ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ


государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Березовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
ПРОГРАММА
по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ
Утверждена Советом Учреждения
(протокол № _5_ от 02.09.2013 г.)
п. Монетный
2013
Паспорт программы профилактики
Полное наименование программы Программа по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ
Основания для разработки Программы профилактики Международная Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 21.05.1999г.
Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» №154 от 13.03.2002г.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня 2009 г.)
ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» №114 – ФЗ от 25.07.02г.
Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95г. в редакции ФЗ от 28.08.04 г. №122 – ФЗ.
Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ “Об ограничении курения табака” (с изменениями на 1 декабря 2004 года)
Областной закон о профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области (Принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 3 декабря 1997 года)
Концепция государственной политики в Свердловской области в сфере профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ.
Положение об организации и порядке ведения внутришкольного учёта в Березовской СКОШИ среди обучающихся, воспитанников и семей, находящихся в социально опасном положении.
Вид программы Профилактическая
Описание проблемной ситуации, на решение которой направлена Программа
Высокий уровень правонарушений среди несовершеннолетних в Свердловской области:
- каждое восемнадцатое преступление в стране совершается несовершеннолетними; - ежегодно органами полиции задерживается только в пьяном состоянии более 20000 несовершеннолетних
Участники Программы – учащиеся;
– родители (семья);
– педагоги школы;
– межведомственные и общественные организации.
Цель Программы Снижение уровня алкоголизма, наркомании, токсикомании и преступлений (правонарушений) среди учащихся.
Основные задачи программы Своевременное выявление, постановка на учет и последующая профилактика в отношении несовершеннолетних, совершающих правонарушение или склонных к их совершению.
Предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних путем активного вовлечения несовершеннолетних в культурную, спортивную жизнь школы.
Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни, профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков.
Обеспечение защиты прав и законных интересов детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, профилактика экстремизма.
Обновление содержания и форм профилактической работы в образовательном учреждении.
Изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам. Формирование личной ответственности за свое поведение.
Просвещение родителей по вопросам профилактики.
Организация работы по проведению медицинского и правового лектория для учащихся школы.
Разработка методических рекомендаций для педагогов по вопросам профилактики.
Организация внеклассной и спортивно-оздоровительной работы в школе.
Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного и ответственного поведения.
Научные, методологические и методические основания программы В программе сделан акцент на:
- комплексный, системный подход, позволяющий исследовать профилактику правонарушений, безнадзорности и употребления психо-активных веществ несовершеннолетних, как много аспектную систему (А.В.Мудрик),
-личностно-ориентированный подход, нацеленный на улучшение положения ребенка и защиту его прав в соответствии с особенностями социального становления и существующими правовыми нормами (А.М.Нечаев), профилактическую работу с детьми «группы риска» (Л.В. Маленкова, С.В.Березин),
- концепции социально-психологических технологий (М.А. Галагузова).
Взаимосвязь указанных подходов строится на основе объединения теории и практики, что позволяет предположить практический результат данной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ и способствовать значительному снижению уровня алкоголизма, наркомании, токсикомании и преступлений (правонарушений) среди учащихся.
Обоснование необходимости реализации Программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач Одна из основных причин преступности среди несовершеннолетних - социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях. Увеличение числа родителей, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей. Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость реализации программы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ.
Используемые методики, технологии, инструментарий Для достижения положительного результата действия программы педагогический коллектив использует следующие методики и технологии:
– семинары;
– конференции;
– лектории;
– диспуты;
– просмотр видеоматериалов, кинофильмов;
– игры;
– тренинги;
– экскурсии.
– встречи:
а) с медицинскими работниками учреждений города;
б) с работниками правоохранительных органов;
в) с духовными наставникам;
г) с родителями учащихся школы;
– статьи в школьной прессе, на сайте ОУ;
– Дни здоровья;
– классные часы.
Методы и приемы, используемые в работе:
- метод личного примера;
- метод убеждения;
- метод поощрения;
-соревнования, конкурсы, коллективная творческая деятельность;
- беседа, индивидуальное консультирование.
Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы Без ограничений
Обеспечение гарантии прав участников программы Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
1. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
-директор школы, заместители директора по учебной и воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, медицинские работники, учителя-предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, ПМПк;
- представители правоохранительных органов;
- представители общественных организаций.
2. Финансовое обеспечение
Программа реализуется за счет средств школы и спонсорских вложений.
Сроки и этапы реализации программы Сроки реализации программы: 02.09.2013-01.09.2016 г. г.
I этап. Подготовительный
– совершенствование нормативно – правовой базы;
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность;
– создание системы внеурочной деятельности.
II этап. Внедрение
– оказание социально-педагогической, психолого-педагогической и медицинской поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения;
– вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
III этап. Отслеживание и анализ результатов
– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении.
Ожидаемые результаты реализации программы Снизится количество несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, безнадзорности, различным видам зависимостям и другим формам негативного социального поведения на 20 %
На 100 % сократится количество учащихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.
Увеличится доля воспитанников, охваченных образовательными программами дополнительного образования, в том числе физкультурно-спортивной направленности (до 98% учащихся).
Повысится психолого-педагогическая грамотность родителей учащихся школы за счет вовлеченных в общешкольные мероприятия.
Повысится уровень профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам профилактической работы в целом, в том числе с неблагополучными семьями.
Увеличится на 15% количество специалистов (не педагогических работников), привлекаемых для профилактической работы.
Сохранится 100% охват учащихся профилактической работой.
Увеличится в 3 раза количество детей, привлекаемых к участию в творческих конкурсах, выставках, фестивалях.
Сохранится 100% уровень получения учащимися основного общего образования
Увеличится на 20% захват воспитанников социокультурной реабилитацией, спортивно-массовыми мероприятиями.
Увеличится на 20% количество воспитанников, оздоровившихся через различные формы отдыха и лечения.
Увеличится на 5% количество учащихся, трудоустроившихся в каникулярное время, в том числе через службу занятости населения.
Увеличится на 10% количество выпускников, поступивших в учреждения НПО по выбранным трудовым профилям.
Повысится уровень информированности учащихся, родителей, в том числе через сайт ОУ
Повысится количество и качество социального партнерства.
Повысится эффективность профилактической работы.
На 20% сократится численность семей и подростков, состоящих на внутришкольном учете.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы. Управление и контроль хода реализации программы осуществляются школьным Советом по профилактике.
Координаторами программы являются классные руководители, воспитатели, учителя-предметники, педагог-организатор, педагог-психолог школы, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, медицинские работники.
Критерии оценки достижения планируемых результатов Количество учащихся, состоящих на всех формах учета.
Количество учащихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.
Количество учащихся, охваченных образовательными программами дополнительного образования, в том числе физкультурно-спортивной направленности.
Среднее количество родителей, приявших участие в одном общешкольном мероприятии.
Количество педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации, учувствовавших в семинарах, практикумах, круглых столах профилактической направленности, в том числе с неблагополучными семьями.
Количество специалистов, вовлеченных в профилактическую деятельность школы (нарколог, инспектор, гинеколог, и т.д.).
Количество воспитанников, принявших участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях.
Доля учащихся выпускного класса, получивших основное общее образование.
Количество воспитанников, охваченных социокультурной реабилитацией, спортивно-массовыми мероприятиями (в динамике за три последних года)
Количество воспитанников, оздоровившихся через различные формы отдыха и лечения (в динамике за три последних года).
Количество учащихся, трудоустроившихся в каникулярное время, в том числе через службу занятости населения.
Количество выпускников, поступивших в учреждения НПО по выбранным трудовым профилям.
Количество статей с правовой и профилактической направленностью, размешенных на сайте ОУ, в школьной газете; тематических родительских собраний, круглых столов, консультаций, бесед, тренингов.
Количество социальных партнеров по направлению.
