Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся начальной школы (школьный тур)

Предмет: русский язык Класс 2 - _______
Фамилия, имя _____________________________________________________

1. Переставьте буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей.
Уникчеб, традеть, зинрека, каруч, нейлика, фельторп.
_____________________________________________________________________________

2. Расставьте знаки ударения в каждом слове.
Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.

3. Отгадайте загадки. Ответы запишите парой слов.
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь в конфету я.
________________________________________

Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
________________________________________


4. Найдите общее начало для частей слов, которые находятся справа, и впишите его:
ход
вар
ловник
дарок
дкова

5. Разгадайте шараду:
Из трёх букв я состою,
В новый год квартиры украшаю,
А добавить букву «М» -
Плавать кораблям мешаю.
______________________________________________________

6. Закончите фразу:
Хитрый как __________________ .
Трусливый как _______________ .
Колючий как _________________ .
Верный как __________________ .
Упрямый как _________________ .

7. Замените каждую фразу одним словом и запишите его:
Держать язык за зубами – ________________________ .
Хоть глаз выколи – ________________________ .
Как снег на голову – _____________________ .
Возносить до небес – ______________________ .
Кожа да кости – _______________________.
Стреляный воробей – _____________________ .

8. В пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправьте их и запишите верно.
В гостях хорошо, а дома – хуже.
________________________________________________________________________
Ус хорошо, а два – лучше.
________________________________________________________________________
В темноте, да не в обиде.
________________________________________________________________________
Дыма без коня не бывает.
________________________________________________________________________
Утопающий за палку хватается.
________________________________________________________________________

9. Слово в скобках первых строчек образовано из двух рядом стоящих слов. Найдите закономерность и впишите составленное по этому принципу слово в скобки вторых строчек.
Конь (пень) пена
Луна ( ______________ ) вера

Котёл (тёлка) карп
Сокол ( ________________ ) оспа

Кость (костёр) тёрка
Масло ( ______________ ) термос

Баран (барабан) жбан
Карась ( _________________ ) диван

10. Помогите вернуть на своё место каждую строку, обозначив её соответствующим номером:
( ___ ) Льётся дождь колючий
( ___ ) Ветер, ветер, ветер
( ___ ) Взрослые и дети
( ___ ) По небу летят
( ___ ) В почерневший сад
( ___ ) Тучи, тучи, тучи
( ___ ) Мокрый листопад
( ___ ) Грустные сидят













ДЛЯ ЖЮРИ


п/п
Ответ
Количество баллов



Учебник, тетрадь, резинка, ручка, линейка, портфель.
1 балл за каждое слово


Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.
1 балл


Ирис – ирис
Атлас – атлас
2 балла


поход
повар
половник
подарок
подкова
1 балл


Ель – мель
1 балл


Хитрый как лиса.
Трусливый как заяц .
Колючий как еж .
Верный как собака .
Упрямый как осёл .
По 1 баллу за каждый правильный ответ.


Держать язык за зубами – молчать .
Хоть глаз выколи – темно.
Как снег на голову – неожиданно .
Возносить до небес – хвалить .
Кожа да кости – худой.
Стреляный воробей – опытный .
По 1 баллу за каждый правильный ответ.


В гостях хорошо, а дома – хуже.
В гостях хорошо, а дома – лучше.

Ус хорошо, а два – лучше.
Ум хорошо, а два – лучше.

В темноте, да не в обиде.
В тесноте, да не в обиде.

Дыма без коня не бывает.
Дыма без огня не бывает.

Утопающий за палку хватается.
Утопающий за соломинку хватается.
По 1 баллу за каждый правильный ответ.


Конь (пень) пена
Луна (вена) вера

Котёл (тёлка) карп
Сокол (колос) оспа

Кость (костёр) тёрка
Масло (мастер) термос

Баран (барабан) жбан
Карась (караван) диван
По 1 баллу за каждый правильный ответ.


( 5 ) Льётся дождь колючий
( 1 ) Ветер, ветер, ветер
( 3 ) Взрослые и дети
( 8 ) По небу летят
( 6 ) В почерневший сад
( 7 ) Тучи, тучи, тучи
( 2 ) Мокрый листопад
( 4 ) Грустные сидят
5 баллов












































Предмет: русский язык Класс 3 - _______
Фамилия, имя _____________________________________________________


п/п
Задание
Ответ
Баллы


Выпиши слова, в которых одинаковое количество звуков и букв: маяк, объём, грустный, юг, поют, якорь, рассказ.
_____________________________________________________________________________________________



Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки:
малыши, пальцы, подъезд, таблица, оркестр, лужицы.
_____________________________________________________________________________________________



Запиши множественное число имён существительных.

