Технологическая карта урока русского языка на тему: Заглавная буква в именах собственных. Написание слов одинаковых по звучанию.
МКОУ «Ближнеосиновская СОШ»
Урок русского языка на тему:«Заглавная буква в именах собственных. Написание слов одинаковых по звучанию».
Выполнила: Подгорнова Т.В.,
учитель начальных классов
2017
Пояснительная записка
Ф.И.О. Подгорнова Татьяна Валерьевна
Стаж работы: 30 лет
Квалификационная категория: высшая
УМК: Образовательная система «Школа России»
Учебник: «Русский язык»
Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.
Предмет: русский язык
Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных. Написание слов одинаковых по звучанию ».
Класс: 1
Номинация: урок с применением технологии проблемного обучения.
Краткая характеристика класса.
В 1 классе обучается 8 человек. Из них 2 девочки и 6 мальчиков. Все учащихся 2009 года рождения. Физическое состояние учащихся соответствует возрастным требованиям. До поступления в школу все учащиеся посещали детский сад. По состоянию здоровья дети распределены на подготовительную и основную группы.
У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам русского языка дети относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность, хорошо справляются с индивидуальными заданиями повышенной трудности.
Умеют работать по алгоритму, задавать вопросы и отвечать на них, находить в книге нужный материал, оценивать свои знания.
Класс очень дружный, друг к другу относятся доброжелательно, прислушиваются к мнению друзей, помогают слабым.
Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями.
Технологическая карта урока
Предметная область: «Русский язык»
УМК: «Школа России»
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных. Написание слов одинаковых по звучанию».
Цели урока: формирование умения различать и правильно писать слова одинаковые по звучанию, но разные по написанию первой буквы
Личностные УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Русский язык»;
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- соблюдение правил этикета.
Регулятивные УУД:.- самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- самостоятельно адекватно оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки.
Познавательные УУД:
- развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схемы;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- грамотно строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- работать в паре и индивидуально.
Предметные результаты:
- формировать умение определять имена собственные и делить их на группы;
- развивать умение писать с большой буквы имена собственные;
- осознанно употреблять имена собственные;
-различать при написании слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному ( лев и Лев, шарик и Шарик, орёл и Орёл и др.)
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/пЭтап урока
Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
І Организационный
момент. Мотивация.
Цели для учащихся:
- организация своего рабочего места;
-подготовка к продуктивной работе на уроке;
Цели для учителя:
-организация учащихся;
-контроль их готовности к уроку;
- формирование психологического настроя на урок;
- Здравствуйте, ребята!
-Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?
Что нужно сделать, чтобы поднять настроение?
-Конечно же, улыбнуться!
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку.
-Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,Не хочется играть сегодня в прятки,Не будем дуть мы на корабль бумажный Сегодня у нас урок очень важный!
Улыбаются друг другу и учителю.
Личностные УУД.
1.Формирование мотивации к обучению.
Регулятивные УУД.
1. Развиваем умение самостоятельно организовывать рабочее место.
II
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цели для учащихся:
-определение и самооценка уровня своих знаний;
-умение применять свои знания;
-фиксация затруднения в деятельности;
-
Цели для учителя:
-создание ситуации успеха и условий для применения знаний учащихся;
-побуждение к высказыванию собственного мнения и самооценке своих действий;
-создание проблемной ситуации; – Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату).
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
-Ребята! С какими словами мы знакомились на прошлом уроке?
-Чему мы учились ?-Какие вы знаете имена собственные?
-Молодцы!
-А сейчас вам предстоит вспомнить имена собственные и поработать в парах.
Организует работу в парах.
Раздает задания учащимся.
При необходимости консультирует.
Просит правильно вывесить на доске имена, фамилии и отчества писателей.
Создает ситуацию успеха, анализируя выполненные задания.
-Молодцы! Вы хорошо знаете русских писателей!
-Как нужно правильно писать эти
слова?
-Назовите знакомые произведения этих писателей.
Просит обозначить уровень знаний по изученной теме с помощью кружков разного цвета.
Просит соотнести и вывесить на доске названия рек и населенных пунктов.
Создает ситуацию успеха, анализируя выполненные задания.
-Молодцы, ребята! Задание выполнили верно!
