Урок окружающего мира в 3 –б классе . Урок изучения новых знаний по теме «Наше питание. Пищеварительная система».
Урок окружающего мира в 3 –б классе .
Урок изучения новых знаний по теме:
«Наше питание. Пищеварительная система».
Автор учебника: А.А. Плешаков
Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.
Задачи урока:
- уточнить представления учащихся о пищеварительной системе человека , её строении и работе;
- составить с детьми правила правильного питания;
- развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
1.Личностные УУД
Определять личностный смысл учения;
понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;
владеть начальными навыками адаптации в мире;
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
принимать и сохранять заданную учебную цель,
учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
адекватно понимать оценку взрослого,
взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник учится:
осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
обобщать полученные знания,
осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
Школьник учится:
слушать собеседника,
задавать вопросы,
контролировать действия партнёра,
эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Оборудование:
- учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова;
- рабочая тетрадь на печатной основе;
- карточки с заданиями;
- смайлики для рефлексии, цветные карандаши, раздаточный материал,
- компьютер, программа Microsoft PowerPoint.
Этапы урока
Содержание урока
Комментарии к уроку
1.Создание
эмоционального
фона урока
Ребята! Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Раскройте правую ладонь, а левой накройте ладонь соседа. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели.. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый скажет доброе слово своему соседу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия у вас появилось новое отношение к самому себе, к своему здоровью. В жизни вас ждут опасности, которых нужно не бояться, а избегать или остерегаться. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.
Приветствуют друг друга
2. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.
- Напомните, пожалуйста, какой раздел мы с вами начали изучать?
( Мы и наше здоровье)
- Давайте с вами вспомним, что нового мы уже узнали из этого раздела? Для этого разделимся на группы. Каждая группа получает своё задание.
Задания для групп:
1 группа.(работает на интерактивной доске)
Какие органы чувств знаете? Соедини картинку с названием органа ( Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания)
2 группа
Закончи мысль : -Чтобы человек мог питаться ему помогают органы-.( пищеварения)
- Тело человека приводят в движение -(мышцы)
- Кости черепа защищают -(мозг)
3 группа
Найди лишнее слово, объясни свой выбор:
Нос, уши, сердце, глаз, язык.
Кровь, сердце, желудок, сосуды, капилляры.
-Оцените каждый свою работу. Если у вас вы считаете, что справились с заданием, поставьте значок рядом с весёлым смайликом, если же вы справились, но у вас возникали трудности, поставьте значок рядом с нейтральным смайликом, а если задание показалось вам сложным и у вас возникли большие трудности, то поставьте значок рядом с грустным смайликом.
-Я надеюсь, что грустных смайликов у нас сегодня не будет!
Каждая группа комментирует свой ответ, который оценивают остальные учащиеся
Оценивают себя в оценочных листах
Прохожу и смотрю за выполнением работы.
3. Актуализация .
Сообщение темы и цели урока.
1) Игра «Таинственный незнакомец»,
вводная беседа
2) целеполагание и мотивация
3) «открытие» нового знания
1) беседа
4)практическая работа № 1
( работа в парах)
5) Игра «Распредели»
( работа в группах)
6) работа с презентацией, сообщения учащихся
4. Физминутка.
5. Продолжение работы на уроке.
5) практическая работа № 2
(работа в группах)
6) Закрепление.
«Верно утверждение или нет?»
6. Работа с органами пищеварения.
7. Работа в ТПО
(индивидуальная)
8. Итог урока. Итоговая рефлексия.
9. Домашнее задание.
- Я вижу, вы у меня молодцы и все знаете, поэтому я думаю, что у вас не возникнет трудностей при выполнении следующего задания:
- Каждая группа получает набор различных продуктов и веществ. Вам необходимо внимательно рассмотреть их и приготовить «визитку». Рядом с полезным для здоровья продуктами или веществами поставить карточку с «улыбкой», рядом с продуктом или веществом , которое использовать нельзя, -карточку, на которой изображены слёзы, а рядом с незнакомыми веществами или продуктами – карточку со знаком «?».
(перед детьми наборы из: флакона с прозрачной жидкостью; коробочки с веществом, имеющим приятный запах; талька; кондитерской приправа-ванилина; соли, сахара; конфет; баночки с колой ;таблеток в виде прозрачных капсул; уксуса; пачки с чипсами; пакета молока; пачки сигарет; рюмки с жидкостью, изображающей алкоголь; фруктов; овощей; баночки с гелем для душа с вкусным запахом.)
- Ребята, как вы думаете, какие советы мы можем дать себе и младшим товарищам?
