Методические указания для обучающихся профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации «Выполнение и защита выпускной квалификационной работы»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Иркутской области
«Братский политехнический колледж»
(ГБОУ СПО «БрПК»)
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УПР
___________ Т. П. Митрофанова
____ ___________2013г.
ВЫПОЛНЕНИЕ И ЗАЩИТА
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Методические указания для обучающихся
профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации
Светлолобова Е. М.
Братск, 2013
Аннотация
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для укрупненной группы 230000 Информатика по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.
Цель данного пособия: оказание помощи обучающимся в написании и оформлении выпускных квалификационных работ. В указаниях изложены требования к содержанию и защите выпускной квалификационной работы.
Одобрено предметно-цикловой комиссией информатики и вычислительной техники
протокол № 3 от «31» октября 2013 г.
Светлолобова Елена Михайловна, преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО БрПК
Содержание
1 Выпускная квалификационная работа: цель, задачи, общие требования…..5
2 Структура выпускной квалификационной работы…………………………...6
3 Работа над содержанием выпускной квалификационной работы…………..9
4 Защита выпускной квалификационной работы……………………………...10
Приложение А Примерные темы письменной экзаменационной работы и практической квалификационной работы……………………………………...12
Приложение Б Оформление содержания ……………………………………...14
Приложение В Рекомендуемый список литературы…………………………..15
1 Выпускная квалификационная работа: цель, общие требования
На завершающем этапе обучения обучающиеся пишут и защищают выпускную письменную квалификационную работу. Ее подготовка связана с углублением изучения теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной задачи.
Целью выполнения выпускной письменной квалификационной работы является:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
формирование навыков самостоятельной работы при решении поставленных задач;
развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
Обучающиеся выполняют выпускную квалификационную работу по утвержденной теме (приложение А).
Общие требования к оформлению работы представлены в методических указаниях «Общие требования к правилам оформления текстовых учебных документов».
2 Структура выпускной квалификационной работы
Объем основной части письменной экзаменационной работы (без приложений) составляет 7-12 страниц печатного текста.
Выпускная квалификационная работа выполняется с целью получения определенной квалификации и документа, ее удостоверяющего. К оформлению письменной экзаменационной работы предъявляются определенные требования.
Структура письменной экзаменационной работы включает следующие компоненты:
- титульный лист;
- задание;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
2.1 Образец титульного листа и общие требования к оформлению работы представлены в методических указаниях «Оформление выпускной квалификационной работы» для студентов начального профессионального образования.
2.2 Содержание включает наименование всех глав, параграфов, пунктов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. Образец содержания приведен в Приложении Б.
2.3 Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и задачи работы. Примерный объем введения – 0,5-1страница.
Актуальность выбранной темы – в данной части введения автор работы отвечает на вопросы – Почему и чем тема квалификационной работы является значимой для области обработки цифровой информации и для колледжа в частности?
Цель – это кратко, но емко сформулированный результат, к которому мы должны прийти в ходе выполнения работы, задачи – это конкретные шаги, реализация которых приводит к выполнению поставленной цели. Задачи формулируются для каждой части работы, т.е. указывается, что мы делаем, чего добиваемся в каждой части работы (главе).
Для формулировки цели работы можно использовать следующие устойчивые выражения: «целью настоящей работы является….»; «цель работы заключается в …»; «основной целью квалификационной работы является…».Для перехода к формулированию задач, можно использовать выражения: «основными задачами письменной экзаменационной работы являются…»; «в соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:…»;. «для реализации поставленной в работе цели решаются следующие задачи:…». Затем следует четко, под нумерацией сформулировать задачи. Например, «Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть…;
- сравнить (провести сравнительный анализ)…;
- разработать (дизайн, тест, презентацию, сайт и т.д.)…;
2.4 Основную часть выпускной письменной экзаменационной работы следует делить на разделы и подразделы. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.
В теоретической части работы раскрываются теоретические основы разрабатываемой темы. Практическая часть содержит описание процесса выполнения практической квалификационной работы.
2.5 В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы. В заключении не допускается повторения содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам.
2.6 Основные требования, предъявляемые к списку использованных источников:
соответствие теме письменной экзаменационной работы;
разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др.;
отсутствие морально устаревших документов.
Рекомендуемый список литературы для каждой темы квалификационной работы приведен в приложении В.
2.7 Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы и могут включать: материалы, дополняющие текст, промежуточные формулы и расчеты, таблицы вспомогательных данных, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции.
