Активизация познавательного интереса обучающихся в системе СПО через мотивацию к познавательной деятельности.

Активизация познавательного интереса обучающихся в системе СПО через мотивацию к познавательной деятельности.
Арбузова Е.И.
Вопросы активизации познавательного интереса обучающихся относятся к  числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение. Перед образованием стоят задачи внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся, что определяет актуальность содержания данного исследования.
Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие методисты, психологи и историки: И.З. Озёрский, В.Б. Бондаревский, З.И. Щукина, Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский. Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю.К. Бабанского, который на основе своей многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике.  И.Я. Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся , описывает рациональные методы развития их мышления. В психолого-педагогической литературе проблема активизации учебно-познавательной деятельности рассматривалась с различных точек зрения - повышения познавательного интереса (Г.И. Щукина и др.); формирования мотивов учения (X. Хекхаузен, А. Маслоу, А. К. Маркова и др.); алгоритмизации видов учебно - познавательной деятельности (В.А. Беликов и др.); формирования обобщенных умений (А.В.Усова и др.); самостоятельной познавательной деятельности. Исследователями признается тот факт, что активная деятельность играет ведущую роль в формировании личности подростка. Однако стимулирование этой деятельности должно исходить не только от педагогов, родителей, общества, но и определяться самими обучающимися.
Необходимо найти такой внутренний стимул, чтобы обучающиеся техникума сразу включались в активную учебно-познавательную деятельность. Это должен быть внутренний толчок, побуждение, потребность, исходящие из собственных интересов и ориентации личности обучающегося. Таким внутренним стимулом, на наш взгляд, могут стать ценностные ориентации обучающихся техникума.
Актуальность проблемы исследования определяется противоречиями между:
1) возрастанием потребности, осознанием значимости качественного образования и неспособностью современного образования эффективно удовлетворить эту потребность;
2) осуществлением активного реформирования современной системы образования с учетом особенностей, потребностей и ценностных ориентаций личности и недостаточной разработанностью психолого-педагогических теорий, определяющих направления и способы осуществления личностно-ориентированного подхода к образованию;
3) значением ценностных ориентаций в процессе становления личности и ее активности в деятельности и недостаточной теоретической разработанностью проблемы влияния ценностных ориентаций на уровень активности личности в деятельности, в том числе и в учебно-познавательной деятельности. Экспериментальная проверка показала, что уровень активности учебно-познавательной деятельности обучающихся техникума недостаточно высок. Во всех исследованных группах подростки предпочитают пассивные виды деятельности на учебных занятиях. При попытке преподавателей активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся не учитывается личностно-ценностный аспект в обучении. Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являлись: каким образом активизировать обучающихся на уроке; какие методы обучения необходимо применить чтобы повысить активность подростков на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся.
Есть более или менее типичные причины, на которые надо обратить внимание.
1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также не малой силы воли. Умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета, математических операций, наблюдательность, усидчивость, твердость руки и владение письмом, актуальность, ловкость, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности – вот лишь часть тех умений, навыков и качества, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. И если учителя в школе и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение в техникуме становиться затем очень трудным. У подростков свои особенности, которые приходится учитывать преподавателю - интерес к фантастике, к необычному, стремление к подвигу. Если преподаватель чаще рассказывает им о необычных и малоизвестных явлениях природы или событиях, если чаще меняет организацию урока и вводит в него новые и неожиданные элементы, рассказывает о подвигах исследователей или защитников отечества, он чувствует желание обучающихся узнать больше и прилежно учиться. Обучающиеся любят испытывать свои возможности: кто сильнее, быстрее, больше знает и умеет. Поэтому конкурсы, викторины, соревнования и олимпиады становятся стимулами познавательной деятельности.
2. Громадность учебного материала, изучение специальных предметов по профессии, который нужно усвоить и запомнить.
Попытка втиснуть в память и сознание учащегося весь материал, приводит к перегрузке, усталости и сопротивлению. Педагоги часто пытаются организовать работу с обучающимися без опоры на желания и мотивы самих обучающихся. Громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой период времени. Вот в этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих обучающихся учиться.
Обучащиеся устают от слишком большого учебного материала и длительной умственной работы, утомленная психика не воспринимает нового материала.
Поэтому, необходимо составлять опорные конспекты, где в сжатом виде дан материал, необходим кратковременный отдых от умственных занятий, который стимулирует дальнейшую познавательную деятельность. Например, при изучении темы по биологии «Митоз», я предлагаю учащимся работу со схемами в нетрадиционной стихотворной форме.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
3. Отвлекающие факторы полнокровной жизни учащихся.
Обучение в техникуме требует от обучающихся все больше времени не только на занятиях, но и дома. Когда обучающийся должен выбирать между учебным материалом компьютерными играми или телепередачами он выбирает последнее. Значит! Большая часть работы должна быть выполнена на уроке:
а) учебный материал составлен в виде опорного конспекта, если подросток дает не совсем точное определение или формулировку учебного материала преподаватель предлагает сверить с учебником;
б) применение письменных ответов, выполнение тестовых заданий, совершенствуют приемы самоконтроля.
в) необходимо использовать интерес обучающихся к работе с компьютером с целью приобретения знаний по дисциплине, например: на лабораторно-практических занятиях, при выполнении домашнего задания преподаватель дает задание, которого нет в учебнике и надо искать в Интернете.
4. Однообразие жизни и учебного процесса.
Монотонность и однообразие учебных занятий, отсутствие быстрой смены событий, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить – все это делает учебу тусклой и неинтересной для многих обучающихся.
Вывод: необходимо выходить за рамки учебного занятия, для чего нужно проводить экскурсии на производство, на природу, подключать обучающихся к проведению демонстрационных опытов, самостоятельной работе с реактивами, компьютером, осуществляя связь между полученными знаниями и применением их в жизни. Изменение социально-политической и экономической ориентации России на демократическое общество и рыночные отношения привели к смене приоритетов и иерархии ценностей общества, резко изменили цели и ценности образования. В обществе все отчетливее осознается значимость качества образования, отвечающего высоким государственным и мировым образовательным стандартам. Удовлетворение потребности в качественном образовании возможно только при условии совершенствования современной системы образования в России, ее перехода от авторитарности системы к личностной ориентированности. Именно поэтому необходим процесс реформации современного образования, направленный на формирование личности, способной не только к активной деятельности в современных рыночных условиях, но и способной ориентироваться в современном нестабильном обществе, в котором интересы различных социальных групп не стыкуются, противоречат друг другу. В связи с этим возникает необходимость решения проблемы активизации познавательного интереса обучающихся техникума через мотивацию к познавательной деятельности и построения учебно-познавательного процесса с учетом особенностей, потребностей и ценностных ориентаций личности школьника.

Литература:

1.Баранов С. П. Сущность процесса обучения - М., 1981.
2.Баранов С. П Сластенин В. А. Педагогика - М., 1986.
3.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования - М., 1956.
4.Вяткин Л. Методика проблемного обучения - Саратов; 1971.
5.Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.
6.Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения - М., 1986.
7.Загвязинский В. И. Проблемность в школьном обучении - Тюмень; 1971.


7ђ Заголовок 115