Структурные и содержательно-технологические основы воспитательной системы детского дома в условиях реализации духовно-нравственного аспекта
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Яйский детский дом «Колокольчик»
Структурные и содержательно-технологические основы
воспитательной системы детского дома
в условиях реализации духовно-нравственного аспекта
Автор-разработчик:
Киященко Татьяна Викторовна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития духовно-нравственной личности гражданина. На основании Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с пунктами 41, 44 данного положения.
В связи с этим проблема духовно-нравственного воспитания детей в детском доме становится одной из актуальнейших, но достаточно непростой миссией. Дети приходят к нам из социально неблагополучных семей. Многие из этих детей не посещали школу или дошкольные детские учреждения, у них, как правило, не сформированы духовно-нравственные ценности. У данной категории детей есть проблемы и на генетическом уровне.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей и подростков детского дома является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявление жестокости и насилия со стороны родителей. Распад семьи, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, что способствует утрате семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников
В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?
Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.
По мнению русских философов, (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без простой душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику.
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали в обществе, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой».
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.
Дети, поступающие в детский дом из асоциальных семей в школьном возрасте, как правило, имеют опыт бродяжничества, опыт вовлечения в асоциальную деятельность, опыт искаженной системы ценностей.
На основании вышеизложенного, в нашем учреждении возникла потребность организации работы по духовно-нравственному воспитанию, которое является составной частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогического коллектива детского дома по формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе воспитания.
Объект: воспитательный процесс в условиях духовно-нравственного воспитания.
Предмет: структурные и содержательно-технологические основы воспитательной системы детского дома в условиях реализации духовно-нравственного аспекта.
Цель: Разработка и внедрение комплексной системы непрерывного духовно-нравственного воспитания на национальных культурных традициях в условиях детского дома, для формирования нравственных ценностей и успешной социализации воспитанников в обществе.
Задачи:
- выявить структурные и содержательно-технологические основы воспитательной системы детского дома.
- разработать систему непрерывного духовно-нравственного воспитания на основе национальных культурных традиций в условиях детского дома для формирования нравственных ценностей и успешной социализации воспитанников;
- апробировать систему духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома.
Нормативно - правовая база духовно-нравственного воспитания
Название нормативно-правового акта
Изложение сути нормативно-правового акта
Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Определяет воспитание как деятельность, направленная на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Федеральный государственный образовательный стандарт
Программа воспитания и социализации обучающихся начального, основного и среднего общего образования
Определены важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
В документе изложено представление о национальном воспитательном идеале, базовых национальных ценностях, целях, задачах, принципах духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество, которые должны быть взяты за основу воспитания школьников.
Программа развития воспитательной деятельности и её компоненты в общеобразовательных учреждениях
Определены 11 основных направлений организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений, из которых на первом месте гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание.
Государственные программы «Гражданское образование населения Российской Федерации», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
В документах говорится, что «в последние годыу молодежи в огромном дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи и заканчивая государством, нацией, обществом. Среди этих качеств гражданственность, долг, патриотизм В сложившейся ситуации представляется необходимым продолжить работу, направленную на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания граждан программными методами».
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва
"О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"
организация воспитания детей строится с учетом их индивидуальных особенностей. Режим дня, обеспечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации для детей-сирот и учитывает участие детей в проведении массовых досуговых мероприятий, включая личное время, предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей.
Отдых и оздоровление детей в каникулярный период осуществляются в соответствии с планом, утверждаемым руководителем организации для детей-сирот, включающим познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное, нравственное и физическое развитие детей.
Региональная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области»
Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2016 годы
В программу включено мероприятие (1.17) «Патриотическое воспитание граждан, допризывная подготовка молодежи, развитие физической культуры и детско-юношеского спорта».
Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (№32-ФЗ, последние изменения №340-ФЗ)
Историко-правовая основа патриотического воспитания школьников
Сроки и этапы инновационной деятельности
Основные этапы
Сроки
Содержание работы
Предполагаемые результаты
Организационно-проектировочный этап
2015-2016 учебный год
-создание оптимальных условий для инновационной деятельности в детском доме;
-подготовка педагогического коллектива к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в инновационном режиме;
-анкетирование сотрудников детского дома целью выяснения их отношения к духовно-нравственному воспитанию и образованию;
-определение исходных данных для дальнейшего исследования, формулировка проблем;
-практико-ориентированный анализ ситуации в учебно-воспитательном процессе дошкольного и школьного отделений детского дома, выявление возможных противоречий;
-разработка программы обучающего семинара для участников инновационной деятельности;
-подготовка программно-методического обеспечения инновационной деятельности.