стол __________________
стул __________________
ухо ___________________
ребёнок ______________
человек _______________
чудо _________________



Выпиши слова, которые имеют два корня: снеговик, землекоп, земляника, парник, теплоход, островок, корнеплод.
._____________________________________________________________________________________________



Выпиши слова, у которых нет приставки:
Спор, осмотр, повар, запах, порог, поход, сторож.
_____________________________________________________________________________________________



Выпиши слово, близкое по значению к слову «журить»:
искать, обманывать, перебивать, оценивать, бранить, жульничать.

_______________________________



Выпиши однокоренные слова к слову «стол»:
столовая, столешница, столетник, столяр, престол, застолье, столько, столкновение.

____________________________________________________________________________________________________________________________



Подчеркни в предложении подлежащее и сказуемое.
Высокий дуб метель занесла снегом.




Подчеркни глагол двумя чертами.

Он без кистей и белил
Скверы города белил.



Замени одним словом.
И след простыл
Кот наплакал
Клевать носом
Ни зги не видно


____________________________________________________________________________________________________________________________



Составь и запиши новое слово, состоящее из:
Корень – из слова морской,
Окончание – из слова весенний,
Приставка – из слова присмотреть,
Суффикс – из слова солдатский.



_______________________________



Образуй новые слова путём перестановки букв данных слов.
Автор ________________
Коршун _______________




Найди и выпиши лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.

______________________________________________________________



Выпиши слова, у которых корень совпадает с основой:
хлеб, радуга, загар, ромашка, улов, страна, подъём, скала, орёл.

_____________________________________________________________________________________________



Выпиши родственные слова: бегемот, бегемотик, гиппопотам, бегемотиха; крокодил, аллигатор, крокодильи, крокодильчик.

____________________________________________________________________________________________________________________________



Допиши к данным словам слова с таким же составом. Выдели части каждого слова.
стол – _________________________
поездка – _______________________
полёт – ________________________ верхушка – _____________________
стрела – _______________________
мостик – _______________________



Сколько орфографических ошибок сделал ученик в предложении?
Пётор иванович пришол в клас в десить чесоф.
Перепиши предложение без ошибок.
_________________________________________________________
·<°_________________________________________________________________________________________________________________________________


ДЛЯ ЖЮРИ


Задание
Ответ


Выпиши слова, в которых одинаковое количество звуков и букв: маяк, объём, грустный, юг, поют, якорь, рассказ.


Объём, якорь
1 балл за каждый ответ


Выпиши слова, в которых только твер-дые согласные звуки:

Малыши, пальцы, подъезд, таблица, оркестр, лужицы.
Малыши, лужицы.
2 балла за верный ответ



Запиши множественное число имён существительных.

стол столы
стул стулья
ухо - уши
ребёнок дети
человек люди
чудо чудеса
1 балл за каждый ответ


Выпиши слова, которые имеют два корня: снеговик, землекоп, земляника, парник, теплоход, островок, корнеплод



1 балл за каждый ответ
Землекоп, теплоход, корнеплод.


Выпиши слова, у которых нет приставки:
спор, осмотр, повар, запах, порог, поход, сторож
1 балл за каждый ответ
Спор, порог, сторож.


Выпиши слово, близкое по значению к слову «журить»:
искать, обманывать, перебивать, оценивать, бранить, жульничать

Бранить 1 балл


Выпиши однокоренные слова к слову «стол»:
столовая, столешница, столетник, столяр, престол, застолье, столько, столкновение.

столовая, столешница, престол, застолье
1 балл за каждый ответ



Подчеркни в предложении подлежащее и сказуемое.

Высокий дуб метель занесла снегом.
2 балла


Подчеркни глагол двумя линиями.

Он без кистей и белил
Скверы города белил.
1 балл


Замени одним словом.
И след простыл
Кот наплакал
Клевать носом
Ни зги не видно

1 балл за каждый ответ
пропал
мало
дремать
темно


Составь и запиши новое слово, состоящее из:
Корень – из слова морской,
Окончание – из слова весенний,
Приставка – из слова присмотреть,
Суффикс – из слова солдатский.
приморский
2 балла


Образуй новые слова путём перестановки букв данных слов.