Разработчики программы Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся, воспитанников Берёзовской СКОШИ
Фамилия, имя, отчество; контактный телефон Щербакова Людмила Евгеньевна, +7 (343969) 3-40-79
Web – портал; E - mail www.berskshi.ucoz.ru; mcou12@yandex.ru
Документ об утверждении программы
Введение
Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения – почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России, поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние 8-10 лет.
В настоящее время распространение наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения среди подростков увеличивается. Развитие данной эпидемии приводит к усугублению социальных проблем, в дальнейшем она может представлять собой угрозу экономической стабильности России. Дальнейшее развитие ситуации в этих направлениях будет означать социально-экономическую катастрофу, т.к. регулярное употребление наркотиков разрушает психическую и физическую систему человека, снижает его интеллектуальные ресурсы. Поэтому вопросы профилактики психоактивных веществ в учреждениях образования представляют собой одну из важнейших проблем воспитательной работы.
Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.
Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.
Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.
Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы профилактики с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Американские исследователи выявили свыше 50 наиболее распространённых причин, по которым школьники начинают употреблять наркотики, и только 3 причины, по которым они этого не делают. К последним относятся: страх, положительный пример близкого взрослого и положительный пример кумира. Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.
Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.
Глоссарий
Психоактивные вещества (ПАВ)- химические и фармакологические средства, влияющие на физическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятс6 наркотические средства(наркотики), транквилизаторы, алкоголь, никотин, др. средства.
Наркотики-ПАВ, включенные в официальный перечень наркотических средств и психотропных веществ.
Злоупотребление ПАВ-употребление ПАВ без назначений врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.
Алкоголизм (хронический алкоголизм) – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
Психотропные вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.
Наркомания – заболевание. Обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
Токсикомания – заболевание, характеризующееся влечением и привыканием и привыканием к приёму лекарственных средств и др. веществ, не относимых к наркотическим, сопровождающееся хронической интоксикацией, наличием синдромов психической и физической зависимости.
Реабилитация – процесс, в результате которого индивид с расстроенным психифизическим состоянием от употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ обретает оптимальное состояние здоровья, психологическое и социальное благополучие.
Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании – система мер, направленных на прекращение роста и снижение уровня потребления алкоголя, незаконного потребления наркотических, токсических, психотропных средств гражданами, проживающими на территории Краснодарского края; предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими алкоголь, наркотические средства, токсические, психотропные вещества, оказание им необходимой медицинской помощи.
Наркотическая служба – учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающие наркологическую помощь больным алкоголизмом. Наркоманией и токсикоманией.
Наркологическая помощь – комплекс мероприятий по профилактике, лечению, медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, осуществляемых специализированными учреждениями. Организациями в соответствии с лицензией на указанные виды медицинской деятельности; наркологическое заболевание (расстройство) – особое психофизическое болезненное состояние в результате токсического содействия больших доз алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, характеризующееся малообратимыми или необратимыми дефицитарными изменениями психики.
Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Содержание программы
Основные направления программы:
•Профилактика употребления наркотических средств, работа по профилактике ПАВ с подростками.
•Профилактика правонарушений подростков, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
•Профилактика экстремизма и формирование толерантного поведения учащихся.
•Профилактика детского и подросткового суицида.
Методы:
•Методы формирования сознания личности (беседы, рассказ, внушение, пример)
•Методы организации деятельности (упражнение, приучение, ситуация выбора, поручение, традиции и др.)
•Метод стимулирования (поощрение, награждение, премирование и др.)
•Метод коррекции (наблюдение, оказание индивидуальной помощи, оценка результатов и т.д.)
•Метод самовоспитания (самоубеждение, самооценка, рефлексия и т.д.)
Формы:
Выбор форм определяется возрастными особенностями. С младшими школьниками – это сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие; с подростками – коллективные творческие дела.
Средства:
•Социально – педагогические (теоретические, методические, работа по месту жительства)
•Материально – технические (кабинеты и оснащение, оборудование для занятий и др.)