-анализ анкетирования сотрудников детского дома;
-готовность к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в инновационном режиме;
-включение в календарно-тематическое планирование педагогов детского дома аспектов духовно-нравственного воспитания.
Внедренческий этап
2016-2017 учебный год
-воспитание и обучение на основе духовно-нравственного аспекта в воспитании;
-определение эффективности духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома;
-сравнение полученных результатов с первоначальными планами.
-апробация различных форм занятий;
-представление материалов по теме на семинаре для педагогов и воспитателей детского дома;
-оформление научного отчета о ходе инновационной деятельности;
-проведение мониторинга и анализ пакета диагностических документов;
-анализ системы воспитательной работы детского дома по внедрению непрерывного духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве учреждения.
Сравнительно- обобщающий этап
2017-2018 учебный год
-анализ мониторинга инновационной деятельности;
-формулировка вывода
описание результатов инновационной деятельности и определение дальнейшего пути развития.
Разработка и внедрение комплексной системы непрерывного духовно-нравственного воспитания и образования на основе национальных культурных традиций в условиях детского дома позволит нам развивать эмоционально-ценностную сферу личности воспитанников, формировать их национальную самоидентификацию и оптимизацию учебно-воспитательного пространства.
- нормализация родительско-детских отношений.
- снижение количества конфликтных ситуаций.
- снятие с учета ПДН.
Критерии оценки результатов:
В содержательном аспекте: приведение содержания воспитательного материала в соответствии с духовно-нравственным воспитанием.
В технологическом аспекте: создание и освоение новых технологий воспитания, методик, приемов, позволяющих существенно повысить уровень эффективности воспитательного воздействия за счет комплексного, оптимального использования возможностей всей системы воспитания в детском доме. Повышение уровня духовно-нравственных ценностей детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Апробация новых форм работы, непосредственно с родителями, профилактика социального сиротства.
В организационном аспекте: создание новой педагогической системы в воспитательной работе, в которой может найти своё место каждый участник образовательных отношений. Построение такой системы воспитания, которая создаст условия для раскрытия духовно-нравственного потенциала каждого участника образовательных отношений. Реализация инновационных подходов к воспитанию детей детского дома. Создание эффективно действующей, оптимальной структуры методической деятельности, максимально ориентированной на решение задач духовно-нравственного воспитания детей детского дома.
В личностно-психологическом аспекте: значительное повышение уровня духовно-нравственного воспитания детей, их общей культуры поведения, формирование осознанности и ответственности за совершаемые поступки, гражданственности и коммуникативности, повышение духовного потенциала личности, интеллектуальных и психофизиологических возможностей.
Социальное пространство для духовно-нравственного развития воспитанников не ограничивается стенами детского дома. Большую роль здесь выполняют и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения.
(СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ)
13 EMBED Word.Document.12 \s 1415
Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников
Принцип ориентации на идеал. Идеал, хранящийся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада жизни в учреждении, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности воспитанников, педагогов, всех учреждений социального пространства детского дома.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка. Любое содержание образования, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания. Пример это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание образовательного процесса, внеучебной и внеурочной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей.
Принцип персонификации. В детском возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы ярких, примечательных, передовых людей.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] диалогическое общение ребенка со сверстниками, педагогами и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.
Принцип полисубъектности воспитания. Воспитанник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие детей и поддерживаемое всем укладом жизни детского дома, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно - значимой деятельности воспитанников. Интеграция содержания различных видов деятельности детей в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Технологии:
1) проектная деятельность;
2) информационная;
3) игровая (деловые и ролевые игры);
4) интерактивная;
5) рудовое и профессиональное воспитание;
6) коллективное творчество;
7) дополнительное образование.
Педагогические технологии по Г.К. Селевко
Название технологий
Краткое описание технологий
Формы работы
Игровые технологии
Игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровые праздники; театральные игровые действия; театр; игровые тренинги и упражнения; соревнования, состязания; конкурсы, эстафеты.
Интерактивные технологии
Воспитание с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов образовательного процесса, с двусторонним обменом информации между ними.
Дискуссия; дебаты; конференция; «круглый стол»; виртуальная экскурсия.
Технологии проектного обучения
Суть проектного обучения заключается в том, что деятельность воспитанников имеет характер проектирования, подразумевающего получения конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
Исследовательский проект
Творческий проект
Информационный проект
Социально значимый проект
Информационно-коммуникативные технологии
Средства ИКТ – программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, применяемые для транслирования информации, информационного обмена и обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных)
Телекоммуникационный проект; предметные викторины; конкурсы; издательская деятельность; поисковая деятельность; компьютерное моделирование; слайдовая презентация; видеопрезентация; компьютерная презентация; сетевые игры.