Просит оценить свою работу.
-Как можно назвать слова 1 группы?
- Назовите среди них словарные слова.
-А 2 группы? Как правильно их писать?
Оцените свою работу.
- По какому признаку вы разделили слова ?-Как будем писать героев сказок?
- Оцените свою работу.
Ребята, читая книгу, я увидела, что
слово лев написано смаленькой буквы, а потом
встретила слово Лев -
с большой буквы.
Могло ли так быть?
Вывешивает на доску два слова:
лев Лев
Лэф-Прочитайте эти слова, как они звучат?
-А почему же эти слова пишутся по-разному?
Открывают тетради.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают в тетради дату и «Классная работа».
- Мы знакомились с именами собственными.
-Учились писать с большой буквы имена собственные.
Называют, что к именам собственным относятся: фамилии, имена, отчества, названия стран, рек, городов, деревень, сел, клички животных, герои сказок.Читают задание и выполняют его.
1пара.
1.Прочитайте слова и разделите их на группы.
Сергеевич, Лев, Николаевич, Иванович, Александр, Толстой, Пушкин, Корней, Чуковский.
2.Знакомы ли вам эти имена, фамилии и отчества? Как можно назвать их одним словом?
Вывешивают на доске (имя,отчество, фамилия)
-Александр Сергеевич Пушкин
-Лев Николаевич Толстой
-Корней Иванович Чуковский
- Это известные русские писатели.
Называют произведения этих писателей «Сказка о рыбаке и рыбке», «Телефон», «Лев и собачка»).-Имена собственные пишутся с большой буквы.
Выбирают: красный кружок- справился с заданием без ошибок, синий – не полностью усвоил эту тему, допустил 1-2 ошибки, зеленый – очень мало знаний по данной теме)
2пара.
1. Прочитайте слова и разделите их на группы.
Волга, Суровикино, Ближнеосиновский, Чир, Осиновка, Волгоград.
2.Знакомы ли вам эти названия? Что можете о них сказать?
4.В какой стране эти реки и населенные пункты?
Читают и записывают слова по группам.
Отвечают на вопросы.
Вывешивают на доске:
Реки: Волга, Чир, Осиновка
Города и деревни:
Волгоград, Суровикино, Ближнеосиновский.
Объясняют, какая река где протекает(Волга-Волгоград, Чир-Суровикино, Осиновка-Ближнеосиновский).
Самооценка цветными кружками
3пара.
1. Прочитайте слова и разделите их на группы. Объясните.
кошка, собака, Зорька, Мурка, корова, Жучка.
Читают и распределяют слова по группам.
Отвечают на вопросы.
Вывешивают на доске:
1гр.кошка, собака, корова
2гр.Мурка, Жучка, Зорька.
- Слова 1 группы- домашние животные, словарные слова собака и корова.
Слова 2 группы – имена собственные, они пишутся с большой буквы.
Самооценка цветными кружками.
4пара.
1. Прочитайте слова и разделите их на группы. Объясните.
Бармалей, бабушка, доктор, Федора, Айболит, злодей.
Читают и распределяют слова по группам.
Отвечают на вопросы.
Вывешивают на доске:
1гр.бабушка, злодей, доктор.
2гр.Федора, Бармалей, Айболит.
- Слова 1 группы- люди.
Слова 2 группы – герои сказок К.И.Чуковского.
- Они пишутся с большой буквы.
Самооценка цветными кружками.
Слушают учителя. Удивляются, что одинаковые слова написаны по-разному.
Испытывают затруднение при
ответе на вопрос.
Читают и произносят слова (лев и Лев)
Отвечают, что звучат слова одинаково.
Затрудняются ответить на вопрос.
Фиксируют своё незнание.
Познавательные УУД.
1. Развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний.
2. Обобщать и классифицировать слова по признакам.
Регулятивные УУД.
1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2. Развиваем умение высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД.
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Умение работать в паре.
Личностные УУД.
1.Проявление интереса к изучению темы.
2. Развиваем умения выказывать своё мнение при выполнении задания, выражать свои эмоции.
3. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
III
Формулирование проблемы. Постановка темы и целей урока. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели для учащихся:
-фиксация незнания;
-умение сформулировать тему и задачи урока и прогнозировать предстоящую работу;
Цели для учителя:
- формирование способности учащихся к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;
-развитие умений составлять алгоритм работы;
-подготовка мышления учащихся к изучению нового материала;
– Назовите проблему, с которой мы столкнулись на предыдущем этапе урока.
-А правописание, каких слов мы повторяли?
- Давайте вместе назовем тему нашего урока.
-Какое умение будем отрабатывать на уроке?
-Чему мы будем сегодня учиться?
Просит произнести скороговорку:
Пошла Поля полоть траву в поле.
-На что обратили внимание?
-Что обозначают эти слова?
-Как будем писать эти слова?
Обращает внимание на картинки с рисунками ( кот Рыжик, гриб рыжик и др.)
- Что изображено на картинках?
- С какой буквы будем писать эти слова?
Просит составить план действий , опираясь на предыдущую работу.
Вывешивает алгоритм (после составления на доску)
-Умницы! Следующую работу будем выполнять, опираясь на этот алгоритм.
Отвечают, что не смогли объяснить почему слова лев и Лев пишутся
по-разному.
-Повторяли правописание имен собственных.
Вместе с учителем формулируют тему урока.
«Заглавная буква в именах собственных. Написание слов одинаковых по звучанию».
-Писать имена собственные с большой буквы.
-Будем учиться писать слова, которые звучат одинаково, но различаются по написанию первой буквой.
Произносят скороговорку.
В скороговорке звучат одинаково 2 слова.
Объясняют значения слов: Поля и в поле, и их правописание.
Отвечают на вопросы.
Составляют алгоритм:
Рассматриваем картинки и соотносим их правильно со словами.
Читаем предложение, скороговорку, определяем значение одинаково звучащих слов.
Записываем правильно слова. Регулятивные УУД.
1. Развиваем умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Личностные УУД.
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV
Физкультминутка.
Цели для учащихся:
- снятие общего напряжения и усталости глаз;
-умение различать имена собственные.
Цели для учителя:
-организация общей психологической разгрузки учащихся с выполнением определенных условий;
- Ребята! Вы устали? Давайте отдохнем! Самое главное для нас – здоровье!
- Я буду называть города, вы будете хлопать в ладоши, названия рек - приседать, имена людей - прыгать, когда услышите героев сказок – смотреть друг на друга.
Слушают учителя и выполняют физкультминутку, соблюдая условие.
Осознают, что здоровье – важнее всего. Личностные УУД.
1.Установка на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД.
1.Умение различать имена собственные
V
Развитие умений – применение знаний.
Цели для учащихся:
-умение работать с источником информации, формулировать вывод;
- применение правила правописания имен собственных;
-организация коммуникативного сотрудничества;
- самооценка своих знаний;
Цели для учителя:
- побуждение учащихся к наблюдению, предположению и обобщению;
- формирование умения писать с большой буквы имена собственные, различать и правильно писать слова одинаковые по звучанию;
- организация парной работы и самооценки учащихся;
Обращает( поочередно) внимание учащихся на слайды № 4- №6
Просит назвать одинаковые слова и соотнести их с картинками.
- Какой вывод можно сделать?
Предлагает выполнить пробные задания, а затем сверить по эталону:
- опираясь на картинки, дописать правильно слова( воздушный - .., охраняет дом - …, ) слайд №7.
Просит объяснить правильность написания одинаковых слов.
- Оцените свою работу.
Усложняет пробное задание:
- вставьте слова в предложения и запишите их (рыжик и Рыжик) с последующей проверкой, слайд № 8
Создает ситуацию успеха, мотивируя учащихся на дальнейшую плодотворную работу.
-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями.
Читают и называют слова: лев и Лев, орел и Орел, роза и Роза).Соотносят слова с картинками.
Формулируют вывод: Лев, Орел, Роза – имена собственные, значит писать нужно с большой буквы. А слова: лев, орел, роза – с маленькой буквы.
Дописывают слова:
воздушный – шарик
охраняет дом - Шарик
Отвечают учителю, проверяют, правильно ли записали слова, при необходимости исправляют ошибки. Обозначают орфограмму.
Самооценка цветными кружками.
Записывают предложения.
Кот Рыжик любит молоко.
Под ёлкой растет рыжик.
