Статья Развитие познавательного интереса через вовлечение обучающихся в различные виды познавательной деятельности.
Развитие познавательного интереса через вовлечение обучающихся в различные виды познавательной деятельности. (сл.1)
Всё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость. В.А. Сухомлинский(сл.2)
Познавательный процесс является важным фактором учения и в то же время это жизненно-необходимый фактор становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности ученика. (сл.3-4)
Познавательный интерес - избирательная направленность, включающая в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент, возникающая при включении школьников в лично значимую для них деятельность. Он сильно влияет на формирование личности.
Выделяют три уровня развития познавательного интереса(сл.5):
-очень низкий
-средний
-высокий (личностно-творческий)
(сл.6)
Формирование познавательного интереса школьников достигается в процессе внеурочной деятельности. Данная работа способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса.
(Сл.7) Внеурочная деятельность – это деятельность, которая выполняется во внеурочное время на основе интереса и самодеятельности учащихся
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.
(сл.8) Главная цель внеурочной деятельности - формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и связной речи, интереса к родному языку и воспитание потребности изучать школьные предметы. (сл.9) В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят, рассуждают.
Отличия внеурочной работы от учебной:
добровольный характер участия обучающихся во внеклассной работе.
отсутствие строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения.
отсутствие строгого учета знаний, умений и навыков.
большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.
(сл.10) Формы внеурочной деятельности ( И.П. Подласый):
кружки,
практикумы,
семинары,
конференции,
консультации,
факультативные занятия,
элективные курсы,
учебные экскурсии,
домашние самостоятельные работы учащихся.
классные часы.
внеклассные мероприятия и т.д.
(Сл.11) В нашей школе внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
(сл.12)Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности. Поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы. Таким стимулом являются элементы занимательности, внешней эффективности различных демонстраций, элементы игры и театрализации.
(сл.13,14,15) В прошлом году в рамках внеурочной деятельности, чтобы была возможность систематически и целенаправленно развивать познавательные способности своих учеников, я решила организовать кружки «Я- исследователь», «Подвижные игры» и факультатив «Школа развития речи» Программа была составлена мной сразу на все три года, так легче увидеть объём работы и её конечный результат.
Рассмотрим на примере занятий факультатива «Школа развития речи», как можно добиться развития познавательного интереса у обучающихся. Прежде всего занятия по развитию речи отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает именно младших школьников.
На занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребёнок сам оценивает свои успехи не по отношению к другим обучающимся, а по отношению к себе вчерашнему. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
(сл.16) Для проведения занятий по развитию речи предлагается учебный комплект пособий курса «Речь», разработанных Т.Н.Соколовой, состоящий из двух тетрадей на печатной основе на каждое полугодие, методического пособия для учителя.
(сл.17)
В каждом занятии должны прослеживаться три части: игровая; теоретическая; практическая. Занятия по развитию речи выстроены следующим образом:
Фаза I. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части: «Откладывай безделье, но не откладывай дело»
Этапы:
Инициация (приветствие)
Вхождение или погружение в тему (определение целей)
Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды)
Фаза II.Основная часть: «Видит око далеко, а ум ещё дальше»
Этапы:
Закрепление изученного материала
Актуализация (мобилизация знаний обучающихся)
Инпут - интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
Проработка содержания темы
Фаза III.Занимательные задания: «Знания и умения всегда найдут применение»
Этапы:
1) Эмоциональная разрядка (релаксации, разминки)
2) Подведение итогов (рефлексия и оценка урока)
На занятиях по внеурочной деятельности я провожу разнообразные виды работ, в частности игры, использую дидактический раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, анаграммы, сказки, внедряю решение нестандартных, логических, эвристических, олимпиадных задач.
(сл.18)
Также на занятиях по внеурочной деятельности для развития познавательного интереса детей я использую следующие методы и приёмы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приёмы формирования познавательного интереса
Название
Описание приема
Драматизация
Сюжет расписан по ролям, в общение двух или нескольких человек раскрываются подробности
темы занятия
Описание
Рассказ, может быть художественным или аналитическим.
Персонификация
Форма сюжетного повествования, в основе которой лежит история реального или чаще всего вымышленного героя,
«Отсроченная
отгадка»
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадку к которой (ключик к пониманию) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
«Удивляй»
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
«Фантастическая добавка»
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой, например, может переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение или животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего героя.
(сл.19)
На своих образовательных мероприятиях я стараюсь использовать активные методы обучения.
Активные методы обучения система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала и стимулирующих познавательную деятельность обучающихся.
(сл.20) АМО строятся на:
практической направленности;
игровом действе и творческом характере обучения;
интерактивности;
разнообразных коммуникациях;
диалоге и полилоге (разговор многих участников);
использовании знаний и опыта обучающихся;
групповой форме организации их работы;
вовлечении в процесс всех органов чувств;
деятельностном подходе к обучению;
движении и рефлексии.
