Обучение в сотрудничестве как средство мотивации учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку
Хотянович Л.М., учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №3 им. Героя России
Сергея Медведева г.Саяногорска
Республики Хакасия
Обучение в сотрудничестве как средство мотивации учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку
В своей работе по предмету и в работе с классом я применяю методику обучения в сотрудничестве. Сотрудничество предполагает общение, обмен мнениями, решение общих задач, умение вести себя в коллективе, раскрытие личностных качеств человека. Обучение в сотрудничестве делает процесс обучения и воспитания интереснее и эффективнее.
Технологию «Обучение в сотрудничестве» я использую в урочной и во внеурочной работе по английскому языку. Так, во 2 - 8 классах уроки проводятся в форме:
( праздника (Рождество, День Св.Валентина, День Благодарения, Хеллоуин и др.)
( игры (настольные, ролевые, подвижные, интеллектуальные)
викторины, КВН
В 9-11 классах самыми интересными формами урока являются:
( Пресс–конференция ( (Молодёжные субкультуры(, (Проблемы экологии(, (Система образования США( Великобритании( и др.),
( диспут ((Спорт: за или против(, (Как выглядеть привлекательно?(и др)
( ярмарка (изобретений, профессий, здоровой продукции),
( конкурс (переводчиков, стихов, газет, проектов ),
( театр – экспромт.
Большинство из них проводится по принципу (здесь и сейчас( как любое коллективно–творческое дело (КТД). В том и состоит вся яркость, привлекательность и эффективность мероприятия. Все ученики охвачены процессом обучения, никто не боится ошибаться, каждый чувствует себя успешным.
Методика проведения урока «Пресс–конференция»
Все учащиеся делятся на 3 группы по принципу лотереи.
1 группа – гости (из США, Великобритании)
2 группа – представители прессы (газет, журналов), участники конференции
3 группа – редколлегия. Выбирается ведущий (учитель или наиболее подготовленный ученик). Даётся 15- 20 минут на подготовку:
( 1 группа просматривает и повторяет материал пройденной темы, выписывает отдельные слова, фразы.
( 2 группа готовит интересные вопросы приглашённым гостям (приветствуются вопросы, заданные с юмором, вопросы личностно–ориентированного характера и вопросы, требующие ответа с опорой на знания учащихся, выходящие за рамки программного материала учебника).
( 3 группа подготавливает значок для ведущего (с Ф.И.), таблички с данными для гостей, таблички с названиями журналов (газет и приветственный плакат типа (Добро пожаловать в Хакасию( или (Приветствуем участников конференции!( и т. д.
Остальные 20 минут длится сама конференция. Ведущий открывает конференцию, называет тему, цели, представляет гостей и названия издательств, представители которых участвуют в работе. Он же закрывает конференцию, благодарит участников за работу и подводит итоги.
Данная форма работы использовалась на уроках по следующим темам: «Система образования в англо-говорящих странах», «Экологические проблемы», «Влияние географического положения на жизнь людей».
Методика проведения диспута
Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов и 1 группу редколлегии. Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Например, данная форма работы может быть предложена как итоговый урок в 9 классе по теме (Спорт(.
Учащимся даётся 15 минут для подготовки к участию в диспуте (Спорт: за или против(. 1 группа просматривает и выбирает позитивные утверждения, связанные со спортом, а 2 группа – негативные. Обе группы вспоминают жизненные примеры из своего опыта или опыта других людей (спортсменов, медиков).
3 группа (самая малочисленная 2–3 человека) готовит плакат с названием темы, значок для ведущего, вывешивает табличку с фразами на английском языке, например: Согласен(не согласен, Я другого мнения, Я думаю, вы ошибаетесь и др.
Роль ведущего не только начать и завершить работу диспута или представить стороны оппозиции, но и быть связующим звеном, задавать вопросы, уметь направлять ту или иную группу в нужное русло, подводить итог. Положительным моментом таких форм работы в виде КТД является следующее:
Такая форма работы не требует особой длительной подготовки.
Все учащиеся вовлечены в интересную, познавательную и развивающую (игру(.
Непроизвольно повторяются и закрепляются лексика и грамматические структуры.
Данная форма работы предполагает наличие знаний у учащихся аутентичных фраз, выражений.
Использование такой формы урока способствует развитию мотивации у учащихся в обучении английскому языку.
Учит общению на языке, способствует формированию умений и навыков высказывать свою точку зрения, сравнивать, обобщать и т.д.
Методика проведения театра–экспромта
Методика проведения данной технологии проста. Каждый ученик получает небольшую роль и выступает в роли актёра. Все предметы живые и неживые озвучиваются (актёрами( и изображаются, обыгрываются при помощи мимики, жестов, телодвижений. Живыми становятся река, солнце, ветер, облако, цветок, занавес. Учащиеся получают карточку с ролью, учитель или подготовленный ученик выступает в роли автора–рассказчика сказки, детектива и т. д.
Очень уместно и эффективно использование данной технологии в организации и проведении внеклассной работы с учащимися на праздниках, вечерах встреч, совместных с учениками родительских собраниях.
Основными задачами проведения театра–экспромта являются:
( способствовать сплочению коллектива учащихся между собой;
( способствовать живому общению детей на вербальном и невербальном уровне;
( способствовать развитию у учащихся активности, фантазии, воображения;
( помочь раскрыть свои артистические способности, таланты.
Одной из самых интересных форм работы по технологии (Обучения в сотрудничестве( является игра. Я использую элементы игры на уроках и внеклассных мероприятиях по языку для всех учащихся 2-11 классов.
Игры помогают при работе над грамматическими и лексическими аспектами языка. Они способствуют развитию внимания, памяти учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке. Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении игровых упражнений, используются различные формы работы:
( индивидуальная, ( парная, ( групповая, ( фронтальная.
Разнообразие форм работы, неоднократное повторение лексического и грамматического материала, игровые моменты способствуют повышению мотивации у учащихся, их познавательного интереса к изучению английского языка.
Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, внимание, воображение.
Кроме этого я часто использую на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку фрагменты таких игр, как (Что? Где? Когда?(, (Брейн–ринг(, (Кто хочет стать миллионером?(, (Поле чудес( и др.