Проверяют правильность написания.
Обозначают орфограмму.
Настраиваются на дальнейшую работу.
Познавательные УУД.
1.Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.
2.Выявлять сущность, особенности объектов.
3.Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
4.На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД.
1.Умение сотрудничать в поиске информации.
2.Выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли.
3.Слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД. 1.Умение планировать свои действия.
2. Оценивать свои учебные действия.
VI
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели для учащихся:
-умение работать самостоятельно;
-применение нового знания в типовых заданиях;
-выявление ошибок, исправление их;
-самооценка;
Цели для учителя:
-организация индивидуальной дифференцированной работы по применению учащимися нового знания в типовых заданиях
и самооценки;
-предоставление возможности выявить ошибки и исправить их;
-организация самопроверки по эталону;
- Ребята, как вы думаете, у вас достаточно знаний для выполнения с/р по теме урока?
Организует индивидуальную работу по нескольким уровням, с последующей проверкой по эталону(раздаточный материал)
1уровень.
Запиши нужные слова в пропусках, опираясь на картинки. Обозначьте орфограмму.(степной-…, город- …).
Допиши нужные слова (без картинок).Обозначьте орфограмму.
(быстрая река -…, полосатый - …).. Слайды № 9-11
Читает из детской энциклопедии сведения о реке Тигр.
2уровень.
Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные буквы в слова. Запишите. Обозначьте орфограмму.
(В саду . оза поливала . озы.)
Слайды №12-13
3уровень.
Прочитайте слова, составьте предложение. Вставьте правильно пропущенные слова: серёжка и Серёжка.
(... уронил на пол мамину ...). Слайды № 14-15
Просит сверить самостоятельную работу с эталоном (слайды № 9-15), исправить ошибки, оценить свои знания.
Отвечают, что смогут выполнить задания. Настраиваются на самостоятельную работу.
Работают с раздаточным материалом.
Выбирают для себя необходимый уровень заданий.
Выполняют индивидуальные задания, затем сверяют с образцом (1уровень - слайды №9-11, 2 уровень – слайды №12-13 ,3уровень – слайды №14-15), при необходимости исправляют ошибки.
Оценивают свои знания, делают выводы.
Личностные УУД.
1.Положительное отношение к учению.
Познавательные УУД.
1.Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
2.Отвечать на вопросы, опираясь на знания.
3.Применять новые знания в типовых заданиях.
Регулятивные УУД.
1.Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
3.Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
VIII
Итог урока.
Рефлексия.
Цели для учащихся:
-побуждение к умозаключению по теме;
-самооценка результатов учебной деятельности;
Цели для учителя:
-организация рефлексии и самооценки учащимися учебной деятельности;
Организует рефлексию и самооценку школьников собственной учебной деятельности на уроке.
-Какова была тема урока?
- На какие вопросы вы отвечали?
- Чему научились на уроке?
-Что показалось интересным на уроке?
-Что вызвало затруднение?
Просит продолжить фразы на слайде №16).
Просит посчитать количество
разноцветных кружков и соответственно им каждый получает медаль.
Отвечают на вопросы учителя.
-«Заглавная буква в именах собственных. Написание слов одинаковых по звучанию.
- Перечисляют вопросы, на которые отвечали во время урока.
Высказывают собственное мнение:
- писать с большой буквы имена собственные;
- делить имена собственные на группы;
-составлять предложения, используя одинаковые по звучанию слова;
-правильно употреблять в речи слова типа: орел и Орел, роза и Роза идр.
- сравнивать предлоги и междометия.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свои знания.
Получают за знания медаль. Личностные УУД.
1. Установление связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.
Регулятивные УУД.
1.Оценивание качества и уровня усвоения на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные УУД.
1.Осознанно высказывают свою точку зрения.
2.Слушают и понимают речь других.
Познавательные УУД.
1.Ориентируются в своей системе знаний.
2.Отличают новое от уже известного с помощью учителя.
Прогнозируемый результат:
- умеют определять имена собственные и делить их на группы;
- применяют правило написания имен собственных;
- осознанно употребляют имена собственные в речи;
-знают слова, которые произносятся одинаково;
-различают при написании слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному ( лев и Лев, шарик и Шарик, орёл и Орёл и др.)