(сл.21)Результативность:
Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.
(сл. 22) Классификация методов активного обучения
Неимитационные
Имитационные
Неигровые
Игровые
Проблемное обучение.Лабораторная работа.Практическое занятие.Эвристическая лекция, Тематическая дискуссия.Программированное обучение.Научно-практическая конференция.
Анализ конкретных ситуаций.Имитационное упражнение.Действия по инструкции.Разбор документации.
Деловая игра.Разыгрывание ролей.Игровое проектирование.
(Сл. 23) В основной фазе ОМ на этапе, который называется «Инпут» (интерактивная лекция, этап передачи учителем новой информации) можно использовать такие активные методы обучения:
Вид занятия
Содержание
Цель и сфера применения
Мозговой
штурм
Творческая (креативная) дискуссия, проводящаяся для того, чтобы получить как можно больше идей решения какой-то проблемы
Творческий подход. Множество новых идей. Принятие решений. Групповое обучение и дух соперничества.
«Жужжащие»
группы
Группы от двух до шести человек, обсуждающие тему за короткое время.
Комфортная обстановка для высказывания своего мнения и налаживания обратной связи с группой
Метод «Знаю. Хочу знать. Узнал.
Введение таблицы «З/Х/У». эта таблица поможет в работе над информацией. В первой графе записываются идеи о том, что учащиеся уже знают по теме, во второй – то, что хотят узнать, а третьей, после того, как познакомятся с информацией, запишут узнанное
поддержание внимания к информации в процессе работы над ней; стимулирование интеллектуальной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы над информацией; развитие умения сжато формулировать информацию в письменной форме.
(сл.24)
ИНСЕРТ - метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?»
« v »
« + »
« - »
« ? »
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
(сл.25)
«Аквариум»
Это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода:
Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
Стимулирует участников к практической работе
(сл.26)
Кластер- графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. (сл.27)
(сл.28) Этап рефлексии.
Активный метод – «Мишень»
(сл.29,30,31,32,33)
Этап релаксации (рисунки на асфальте, рисунки на стекле песком)
(сл.34,35,36)
Результаты работы по развитию познавательного интереса следующие:
В рамках работы кружка «Я- исследователь» было создано много проектов и проведены хорошие исследовательские работы. Самыми яркими получились такие проекты: «Красная книга 2 Д класса», «Литературные кроссворды», проект «Спасибо дедам за победу» В рамках этого проекта детьми и их родителями собраны фотоматериалы, дети узнали военное прошлое своих прадедов. Всё было оформлено в виде книги, была создана также презентация и лента с портретами прадедов. Проект имел выход на школу. С этим материалом мы выступили на школьном фестивале творческих премьер, стали победителями и получили грамоту. Свою работу и ленту с портретами мы подарили в музей.
(сл.37) Сейчас ведётся работа над проектом «Моя родословная» Дети с удовольствием изучают историю своей семьи. Результаты своей работы оформляют творчески, с увлечением вместе с родителями создают семейные гербы и придумывают девизы.
(сл.38)
В прошлом году мной были даны открытые мероприятия по внеурочной деятельности:
на тему «Виды планов» (факультатив «Школа развития речи»), а на базе кружка «Подвижные игры» - мероприятие на тему: «Игры наших бабушек и дедушек». Дети выяснили, в какие игры играли их бабушки и дедушки, папы и мамы, какие игры у них были самые популярные. Также была проведена работа по выяснению самых популярных современных игр. Детьми был создан сборник игр. Завершением этой работы стал праздник, на котором родители учили детей своим играм, а дети показывали своё творчество.
(сл.39) В этом году на базе нашей школы был проведён семинар учителей начальных классов, где мы с детьми показали образовательное мероприятие по внеурочной деятельности на тему «Наши имена» (факультатив «Школа развития речи»). Дети выяснили историю своих имён, провели исследовательскую работу по выявлению самого популярного и самого редкого имени в школе, и по выявлению самого распространенного имени в мире, придумывали ребусы про имена, декламировали стихи, показали сценку и др.
(сл.40) Для поддержки познавательного интереса детей стараюсь проводить образовательные мероприятия, используя различные формы занятий:
(сл.41)
игра «Счастливый случай»,
праздник «Путешествие в осеннее царство»,
конкурсная программа «Смелые, ловкие, умелые»,
инсценировка новогодней сказки
(сл.42)
экскурссия в Марьино
мастер-класс в Курчатовском краеведческом музее
поход
(сл.43) интегрированное занятие «Вот так масленица!»
В нашей школе созданы хорошие традиции, которые нужно чтить и продолжать, которые являются фундаментальной основой для внеурочной работы и развития познавательного интереса обучающихся.
(сл.44) Спасибо за внимание!
Формирование познавательного интереса у младших школьников к историиРисунок 115