3 Работа над содержанием выпускной квалификационной работы
К данному этапу можно приступать только после детальной проработки темы, изучения литературы и других источников. Автор должен продемонстрировать высокий уровень выпускной квалификационной работы, свое умение аргументировать, излагать собственные мысли, грамотно оформлять текст.
Письменная экзаменационная работа должна быть написана грамотно, литературным языком. При затруднении в написании того или иного слова следует обратиться к словарю русского языка.
Выполнение выпускной квалификационной работы осуществляется в соответствии с графиком, который отражает основные этапы выполнения работы (работа с литературой, написание текста, предоставление текста по частям руководителю, обсуждение работы на заседании цикловой комиссии, рецензирование, подготовка доклада для защиты квалификационной работы).
Консультирование (индивидуальное и групповое) осуществляется в соответствии с графиком консультаций.
На предварительной защите обучающийся представляет доклад, отражающий основное содержание работы; руководитель характеризует деятельность обучающегося по выполнению работы; преподаватели ПЦК и обучающиеся учебной группы задают вопросы по содержанию работы; присутствующие могут принять участие в обсуждении работы. По итогам обсуждения обучающемуся выдаются рекомендации по улучшению содержания работы.
Выпускные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников предприятий, организаций, преподавателей, владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускной квалификационной работы.
4 Защита выпускной квалификационной работы
Заключительный этап выпускной квалификационной работы – ее защита. В ходе защиты обучающийся должен показать глубокие знания по теме работы, аргументировать свои выводы и предложения.
К защите обучающийся должен подготовить доклад, в котором отражается основное содержание работы, и презентацию, иллюстрирующую основные моменты доклада.
Требования по оформлению презентации приведены в «Методических рекомендациях по составлению презентаций в Братском политехническом колледже». Образец оформления презентаций к защите размещен на сайте БрПК.
На защиту выпускной квалификационной работы отводится 7 минут. Процедура защиты включает следующие этапы: чтение отзыва руководителя и рецензии, доклад обучающегося, ответы на вопросы членов Государственной экзаменационной комиссии.
Вопросы к выпускнику могут быть разноплановыми и касаться как непосредственно содержания работы, так и близких к теме выпускной квалификационной работы теоретических и практических проблем. Ответы должны быть краткими, но содержательными и аргументированными.
После защиты Государственная экзаменационная комиссия остается на закрытое заседание, чтобы определить оценки выпускной квалификационной работы и ее защиты.
Критерии оценки текста письменной экзаменационной работы:
- актуальность темы;
- достаточность использованной литературы;
- практическая значимость выпускной квалификационной работы;
- соотнесенность цели и задач, поставленных в работе с полученными результатами и выводами;
-соответствие оформления выпускной квалификационной работы методическим рекомендациям по оформлению текстовых документов.
Критерии оценки защиты выпускной квалификационной работы:
- четкость и внятность доклада, отражающего актуальность, цель, задачи, краткое содержание, основные выводы и результаты работы;
- четкость, внятность, глубина ответов на вопросы членов Государственной экзаменационной комиссии;
- использование программно-технических средств для сопровождения доклада.
Приложение А
Примерные темы письменной квалификационной работы и
практической квалификационной работы
№ Тема практической квалификационной работы Тема письменной квалификационной работы
1 Создание сайта преподавателя с помощью конструктора сайтов Ucoz Использование конструкторов сайтов для создания веб-страниц.
2 Создание сайта преподавателя
с помощью конструктора сайтов Webnode Построение аудио, визуальных и мультимедийных контентов на веб-странице в конструкторе сайтов Webnode.
3 Создание сайта преподавателя с помощью конструктора сайтов Wix Возможности конструктора сайтов Wix при создании веб-страниц.
4 Создание сайта «Охрана труда и техника безопасности» с помощью Microsoft Power Point. Использование редактора презентаций Microsoft Power Point для создания веб-страниц.
5 Создание визитных карточек в векторном графическом редакторе CorelDraw. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора CorelDraw.
6 Использование эффектов при обработке изображений в растровом графическом редакторе Adobe Photoshop. Возможности обработки изображений в растровом графическом редакторе Adobe Photoshop.
7 Разработка дизайна студенческой газеты «Лига» в растровом графическом редакторе Adobe Photoshop. Возможности растрового графического редактора Adobe Photoshop при разработке дизайна газеты.
8 Создание тематических рекламных проспектов с помощью цифровой камеры. Использование цифровой камеры для создания тематических рекламных проспектов.
9 Создание видеоролика по дисциплине «История Иркутской области по теме «Земля Иркутская в XVIII веке». Создание видеороликов из исходных аудио и визуальных контентов.
