Олимпиадные задания по окружающему миру для учащихся начальной школы (школьный тур)
Предмет: окружающий мир Класс 2 -________
Фамилия, имя _________________________________________________________
№
п/п
Задание
Ответ
Баллы
1
В каком полушарии расположена наша страна?
______________________________
2
Как называется главный закон нашей страны?
______________________________
3
На каком материке находится наша страна?
______________________________
4
Угадай материки. Запиши их названия.
А) Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии. (Австралия)
Б) И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. (Антарктида)
В) А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком. (Африка)
______________________________
______________________________
______________________________
5
В каждой группе названий зачеркни «лишнее» понятие.
Ухо, язык, нога, глаз, нос.
Термометр, ножницы, флюгер, микроскоп.
Сосна, пихта, ольха, лиственница.
Луна, Земля, Солнце, Колумб.
Россия, Франция, Санкт-Петербург, Германия.
Лучина, телевизор, лапти, карета.
Пингвин, кит, страус, аист.
Гейзер, компас, барометр, термометр.
Осина, ольха, лиственница, берёза.
6
Отгадай, от чьего лица идёт речь?
А) В старину меня прозвали ворон-ягода. Из моего сока готовили фиолетовые чернила. Меня можно встретить в лесах от Подмосковья до тундры. В моей мякоти много витаминов, железа. Я улучшаю зрение.
Б) Меня в народе называют «медвежьей ягодой». Но не только медведь любит мною лакомиться. Собирают меня и сушат про запас на зиму люди. Знают люди, что не обойтись им без меня во время простуды.
В) Я расту на болотах. Спелые ягоды – ярко-красные. Сок мой всегда освежающий, но очень кислый. Это прекрасное витаминное и жаропонижающее питьё.
_____________________________
______________________________
______________________________
7
У какой птицы мешок под клювом?
______________________________
8
Где у кузнечика ухо?
______________________________
9
Кто может пить ногой?
______________________________
10
След, какого хищного зверя похож на человеческий?
______________________________
11
Как называют блюдо из овощей и растение, листья которого едят в сыром виде?
______________________________
12
Определи, чьё это меню: муравьи, трава, ягоды, мёд, жёлуди, орехи, лось, кабан, рыба.
______________________________
13
Птенец выпал из гнезда. Как ты поступишь?
______________________________________________________________________
14
Нашёл мальчик один боровик, разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Что ты можешь сказать о действиях мальчика?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
15
Почему погибает лес, если вырубают дуплистые деревья?
_________________________________________________________________________________________________________
16
Кто трижды родится, чтобы стать взрослым? Объясни свой ответ.
_________________________________________________________________________________________________________
17
Почему птицы не клюют божью коровку?
_________________________________________________________________________________________________________
18
Почему в лесу зимой тихо?
_________________________________________________________________________________________________________
ДЛЯ ЖЮРИ
2 класс
№
Ответы на задания
Количество баллов
В северном.
1
Конституция.
1
Евразия.
1
Угадай материки. Запиши их названия.
А) Австралия.
Б) Антарктида.
В) Африка.
По 1 баллу
В каждой группе названий зачеркни «лишнее» понятие.
Ухо, язык, нога, глаз, нос.
Термометр, ножницы, флюгер, микроскоп.
Сосна, пихта, ольха, лиственница.
Луна, Земля, Солнце, Колумб.
Россия, Франция, Санкт-Петербург, Германия.
Лучина, телевизор, лапти, карета.
Пингвин, кит, страус, аист.
Гейзер, компас, барометр, термометр.
Осина, ольха, лиственница, берёза.
По 1 баллу
Отгадай, от чьего лица идёт речь?
А) Черника.
Б) Малина.
В) Клюква.
По 1 баллу
Пеликан.
1
На ноге.
1
Лягушка.
1
След медведя.
1
Салат.
ф
Медведь.
1
Немедленно отойти от гнезда, птенца не трогать.
3
Мальчик поступил плохо. Он погубил грибницу, значит, грибы на этом месте уже не вырастут.
3
В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие насекомых.
3
Бабочка.
3
Она выделяет едкую жидкость.
3
Нет певчих птиц.
3
Предмет: окружающий мир Класс 3 -________
Фамилия, имя _________________________________________________________
№
п/п
Задание
Ответ
Баллы
1
Напиши 3 символа любого государства.
____________________________________________________________
2
Вспомни, какого цвета флаг России. Запиши названия цветов по порядку.
__________________________________________________________________________________________
3
Назови животных, в названиях которых всего 3 буквы.
________________________________________________________________________________________________________________________
4
Какого моря не существует? Подчеркни.
Красное море
Белое море
Черное море
Синее море
Желтое море
5
Какое тело может быть в твёрдом, жидком или газообразном состоянии?