Технологии трудового и профессионального воспитания
Цель состоит в том, чтобы помочь воспитанникам выявить свои способности, склонности к определенным профессиям, развивать профессиональные интересы и воспитывать готовность трудиться в интересах личности, общества, государства.
Деловая игра (и другие виды игр); учебная деятельность (лекции, семинары, дискуссия); профильная практика; научно-исследовательская деятельность; проект.
Технология коллективного творческого дела И.П. Иванова
Технология коллективного творческого дела (КТД) – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и которая направлена общественную пользу.
Игра, деловая игра,; коллективного творческого дела (КТД); «мозговой штурм»; сбор, поход, лагерь, поездка; театрализация.
Технология дополнительного образования
Объединение разнообразных форм и видов воспитательной работы
Художественная деятельность; технические занятия; путешествия; экскурсии; досуговые формы деятельности; занятия физкультурой, спортом; детское самоуправление
Технология внутриучрежденческого контроля и мониторинга
Контроль и мониторинг – важнейшие и относительно самостоятельные звенья в управленческом цикле. Управление не может осуществляться без обратной связи – информации о состоянии и результатах педагогического процесса, необходимой для принятия управленческих решений.
Диагностика (комплексное обследование); опрос. Интервью, беседа, наблюдение, сочинение, проба. педагогическая
Формы работы:
- беседы;
-воспитательные часы;
-концерты;
-викторины;
-кинолектории;
-информационные часы;
-выпуск газет, листовок, буклетов;
-выставки;
-конкурсы;
-игры;
-поисковая работа;
-встреча с ветеранами ВОВ, интересными людьми;
-оформление уголков в группах;
-посадка деревьев;
-военно-спортивные игры, эстафеты;
-музыкально-литературный салон;
-КТД;
-книжные тематические выставки;
-поездки в музей;
-волонтерское движение.
Через решение ранее перечисленных задач духовно-нравственное воспитание выступает в детском доме в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития личности воспитанников, становления активной гражданской позиции.
Таким образом, мы выделили пять основных направлений работы:
Направления работы:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к знаниям; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания является: формирование чувства долга и у воспитанников детского дома ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
Направлением работы педагогов детского дома в рамках духовно-нравственного воспитания является осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Воспитательный процесс нашего учреждения оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании доверенного нам государством ребенка – сироты потребности вести духовно – нравственный образ жизни, получать образование и искать своё место в жизни.
Данное направление позволяет воспитанникам увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы. Осознание этих моментов сложно даже для взрослых, а тем более для детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, которые не получили положительного примера проживания в семье. В связи с этим в детском доме разработана программа «Секреты общения», направленная на формирование у воспитанников социально одобряемых взглядов и отношений в жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. При составлении перспективного плана на учебный год особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию.
Формы представления результатов:
1.выделяются показатели, составляющие воспитательно-образовательную направленность по направлению деятельности детского дома.
2. определяются временные промежутки мониторинга.
3. проводится исследования по показателям, вычисляется индивидуальный уровень, балл, процент и количество единиц.
4. на основании полученных данных строится график мониторинга.
5. заполняется групповая (общая) таблица показателей воспитанников, педагогов, медицинского персонала, сотрудников, администрации.
6. проводится анализ полученных данных.
7. проводится сравнение данных по годам в динамике.
В заключение хотелось бы отметить, что придание духовного характера инновационным процессам в воспитание является первоочередной задачей, ибо для сегодняшнего общества характерен не столько [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] экономический и политический, сколько [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] личности, преодолеть который можно, лишь встав на тернистый путь восхождения к нашей духовной культурной традиции.
Список использованной литературы
Власова Т. И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в современной отечественной педагогике Текст. / Т. И. Власова // Теоретикометодологические проблемы современного воспитания Текст.: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 139-149.
Власова Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников Текст. / Т. И. Власова. Ростов н/Д., 1999.
Гудечек Я. Ценностные ориентации личности. Психология личности Текст. / Я. Гудечек. М.: Наука, 1989. - 110 с.
Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками Текст. : учеб. пособие / И. Н. Ерошенков. М.: МГУКИ, 2000.
Зеньковский, В. В. Как избежать ошибок в религиозном воспитании детей Текст. / В. В. Зеньковский. СПб.: Сатис, 2000.
Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы Текст. / В. В. Знаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 - 448 с.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Текст. / И. П. Иванов. - М.: Изд-во. «Педагогика», 1989. 122 с.
Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Текст. / А. В. Кирьякова. Оренбург: 1996 - 188с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2010.
Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.
Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация.-М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Соловцова И. А. Духовное воспитание в контексте целостно-гуманитарного подхода Текст. / И. А. Соловцова // Вестник Оренбургского государственного университета.- 2005.- Т. 1: Гуманит. науки, №10.-С. 89-93.
Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
·
·
Root Entry