Олимпиадные задания для начальной школы 3-4 класс
Математика
1. После того как из одной вазы взяли 4 конфеты, а в другую положили 4 конфеты, в обеих вазах осталось 18 конфет. Сколько конфет было в каждой вазе вначале?
Ответ: В одной – 22 конфеты, в другой – 14.
2. В коробке лежат карандаши: 7 красных и 5 синих. В темноте берут карандаши. Сколько надо взять карандашей, чтобы среди них было не меньше двух красных и не меньше трех синих?
Ответ: 6 карандашей.
3. Разность двух чисел равна вычитаемому. Придумай такие числа.
Ответ: Например: 10 – 5 = 5.
4. Четверых мальчиков зовут Денис, Илья, Артем, Вова. Кого из мальчиков как зовут, если Илья не самый высокий, но все же он выше Дениса и Вовы, а Денис не выше Вовы?
Ответ: Артем Илья Вова Денис
5. Пара лошадей пробежала 20 километров. По сколько километров пробежала каждая лошадь?
Ответ: 20 км.
6. Кузнец подковал 7 лошадей. Сколько подков ему потребовалось?
Ответ: 28.
7. Аня, Саша и Лена купили шарики трех цветов: красный, желтый и зеленый. У Ани не красный и не зеленый шарик, а у Лены – не зеленый. У кого какой шарик?
Ответ: У Ани – желтый, у Саши – зеленый, у Лены – красный.
8. У трех подруг – Ани, Тани и Лены – платья красного, синего и зеленого цвета. Аня не в синем платье, а Лена не в синем и не в зеленом. Кто в каком платье?
Ответ: Аня – в зеленом, Таня – в синем, а Лена – в красном.9. В одном поддоне не хватает трех яиц, а во втором, таком же, двух яиц. В каком поддоне яиц больше?
Ответ: Во втором.
10. Бульдог и фокстерьер едят связку из 12 сосисок с двух сторон. Пока фокстерьер съедает одну сосиску, бульдог съедает две. Сколько сосисок достанется бульдогу, когда они доедят всю связку?
Ответ: Фокстерьер – 4 сосиски, бульдог – 8 сосисок.
11. Коля и Вася имеют фамилии Иванов и Петров. Какую фамилию имеет каждый из мальчиков, если Коля на пять лет старше Иванова?
Ответ: Коля Петров, Вася Иванов.
12. Три брата – Коля, Саша и Сережа – учились в разных классах одной школы. Коля не старше Сережи, а Саша не старше Коли. Назови самого старшего и самого младшего из братьев.
Ответ: Сережа – старший, Саша – младший.
13. У животного 2 правые ноги, 2 – левые, 2 – спереди, 2 – сзади. Сколько ног у животного?
Ответ: 4.
14. Четырех мальчиков зовут Максим, Боря, Андрей и Гриша. Узнай имя каждого из них, если известно, что Боря не самый высокий, но он выше Андрея и Гриши, а Андрей не выше Гриши.
Ответ: Андрей Боря Гриша Максим
15. Таня живет на втором этаже. Ваня в том же подъезде, но ему приходится подниматься по лестнице, в которой в 2 раза больше ступенек. Ступенек до подъезда и до первого этажа нет. На каком этаже живет Ваня?
Ответ: Ваня живет на 3 этаже.
Познание мира
1. В каждом ряду зачеркни «лишнее».
а) Днепр, Волга, Байкал, Енисей.
б) Юг, запад, право, север.
в) Антарктида, Франция, Африка, Европа.
г) Петербург, Индия, Россия, Германия.
Ответ: а) Байкал, б) право, в) Франция, г) Петербург.
2. Распредели данные географические понятия на группы. Каждой группе дай название.
Марс, Париж, юг, Венера, запад, Меркурий, Москва, северо-запад, Киев, Земля, Новгород, юго-запад.Ответ: а) Планеты: Марс, Венера, Земля, Меркурий.
б) Города: Париж, Москва, Киев, Новгород.
в) Стороны горизонта: юг, запад, северо-запад, юго-запад.
3. Соедини с помощью стрелок слова из двух столбиков:
звездаАстана
планетаЛенинскийматерикЗемля
странаПавлодар
столицаСолнце
городЮжная Америка
селоКазахстан
Ответ: звезда Солнце, планета Земля, материк Южная Америка, страна Казахстан, столица Астана, город Павлодар, село Ленинский.
4. Пары названий составлялись по принципу «страна – континент». Одна из пар неверна. Напиши ее правильно.
Россия – Евразия
Египет – Африка
Китай – Азия
Австралия – Австралия
Ответ: Китай – Евразия.
5. Выпиши в два столбика объекты, относящиеся к живой и неживой природе.
Дуб, вода, муравей, солнце, карандаш, ворона, одуванчик, луна, крыжовник, дом, земляника, заяц, учебник.Напиши, как называются оставшиеся объекты.