1. Не трогайте неизвестные вещества, даже если они очень похожи на хорошо знакомые вам.
2. Не пробуйте неизвестные вещества, даже если они имеют «вкусный» цвет, запах, красивую упаковку.
3.Если вы хотите узнать, что это , то лучше попросите родителей или старших, чтоб они объяснили, для чего оно и как с ним обращаться.
4. А если вы не знаете что это, и рядом нет взрослых ,– не трогайте это вещество.
5. Нельзя курить, употреблять алкоголь.
6. Необходимо исключить употребление газированных напитков и чипсов, меньше есть конфет, сахара и соли.
- Как вы думаете, почему эти советы так важны?
- Как вы думаете , какие из представленных продуктов нужно оставить в своем рационе?
Давайте поможем составить меню для ученика третьего класса. Но сначала мы сами с вами должны узнать, какие продукты необходимы нам, чтобы правильно питаться и как происходит процесс пищеварения в организме человека.
- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (о питании и о системе пищеварения).
- Все живые существа питаются.
- Чем питаются растения? ( Корнями всасывают из почвы воду с растворенными солями, в листьях образуются сахар и крахмал из частиц воды и углекислого газа).
- Чем питаются животные? растениями и другими животными)
- Чем питается человек? Что значит правильное питание?
- Какая цель стоит перед нами? (Ответы детей)
- Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимые для поддержания жизни и работы организма.
- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете?
Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10-15 дней он умрет.
- Сколько раз в день должен есть человек?
( 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин)
- Какую пищу должен употреблять человек? (нужно употреблять разнообразную пищу)
- Перед вами лежат листочки под № 1, посмотрите внимательно и скажите на какие 2 группы можно разделить данные продукты? (на пищу растительного и животного происхождения)
- Что значит животного происхождения? Почему эту пищу называют животной?
(потому что ее дают животные)
- Отметьте зеленым цветом те продукты, которые можно отнести к пище животного происхождения.
- Какую пищу называют растительной?
( Пища, которая получена из растений)
- Отметь красным цветом те продукты, которые можно отнести к растительной пище.
- Давайте проверим. Итак, какие продукты, по вашему мнению, вы считаете животными? Растительными?
- Оцените свою работу в парах по шкале. Если вы справились с заданием верно, поставьте значок рядом с весёлым смайликом, если же вы справились, но допустили некоторые неточности, поставьте значок рядом с нейтральным смайликом, а если задание показалось вам сложным и у вас возникли трудности, то поставьте значок рядом с грустным смайликом.
- Ребята, а теперь я предлагаю вам игру. На доске расположены картинки с продуктами. Вам нужно распределить их по корзинам. 1 группа: в 1 корзину сложит продукты, которые можно назвать полезными, а во 2 корзину – неполезные, вредные. 2 группа: в 1 корзину сложит вкусные продукты, которые вам нравятся, а во 2 – полезные. У вас на выполнение задания 2 минуты.
- Молодцы, сядьте на свои места.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Посмотрите, какой вывод можно сделать?
Те продукты, которые вам нравятся, первая группа отнесла в корзину с названием неполезные, вредные, т.е. не всегда то, что нам нравиться, полезно нашему организму.
- Но как, же понять, полез продукт или нет?
- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержать в них.
- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют. Возьмите и рассмотрите упаковку продуктов.
(печенье, йогурт, рыбные консервы, гречневая крупа, плитка шоколада, сок, консервированный горошек)
- Обратите внимание на надпись ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ.
Какие слова вы под ней прочитали? (белки, жиры, углеводы, витамины)
- Что такое белки и для чего они нужны ?
Белки- вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки.
- Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся?
Жиры- вещества, как крыша для нашего домика. Обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мыщц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем кирпичиков. Жира содержать в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях, кукурузы, подсолнечника.
Что такое углеводы? И в каких продуктах они содержатся?
Углеводы- вещества и двери в нашем домике. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах.
- Ребята, посмотрите внимательно, наш домик- это наш организм, в котором есть и белки- кирпичики, и жиры- крыша, и углеводы – двери, а чего не хватает в нашем домике, чтобы нам в нем было уютно и комфортно. (окон)
- Чем больше окон, те наш организм сильнее и меньше подвержен различным заболеваниям.
- Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины)
- Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?
- Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни.
(сообщение ученика)
Витамины- содержаться в овощах, фруктах и ягодах.
Витамин С – это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Содержится в лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке.
-- Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Но ни один продукт не даст всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, для этого нам нужны разные питательные вещества, значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.