Автор товар

Коршун шнурок
1 балл за каждый ответ



Найди и выпиши лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился
пение
1 балл


Выпиши слова, у которых корень совпадает с основой:
хлеб, радуга, загар, ромашка, улов, страна, подъём, скала, орёл.
Хлеб, орел.
2 балла за верный ответ



Выпиши родственные слова: бегемот, бегемотик, гиппопотам, бегемотиха; крокодил, аллигатор, крокодильи, крокодильчик.
1 балл за каждую группу слов



Допиши к данным словам по два слова с таким же составом. Выдели части каждого слова.
1 балл за слово
стол – .., ..
поездка – , .
полёт – .., . верхушка – ., ..
стрела – ,
мостик –., ..


Сколько орфографических ошибок сделал ученик в предложении?
Пётор иванович пришол в клас в десить чесоф.
Перепиши предложение без ошибок.
5 баллов за верный ответ




Предмет: русский язык Класс 4-________
Фамилия, имя _____________________________________________________


п/п
Задание
Ответ
Баллы

1
Обведи номер верного утверждения о слове чайки:
В слове чайки все согласные звуки мягкие.
В слове чайки три слога.
В слове чайки букв больше, чем звуков.
В слове чайки нет звонких согласных.


2
Мальчик каждую букву своего имени заменил порядковым номером этой буквы в русском алфавите. Получилось число 5, 10, 14, 1. Как звали мальчика?


_______________________________


3
Определи, в каком порядке встретятся данные слова в словаре: лимон, фиалка, ветер, новость, цапля.
_______________________________________________________________________________________________________________


4
В каких словах на месте пропуска пишется буква «Ш»?
Яиница, помоник, сквореник, науники.
_______________________________________________________________________________________________________________


5
Какое из четырёх слов относится к устаревшим. Обведи правильный ответ.
А) плотник
Б) стражник
В) охранник
Г) именинник


6
Обведи номер слова, в котором есть приставка:
доброта
доктор
доучить
доченька





7
Для чего служит окончание?
_______________________________________________________________________________________________________________


8
Выпиши все словосочетания из предложения:
Резкий ветер срывал листья с деревьев и разносил их по лесу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________



9
Определи, сколько раз каждый звук слова «ТИР» встречается в следующей фразе:
Жили-были старик да старуха.
_______________________________________________________________________________________________________________


10
Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубов.
Напиши правильно:
_______________________________


11
Выбери ряд, в котором порядок букв соответствует пропущенным буквам в словах:
перес.кают, д.лина, в.лежник, св.ркают, нар.жать.
е, о, а, е, я
и, о, а, е, я
е, а, а, е, я
е, о, а, и, и


12
Выбери правильный вариант написания окончаний в именах существительных:
Сок из морков
Всё в порядк
Рисунки к повест
Не учиться из-за болезн
и, и, е, и
и, е, и, и
и, е, е, и
и, е, е, е


13
Какой падеж имени существительного отсутствует в предложении?
В глухой тайге ближе к вечеру набрёл охотник на старую избушку.
Предложный
Дательный
Винительный
Родительный


14
В какой из этих пословиц в пропущенном месте упоминается не тот, кто в остальных?
бояться – в лес не ходить.
С жить – по-волчьи выть.
Работа не , в лес не убежит.
За двумя погонишься – ни одного не поймаешь.

_______________________________________________________________________________________________________________


15
Даны пять словосочетаний. Если поменять в каждом из них слова местами, у четырёх словосочетаний смысл изменится одинаково, а у одного – по-другому. У какого?
пять раз
четыре штуки
три литра
два часа
один дом


_____________________________________


16
Дан текст в транскрипции:
[у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ДЛЯ ЖЮРИ

№ п/п
Ответы на задания
Количество баллов

1
В слове чайки все согласные звуки мягкие.
1

2
Дима
1

3
Ветер, лимон, новость, фиалка, цапля.
1

4
Наушники.
1

5
Б) стражник
1

6
доучить
1

7
Для связи слов в предложении.
1

8
Резкий ветер, срывал листья, срывал с деревьев, разносил их, разносил по лесу.
3

9
Определи, сколько раз каждый звук слова «ТИР» встречается в следующей фразе:
Жили-были старик да старуха.
т, - 0 раз, и – 3 раза, р – 1 раз.
3

10
У рыб нет зубов.
2

11
перес.кают, д.лина, в.лежник, св.ркают, нар.жать.
е, о, а, е, я
2

12
Сок из морков
Всё в порядк
Рисунки к повест
Не учиться из-за болезн
и, е, и, и
2

13
4)Родительный
2

14
4) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
3

15
5) один дом
3

16
У меня печальный вид – (Возможна точка.)
Голова моя болит.
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это – грипп.
Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу! (Возможна точка.)
10




15