Ответ:
Живая
природа Неживая
природа Изделия
человека
Дуб
муравей
ворона
одуванчик
крыжовник
земляника
заяц вода
солнце
луна карандаш
дом
учебник
6. Как можно назвать эту группу объектов? Какой объект нужно заменить, чтобы группу можно было назвать по-другому?
а) Гора, туча, луна, вода, пчела.
б) Олень, лиса, сосна, крапива, солнце.
Ответ: а) Гора, туча, луна, вода, пчела – объекты природы.
Гора, туча, луна, вода, песок – неживая природа.
б) Олень, лиса, сосна, крапива, солнце – объекты природы.
Олень, лиса, сосна, крапива, бабочка – живая природа.
7. В приведенном списке слов названы объекты и явления природы, распространенные в разных районах мира. Выпишите из этих слов такие, которые составляют группы. Каждую группу назовите.
Чернозем, устье, остров, волк, краснозем, русло, снег, подзол, излучина, исток, вулкан.Ответ: а) Чернозем, краснозем, подзол – виды почвы.
б) Устье, русло, излучина, исток – части реки.
8. Маловодность рек в степной и пустынной зонах объясняется следующими причинами:
1) малым количеством годовых осадков;
2) высокой испаряемостью в течение продолжительного времени;
3) равнинностью рельефа местности;
4) глубоким залеганием грунтовых вод;
5) большим расходом воды на орошение.
Укажите правильные ответы. Дайте им объяснение. Почему другие ответы неверны?
Ответ: правильные ответы: 1, 2, 5.
9. Найди правильный ответ:
а) Луна – это звезда, планета, спутник.
б) Солнце – это планета, спутник, звезда.
Ответ: а) Луна – спутник; б) Солнце – звезда.
10. Выпиши, какие из объектов можно назвать:
а) природа – …
б) неживая природа – …
в) живая природа – …
г) растения – …
д) животные – …
е) объекты, сделанные человеком – …
Облако, воробей, глобус, кузнечик, солнце, береза, машина, собака, учебник, Луна.
Ответ: а) природа – облако, воробей, кузнечик, солнце, береза, собака, Луна; б) неживая природа – облако, солнце, Луна; в) живая природа – воробей, кузнечик, собака; г) растения – береза; д) животные – воробей, кузнечик, собака; е) объекты, сделанные человеком, – глобус, машина, учебник.11. Раздели животных на две группы. Дай название каждой группе.
Корова, курица, волк, кошка, утка, овца, собака, верблюд, лиса, воробей, орел.Ответ: I вариант:
Домашние животные Дикие животные
Корова, курица, кошка, утка, овца, собака, верблюд Волк, лиса, воробей, орел
II вариант:
Млекопитающие Птицы
Корова, волк, лиса, кошка, овца, собака, верблюд курица, утка, воробей, орел
12. Отметь значком правила, которые надо выполнять.
Летом можно загорать с утра до вечера.
Смотреть на Солнце надо в темных очках.
Можно плавать далеко от берега водоема.
Переходить улицу можно только в указанном месте.
Смотреть на Солнце широко открытыми глазами.
В жаркий день надевать головной убор.
Нельзя купаться в незнакомом водоеме.
Переходить улицу можно в любом месте.
Ответ: смотреть на Солнце надо в темных очках. Переходить улицу можно только в указанном месте. В жаркий день надевать головной убор. Нельзя купаться в незнакомом водоеме.
13. Подчеркни то, что делает человека красивым.
Болтливость, опрятность, скромность, драчливость, вежливость, доброта, злобность, неряшливость, уважительность, мастерство.
Ответ: опрятность, скромность, вежливость, доброта, уважительность, мастерство.
14. Допиши предложения.
Мое государство – …, его столица – ….
В конституции записаны… и… граждан.
К государственным символам относятся…, …, ….
Ответ: Казахстан , Астана, права и обязанности, герб, флаг, гимн.
15. Распредели предметы по группам: симметричные и несимметричные.
Ответ: симметричные: бабочка, груша, лист;
несимметричные: зонт, чашка, дом.
Русский язык
1. Соедини линиями слова, подходящие по смыслу.
табунохотничьих собак
стаярыбок
косяколеней
своралошадей
волков
уток
Ответ: табун лошадей, табун оленей; стая уток, стая волков; косяк уток, косяк рыбок; свора охотничьих собак.
2. Прочитай стихотворение А. Усачева.
Есть н..сы у журавлей,
Есть н..сы у кораблей,
Носик есть у ч..йника,
Только носик очень маленький.
Необычный зверь Носуха,
У Носухи нос до уха.
А огромный н..сорог
Вместо носа носит рог.
Подчеркни слово «нос», где оно употреблено в переносном значении. Выпиши родственные слова. Выдели общую часть.
Ответ: Носы у кораблей, носик у чайника.
Носы, носик, носорог.
3. Прочитай. Зачеркни слова, не подходящие по смыслу.
Маленький Саша весело заплакал.
Ребята пили чай с удовольствием и бубликами.
По дороге полз колючий гладенький ёжик.
Шёл снег и две девочки.
Зайчик перепрыгивал через пеньки, куст черники, сосны.