И физминутка у нас ,будет о витаминах как раз:
«У дороги яблонька стоит»
- Отдохнули? А теперь проведём исследование продуктов для меню нашего третьеклассника.
- Сейчас вам предстоит провести практическую работу по группам, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокой содержание белков, жиров и углеводов.
- У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержаться. Изучите эти этикетки, а результаты исследования занесите в таблицу.
белки
жиры
углеводы
Хлеб
8,4
4,7
50
Молоко
2,8
3,2
4,7
Макароны
10
2
70
Масло сливочное
1,7
50
18,6
Самопроверка: анализ результатов таблицы.
Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, жирами, углеводами.
- Ребята, но мало знать о питательных веществах, еще нужно помнить и соблюдать правила правильного питания.
- Ребята, сейчас я вам буду говорить правила питания и вредные советы, а вы, если услышите правило, показываете зелёный сигнал светофора, если услышите вредный совет- красный:
1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.
2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц.
3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.
4. Сладкого и жирного надо есть поменьше.
5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого.
6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время.
7. Жареная, копченая и соленая пища очень вкусная, ешь ее больше.
8. Утром перед школой надо обязательно завтракать.
9. перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
10. Перед сном надо плотно покушать.
- Молодцы! Давайте сделаем вывод, что нужно нам знать и помнить, чтобы правильно питаться?
Знать содержание питательных веществ в продуктах.
Помнить правила правильного питания.
- Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло? - На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.
- Итак, посмотрим как это происходит. Пище проходит в организме человека путь длиной в 6 – 8 м.
- Для начала мы кладем пищу в рот, ротовую полость. . Что у нас есть во рту?
- Зубы работают как жернова: откусывают перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа.
- Язык перемешивает пищу и продвигает её в глотку.
- ребята, а вы заметили, что в ротики постоянно мокро, почему? (там есть слюна)
- Слюна постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу.Попробуй, проглоти черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.
- После того, как пища превратилась в кашицу, она отправляется по пищеводу в маленькую пещерку – желудок.
Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами. Когда ребенок рождается размер его желудка 5 см, а взрослых любителей поесть желудок размером с футбольный мяч, а тех, кто мало кушает с кулачек.
Желудок своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную желудочным соком пищу. желудочный сок выделяется у человека регулярно несколько раз в сутки. Поэтому лучше питаться в одно и тоже время. Тогда желудок будет работать четко по графику! Как будто варит ее. Вот и называется этот процесс пищеварением - варением пищи.
А дальше начинается длинный извилистый коридор кишечника. Он тянется почти на восемь метров! Но свёрнут он так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдёт этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.
Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки.
Большую роль в пищеварении играет печень. Выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения - ЖЕЛЧЬ (она растворяет ЖИРЫ).
Вот так за 5- 6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.
Ребята, а теперь дайте еще раз вспомним, какой путь проходит пища в организме человека. Откройте тетради Укажите стрелками части пищеварительной системы.
Проверка: на слайде.
- Оцените свою работу. Отметьте смайликом в карточке работы.
Молодцы! Ребята, наш урок подходит к концу, давайте с вами вспомним
- Какие питательные вещества получает человек с пищей?
- Из каких органов состоит пищеварительная система?
- Что нужно помнить, чтобы правильно питаться?
А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке.
Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – покажите зелёный сигнал светофора.
А тот, кто решил, что все, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – покажите красный сигнал светофора.
Молодцы! Я вижу, что вы все усвоили правила здорового питания.
- Ребята, а теперь возьмите карточки самооценки работы на уроке и положите мне на стол.
Я благодарю Вас за урок!
Дома :составить и красиво оформить меню правильного питания для ученика третьего класса.
Слушаю мнения детей
Слушаю мнения детей
Карточка-опора
пища
Пища животного происхождения
Пища растительного происхождения
Работа на доске
Картинки и опорные слова на доске.
Мои комментарии
Мнения детей
Мнения детей
Сообщения подготовленных детей.
Карточка – питательные вещества
На доске слайды
Карточка – белки+ строительство дома на доске учамися
( у каждого своя деталь- кирпичи)
Слайд
Карточка – жиры, деталь дома
( крыша)
Слайд
Карточка – углеводы и деталь дома (дверь)
Деталь – окна
Слайд
Карточка – витамины
Слайд
Карточка – разнообразной
Выполняют
движения
Слайд
Набор продуктов
Листики с таблицами
Слайд
Слайд
Слайд
Карточка опора
Слайд
Карточка - опора
Слайд
Карточка – опора
Слайд
Карточка – опора
Слайд
Карточка – опора
Слайд
Карточка – опора
15