______________________________
6
Собери из букв названия растений:
БУНКРСИА - __________________
АИАМЛН - ____________________
ЗАРЁБЕ - ______________________
ЛЬТПАЮН - ___________________
7
Кто где ночует? Муравей – в муравейнике, медведь - в берлоге,
лошади в______________
свиньи в______________
пчелы в_______________
лисы в________________
коровы в______________
собаки в______________
8
Подумай, какие части растения употребляют в пищу
у свёклы –_____________________
у салата –______________________
у сливы –______________________
у розы – _______________________
9
Отгадай :
1.Предмет, помогающий определить стороны света.
2. Край виден, а дойти до него нельзя.
3.Слабовидящее животное.
4.Лесной доктор (птица).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10
В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и деревянную. Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая?
______________________________
11
Какая ягода бывает черной, красной и белой?
______________________________
12
Какого царства живой природы не существует? Подчеркни верный ответ.
А) Растения
Б) Животные
В) Грибы
Г) Звери
Д) Бактерии
13
Собери из букв как можно больше названий деревьев
(букву можно брать только один раз):
О Т Л К Е Р С Я И П Б Ё Н А Ь
14
В каких горах вырос «Каменный цветок» П.П.Бажова?
А) Альпы
Б) Уральские горы
В) Кавказские горы
15
Укажите стрелками значения слов:
Планета Спутник Земли
Созвездие Холодное небесное тело
Звезда Группа звезд
Луна Раскаленное небесное тело
16
Знаешь ли ты столицы этих стран? Запиши название.
Россия ________________________
Украина _______________________
Белоруссия_____________________
Франция ______________________
Германия ______________________ Англия ________________________
США _________________________
ДЛЯ ЖЮРИ
№
Задание
Ответ
Напиши 3 символа любого государства.
Гимн, флаг, герб.
1 балл
Вспомни, какого цвета флаг России. Запиши названия цветов по порядку.
1 балл
Назови животных, в названиях которых всего 3 буквы.
бык, ерш, сом, язь, чиж и т.д
За каждый ответ 1 балл
Какого моря не существует? Подчеркни.
Красное море
Белое море
Черное море
Синее море
Желтое море
1 балл
Какое тело может быть в твердом, жидком или газообразном состоянии?
Вода
1 балл
Собери из букв названия растений:
БУНКРСИА
по 1 баллу
брусника
АИАМЛН
малина
ЗАРЁБЕ
береза
ЛЬТПАЮН
тюльпан
Кто где ночует? Муравей – в муравейнике, медведь - в берлоге,
по 1 баллу
лошади в конюшне (стойле)
свиньи в свинарнике (сарае)
пчелы в улье
лисы в норе
коровы в коровнике (сарае)
собаки в конуре
Подумай, какие части растения употребляют в пищу
по 1 баллу
у свеклы – корень
у салата –листья
у сливы –плод
у розы – цветок
Отгадай :
1. Предмет, помогающий определить стороны света.
по 1 баллу
компас
2. Край виден, а дойти до него нельзя.
горизонт
3.Слабовидящее животное.
крот
4.Лесной доктор (птица).
дятел
В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и
деревянную. Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая?
1 балл
железная
Какая ягода бывает черной, красной и белой?
Смородина
2 балла
Какого царства живой природы не существует?
А) Растения Б) Животные В) Грибы
Г) Звери Д) Бактерии
Г) Звери
2 балла
Собери из букв как можно больше названий деревьев
(букву можно брать только один раз):
О Т Л К Е Р С Я И П Б Ё Н А Ь
Ответ: осина, рябина, клен, липа, ясень, ель.
Итого: 6 баллов
В каких горах вырос «Каменный цветок» П.П.Бажова?
А) Альпы Б) Уральские горы В) Кавказские горы
Б) Уральские горы
3 балла
Укажите стрелками значения слов.
Планета Спутник Земли
Созвездие Холодное небесное тело
Звезда Группа звезд
Луна Раскаленное небесное тело
Планета – холодное небесное тело.
Созвездие – группа звезд.
Звезда – раскаленное небесное тело.
Луна – спутник Земли.
Всего: 4 балла.
Знаешь ли ты столицы этих стран? Запиши название.
1) Россия - Москва
2) Украина - Киев
3) Белоруссия -Минск
3) Франция - Париж
4) Германия - Берлин
5) Англия - Лондон
6) США – Вашингтон
За каждый правильный ответ 1 балл. Всего: 6 баллов.
Предмет: окружающий мир Класс 4 -________
Фамилия, имя _________________________________________________________
№
п/п
Задание
Ответ
Баллы
1
Летучие мыши вылетают ночью, как и совы, ловить комаров, жуков, бабочек. Благодаря какому органу чувств они узнают о преградах на их пути и о появлении добычи?
а) зрение б) слух в) обоняние г) осязание
2
Какой из перечисленных органов не имеют папоротники?
а) корень в) листья б) стебель г) плоды.
3
Самая большая планета Солнечной системы?
а) Юпитер б) Сатурн в) Уран г) Земля
4
Море, расположенное на северо-востоке Российской Федерации это:
а) Берингово б) Балтийское в) Карское г) Баренцево
5
Вещество, повышающее плодородие почвы это:
а) песок б) глина в) перегной г) торф
6
Вставь пропущенное слово.