Ответ:
Маленький Саша заплакал.
Ребята пили чай с бубликами.
По дороге полз колючий ёжик.
Шёл снег.
Зайчик перепрыгивал через пеньки.
4. Что знаешь о предложении? Подчеркни правильные ответы.
а) Выражает признак предмета, количество звуков и букв в слове, законченную мысль.
б) Произносят с целью сообщить, разбудить, запомнить, о чём-то спросить, к чему-то побудить, насмешить.
в) Произносят с интонацией восклицательной, кричательной, вопросительной, шептательной, повествовательной, удивительной.
г) Состоит из точек, букв, слова или группы слов, звуков.
д) Оформляют:
– слова пишут слитно, по слогам, раздельно;
– первое слово пишут с печатной буквы, с заглавной буквы;
– в конце ставят ( , . ? ! – …).5. Составь из рыбок-слогов, плавающих в аквариуме:
1) Название города.
2) Кличку собаки.
3) Имя девочки.
4) Название дня недели.
5) Антоним слову «утро».
6) Глагол.
7) Синоним слова «зной».
8) Название фрукта.
9) Имя прилагательное.
10) Имя литературного героя.
Ответы: 1. Москва. 2. Барбос. 3. Дина. 4. Вторник. 5. Вечер. 6. Бежать. 7. Жара. 8. Груша. 9. Синий. 10. Герда.
6. К каждому слову из левого столбика подбери слово из правого так, чтобы получилось новое слово.
Ответы: буйвол, перстень, кипарис, карамель, парус, жаргон, призрак, следопыт, толокно, газель, тепловоз, бархан, сеновал, моряк, патока, банкрот, ломбард, садовод, балбес.7. В строчках сочетаний букв найди слова и запиши их.
ПРАЛЛЕЯГОТСУББОТАРККЛАСС
СТРАКРОССЛОКТЕЛЕГРАММАИН
Отметь известные орфограммы. Составь и запиши предложения, используя эти слова.
Ответ: аллея, суббота, бот, класс; рак, кросс, телеграмма, грамм.
8. Прочитай строки из стихотворений А. Шибаева. Вставь пропу-щенные буквы. Запиши правильно последние слова в каждой строчке:
Вот село ..ысокое.
Место здесь ..ысокое.
Это кот ..ушок.
Он и вправду, как ..ушок.
Вот моя подружка ..оза.
А в руках подружки ..оза.
Это – речка .. ьма.
В речке рыбы ..ьма.
Подчеркни одной чертой слова, обозначающие имена собственные, а двумя чертами – имена нарицательные.
Ответ: Вот село Высокое.
Место здесь высокое.
Это кот Пушок.
Он и вправду, как пушок.
Вот моя подружка Роза.
А в руках подружки роза.
Это – речка Тьма.
В речке рыбы тьма.
9. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Кто что н..сёт
..емён портфель несёт в руке,
..авлуша – двойку в дневнике.
..ерёжа сел на пароход –
Морскую вахту он несёт.
..ндрюша ходит в силачах –
Рюкзак несёт он на плечах.
Задиру ..ишу ..ётр побил –
Несёт потери ..ихаил.
..тепан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несёт!
М. ЯсновПодчеркни слова, которые употреблены в переносном значении.
10. Назови одним словом.
1) Человек, который ловит рыбу.
2) Суп из рыбы.
3) Жена рыбака.
4) Ловить рыбу.
РЫБ – Расшифруй и запиши правильно:
БЕЗТРУДАНЕВЫНЕШЬИРЫБКУИЗПРУДА.
Ответ:
РЫБ А К Н ЫЙ А Ч К А А Ч И Т Ь
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
11. Представь себе.
Пригласил Водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарил ему морские водоросли. Подводник принёс
водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют Водителя. Он им
свои водительские права показывал, а ещё рассказывал, как любит
водить машину. И я там был, хоровод водил, гостей всех проводил, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?
Подчеркни слова, родственные слову водитель. Выдели их общую часть. Выпиши «чужаков», выдели корень.
Ответ: Водицей, водоросли, подводник, водолазный, водяной.
12. Подчеркни пары родственных слов. Выдели корень.
носик – переноситьцветник – цветочек
пахнуть – запахсладкий – вкусный
молоко – молочникписк – пищать
Ответ: пахнуть – запах, молоко – молочник, цветник –
цветочек, писк – пищать.
13. Соотнеси слова и их схемы.
Лимон
лимончики
колокол
колокольчики
14. Прочитай слова, допиши новые приставки.
Ответ: поход, переход, вход, приход, выход, подход, уход, исход, сход, заход; подошёл, вышел, отошел, обошел, вошёл, пошёл, нашёл, зашел.15. Прочитай.
Полка, посмотреть, налим, написать, загрустить, накрыть, стакан, выходить, изба.
а) Выпиши слова с приставками, выдели приставки.
б) Выпиши слова без приставок, выдели корень.
Ответ:
а) посмотреть, написать, загрустить, накрыть, выходить.
б) полка, налим, стакан, изба.