10 Создание видеоролика «Мнения обучающихся о студенческой жизни в колледже» Создание видеороликов с помощью цифровой камеры и видеоредактора.
11 Издание брошюры по материалам журнала «Домашний компьютер» из рубрики FreeBack. Использование редактора Microsoft Word для вёрстки брошюр.
12 Издание буклета по грамматике английского языка. Использование текстового редактора MicrosoftWord в качестве средства издательской системы.
13 Создание презентационного материала по дисциплине «Физика» по теме «Механические колебания и волны». Использование редактора Microsoft Power Point для создания презентационного материала.
14 Создание презентационного материала по дисциплине «Математика» по теме «Свойства степени». Создание электронного пособия по математике с помощью Microsoft PowerPoint.
15 Создание тестов по дисциплине «Обществознание» в программе Microsoft Excel. Использование электронных таблиц для создания тестов.
16 Создание тестов по дисциплине «История» в программе Microsoft Excel. Создание тестов с помощью формул в Microsoft Excel.
Приложение Б
Оформление содержания
Введение5
1 Описание используемого программного продукта6
2 Описание используемых инструментов8
3Описание процесса выполнения практической части10
Заключение11
Список использованных источников12
Приложение А Название приложения13
Приложение Б Название приложения14
Приложение В
Рекомендуемый список литературы
Киселев С.В. Средства мультимедиа: учебное пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2012 г.
Остроухов А.В. Ввод и обработка цифровой информации: учебник для начального профессионального образования. М.: Академия, 2012 г.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. М.: Академия, 2013 г.
Кроудер Д. Создание веб-сайта для чайников, 3-е издание: Пер. с англ. – М.: ООО «ИД Вильямс», 2009 г.
Немцова Т. И., Назарова Ю. В. Компьютерная графика и wеb-дизайн. Практикум: учебное пособие.-М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010 г.
Методические указания к лабораторным работам по информатике www.dvo.sut.ru
Студия веб-дизайна CAPwww.cap-design.ru
Начинающему веб-мастеру www.instructing.ru
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Журнал Домашний компьютер jurnal-portal.ru
Обучение в интернетwww.lessons-tva.info
Adobe Photoshop 7.0. Компьютерная графика / под ред. С.Г. Мельниченко. - М.: Торговый дом СПАРРК, 2003 г.
Айсманн К. Ретуширование и обработка изображений в Photoshop: практическое руководство / К. Айсманн. - Минск: Вильямс, 2004 г.
ГевенянВ.Р. Adobe Photoshop CS. Волшебные фильтры и спецэффекты / В.Р. Гевенян. - СПб.: BHV-Санкт Петербург, 2004 г.
Гринберг А.Д. Цифровые изображения: практич. рук-во / А.Д. Гринберг, С. Гринберг. - Минск: Попурри, 2008 г.
Тайц A. M. Adobe PhotoShop CS: самоучитель / А.М. Тайц, A.А. Тайц. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004 г.
Информатика. Базовый курс : [учебное пособие для втузов] / под ред. С. В. Симоновича. - СПб. [и др.], 2008г.
Степанов А. Н. Информатика : [учебное пособие для вузов по гуманитарным и социально-экономическим направлениям и специальностям] / А. Н. Степанов. - СПб. [и др.], 2008 г.
Сергеев А. П. Microsoft Office 2007 : самоучитель / А. П. Сергеев. - М. [и др.], 2008 г..
Бондаренко С. В. Excel 2007 : популярный самоучитель / С. Бондаренко, М. Бондаренко. - СПб. [и др.], 2008 г.
Долженков В. А. Самоучитель Excel 2007 / Виктор Долженков, Александр Стученков. - СПб., 2008 г.
Windows XP и полезные программы: установка и настройка. - СПб.: Питер, 2006 г.
Безека С. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию НТ Пресс. – 2008 г.
Бортник О. И. Базовый Курс.PowerPoint.Изучаем Microsoft Office М.: Современная школа, 32 С.
Вашкевич Э.PowerPoint 2007. Эффективные презентации на компьютере СПб: Питер, 2008 г.
Демина Л. М., Гатаулин Р. М. Microsoft Power Point в схемах и рисунках: практикум. – М.: Московский государственный индустриальный университет. – 2007 г.
Георгий Розов. Как снимать. Искусство фотографии. Изд.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006 г.
Джон Хеджкоу. Новое руководство по фотографии. Изд.: АСТ, Астрель, 2005 г.
Сулягин, Ю.А. Реклама. Учебное пособие. / Ю. А. Сулягин, В. В. Петров – М., 2006 г.