Наука, изучающая взаимодействие организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, а также правила отношений человека и природы называется ______________________ .
Самая жаркая планета – это ___________________________ .
Опора тела человека – это _____________________________ .
7
Укажи стрелкой, что к чему приводит.
Выловили всех раков
вода в водоёме стала мутной
Выловили все ракушки (двустворчатых моллюсков)
в водоеме стало много больных рыб
Зимой рыбаки наделали дырок во льду
начинается образование болота
Все озеро заросло камышами,
стрелолистом и различными водорослями
в воду поступает кислород для дыхания
рыб
8
Установи (в числовом порядке) правильную последовательность движения воды в природе.
В воздухе вода превращается в туманное облако.
Воздух остывает, и вода выпадает вниз осадками.
Нагретый воздух поднимает воду вверх.
Движение воздуха переносит туманное облако на дальние расстояния
9
Определи правильно составленную цепь питания:
а) семена – мышь – гадюка - аист
б) семена – гадюка – мышь - аист
в) аист – гадюка – мышь - семена
г) семена – аист – гадюка – мышь
10
Отгадай загадку:
Перепончатые лапки,
То ли лапки, то ли тапки,
Сам он крупный, белый,
Рыболов умелый.
Он ныряет, как матрос,
Бойкий, шумный
______________________________
11
Перечислите компоненты неживой природы, необходимые для существования живых организмов.
_______________________________________
12
Какие полезные ископаемые человек использует как топливо?
________________________________________________________________________
13
Запиши основной признак, по которому можно узнать насекомых среди других животных.
_____________________________________
14
Каких животных называют лесными инженерами?
___________________________________
15
Почему бурый медведь в гору бежит быстрее?
___________________________________
16
Почему в тундре растут карликовые деревья, а в тайге – гигантские: сосна, кедр, сибирская ель, берёза?
________________________________________________________________________
17
В какой природной зоне растения без вреда могут замерзать и оттаивать в цветущем состоянии, несозревшие плоды зимовать под снегом и вызревать на следующее лето?
___________________________________
18
В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Как мы называем полученное таким образом изделие?
____________________________________
19
Ребята решили озеленить территорию школы и посадить там аллеи из елей. Пошли в лесхоз, и лесничий разрешил им взять ели в лесу, но посоветовал брать молодые ёлочки с просеки. Ребята не послушались совета и выкопали ели в лесу. Посадили правильно. Но вскоре хвоя елей покраснела, начала осыпаться (ели погибли). Какую ошибку допустили ребята?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20
Реши экологическую задачу.
Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот – нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЛЯ ЖЮРИ
4 класс
№
Ответы на задания
Количество баллов
а) зрение б) слух в) обоняние г) осязание
1
а) корень в) листья б) стебель г) плоды.
1
а) Юпитер б) Сатурн в) Уран г) Земля
1
а) Берингово б) Балтийское в) Карское г) Баренцево
1
а) песок б) глина в) перегной г) торф
1
Вставь пропущенное слово.
Наука, изучающая взаимодействие организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, а также правила отношений человека и природы называется экология .
Самая жаркая планета – это Меркурий.
Опора тела человека – это скелет.
По 1 баллу
Укажи стрелкой, что к чему приводит.
Выловили всех раков - в водоеме стало много больных рыб,
выловили все ракушки (двустворчатых моллюсков) - вода в водоёме стала мутной,
зимой рыбаки наделали дырок во льду - в воду поступает кислород для дыхания рыб,
все озеро заросло камышами, стрелолистом и различными водорослями - начинается образование болота
По 1 баллу
Установи (в числовом порядке) правильную последовательность движения воды в природе.
2
В воздухе вода превращается в туманное облако.
4
Воздух остывает, и вода выпадает вниз осадками.
1
Нагретый воздух поднимает воду вверх.
3
Движение воздуха переносит туманное облако на дальние расстояния
2
Определи правильно составленную цепь питания:
а) семена – мышь – гадюка - аист
б) семена – гадюка – мышь - аист
в) аист – гадюка – мышь - семена
г) семена – аист – гадюка – мышь
1
Отгадай загадку:
Перепончатые лапки,
То ли лапки, то ли тапки,
Сам он крупный, белый,
Рыболов умелый.
Он ныряет, как матрос,
Бойкий, шумный альбатрос (или пеликан)
1
Солнце – тепло и свет, вода, воздух.
По 1 баллу
Нефть, торф, природный газ, каменный уголь.
По 1 баллу
3 пары ног.
1
Бобров. Строят плотины, создают запруды.
1
Задние лапы у него длиннее передних.
В тайге больше тепла и влаги, почва богата перегноем и летом оттаивает. Всё это способствует росту высоких и стройных хвойных деревьев.
5
В тундре.
2
Бумага.
3
У взятых из леса елей хвоя приспособлена к условиям затенения, а после пересадки хвоинки не могли быстро «перестроится» на яркое освещение.
6
Ёж зимой не может найти пищу, а кроту под землёй пищи достаточно.
5
15