспитательные возможности дают уроки по темам «Отечественная война 1812 г.». и «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов». Воспитанию любви к Родине способствуют героические образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина и других. Эмоциональный настрой уроков по этим темам значительно повышается благодаря использованию иллюстраций, стихов, отрывков из музыкальных произведений, фильмов.
Оценивая достаточно высоко уровень учебной литературы, необходимо отметить общий методологический недостаток с точки зрения патриотического воспитания – история Отечества в значительной степени отождествляется с историей государства. Это особенно проявляется в истории советского периода: роль политических деятелей освещается более подробно, чем достижения деятелей науки и культуры; описание военных побед вытесняет историю жизни советского народа в мирное время. Воспитанники Новочеркасского суворовского училища с большим интересом создают презентации, фотогалереи, посвященные великим полководцам, а также деятелям науки и культуры.
Для расширения кругозора обучающихся и получения дополнительной информации, выходящей за рамки учебника, большую пользу приносит использование обучающих программ, электронных энциклопедий, интерактивных экскурсий. Это позволяет перейти от пассивного усвоения материала к активному, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию с возможностью возврата к какому-либо фрагменту, если возникает такая необходимость. Использование презентации на уроках истории повышает интерес к изучению предмета. Презентации создаются как самими учащимися, так и используются готовые. В рамках декады цикла и ко дню Защитника Отечества был проведён конкурс презентаций, посвященный 70-летию Сталинградской битвы и освобождению Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков. Ежегодно наши суворовцы принимают активное участие в слётах, организованных Региональным отделением общественной организации «Суворовско-Нахимовский клуб».
В работе по патриотическому воспитанию широко используется и тот огромный потенциал, который несёт в себе регионоведение. В течение трёх лет обучения в училище суворовцы с большим интересом изучают донской край. Окончив училище, они сохраняют самые тёплые воспоминания о том месте, которое стало на несколько лет их «малой родиной». Одновременно с базовым курсом на уроках рассматриваются наиболее яркие моменты донской истории в хронологической последовательности, при этом создаётся целостный образ государственного развития России.
Формирование гражданского общества в современной России невозможно без формирования правового сознания, воспитания чувства ответственности и патриотизма. Эти задачи во многом позволят решать изучение регионального компонента, формы подачи которого самые различные. Так, при рассмотрении социально-экономического развития России в 16 веке объясняются причины возникновения казачества, связанные с процессом закрепощения крестьян в центре. Например, исторический материал о крестьянских восстаниях под предводительством С. Разина и К. Булавина, об участии донских казаков в войнах России даёт суворовцам возможность увидеть в региональных процессах отражение государственной исторической действительности.
Особой частью донской истории является основание и развитие города Новочеркасска, богатого историческими и культурными традициями. К сожалению, Новочеркасск вошёл в историю не только как столица донского казачества, но и как город печально известных событий 1962 года. В учебнике истории России рассказывается об этом парой предложений. Урок проводился в музее Атаманского дворца, где часть экспозиции посвящена Новочеркасской трагедии. На основании конкретного исторического факта суворовцы знакомились с историей борьбы за права человека и последствиях их нарушения в условиях авторитарного режима. При рассмотрении данной темы прослеживаются межпредметные связи курса истории Отечества, обществознания и основ права. Всё это обеспечивает успешную социализацию воспитанников, что необходимо будущим сотрудникам правоохранительных органов.
Для повышения качества знаний воспитанников установлено тесное сотрудничество с музеем истории Донского казачества. В течение учебного года сотрудники музея неоднократно читают воспитанникам лекции, которые являются интересным дополнительным материалом к изучаемым темам, например, «Живопись эпохи возрождения», «Ростовская область в годы Великой Отечественной войны», «Пятый Донской Казачий корпус», «Их именами названы улицы Новочеркасска» и др.
В училище много лет работает исторический кружок. На его заседаниях рассматриваются интересные моменты как региональной, так и общегосударственной истории, проводятся конкурсы и викторины. Наши суворовцы занимают призовые места на областных олимпиадах. Каждый год с первокурсниками проводятся уроки краеведения, где они знакомятся с историей Новочеркасска и своего родного края.
Таким образом, на уроках истории и во внеурочное время суворовцам прививаются чувства высокой гражданственности и патриотизма, чести и гордости, чтобы девизом каждого суворовца были известные слова: «Жизнь Родине – честь никому».
Литература:
1, Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М:Педагогика, 1989.
2. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М. Детская литература, 1989.