•Организационные (деятельность органов самоуправления, детских общественных организаций)
Планмероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности
№ Мероприятия Дата Ответственные
1 Участие в межведомственной операции «Подросток» В течение года Соц. педагог,
кл. руководители,
воспитатели
2 Выявление безнадзорных детей, состоящих на внутришкольном контроле и составляющих «группу риска». Сентябрь Соц. педагог
3 Посещение неблагополучных семей Согласно графику посещений (дополнительно по необходимости) Соц. педагог,
кл. руководители,
воспитатели,
мед. работник
4 Контроль за посещением занятий в школе, успеваемостью учащихся, состоящих на внутришкольном учете. Ежедневно Классные руководители, воспитатели,
соц. педагог
5 Вовлечение во внеклассные и в школьные мероприятия, кружки и секции, дела школы учащихся, состоящих на внутришкольном учете, группы риска. В течение года Зам. директора по воспитательной работе,
воспитатели, педагоги ДО,
педагог-организатор
6 Организация и участие в акциях по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании. В течении года Классные руководители,
соц. педагог, воспитатели,
мед. работники
7 Организация и проведение заседания Совета по профилактики 1 раз в месяц Члены Совета, приглашенные
8 Классные часы, воспитательские занятия «Конвенция о правах ребенка» В течение года Классные руководители, воспитатели
9 Родительские лектории «Трудности адаптации первоклассников» (для родителей 1-го класса) Сентябрь-октябрь Классный руководитель, администрация, педагог-психолог
10 Родительские лектории «Трудности адаптации пятиклассников» (для родителей 5-го класса) Сентябрь-октябрь Классный руководитель, администрация, педагог-психолог
11 Классные часы, воспитательские занятия на темы: нарушение устава школы, поведение учащихся в школе, вредные привычки. В течение года Классные руководители, воспитатели,
мед. работники, соц. педагог, инспектор ПДН
12 Родительский лекторий «Психологические особенности и варианты детской агрессии» Ноябрь Классные руководители, педагог-психолог
13 Беседы на тему: «Чем вредны занятия сексуальной жизнью в раннем возрасте» (учащиеся 13-16 лет) Декабрь Медицинский работник
14 Родительский лекторий «Профилактика правонарушений» (для родителей 7-9 классов) Январь Классные руководители, воспитатели, администрация, соц. педагог
15 Анкетирование учащихся «Уровень агрессии» Март Педагог-психолог
16 Круглый стол «Школа, семья, ребенок: аспекты социально-психологического здоровья ученика» Апрель Соц. педагог, классные руководители,
инспектор ПДН
17 Проведение мероприятий, способствующих трудовой занятости несовершеннолетних Май Соц.педагог, классные руководители
18 Профориентационная работа среди учащихся 9 класса Март - май Соц.педагог
19 Организация летнего отдыха учащихся Март-август Зам. директора по ВР, соц. педагог, классные руководители
План
мероприятий по профилактике детского и подросткового суицида
№ Мероприятия Дата Ответственные
1 Выявление учащихся с низким социальным статусом, высоким уровнем тревожности, конфликтности, с дезаптацией. Постоянно Администрация школы, соц. педагог, кл. рук., воспитатели, педагог-психолог
2 Организация коррекционно-развивающих занятий для учащихся по снижению уровня тревожности. Постоянно Педагог-психолог, воспитатели
3 Работа с семьями учащихся, проведение родительского всеобуча. Постоянно Администрация школы, соц. педагог, педагог-психолог, кл. рук., воспитатели
4 Тестирование, анкетирование учащихся и их родителей с целью оказании помощи в экстренных случаях. Сентябрь, январь Соц. педагог
5 Индивидуальные беседы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Регулярно, в течении года Соц.педагог, педагог-психолог
6 Организация встреч учащихся с медицинскими работниками по профилактике самоубийств (психологом, наркологом, подростковым гинекологом) Апрель Администрация, соц. педагог,
мед. работник, воспитатели
7 Оформление выставок, стендов, пропагандирующих ценность человеческой жизни. 2 раза в полугодие Библиотекарь
8 Проведение общешкольных акции «Скажи жизни ДА», конкурс плакатов Ноябрь Соц. педагог, воспитатели
9 Классные часы:
«Учимся понимать переживания людей»; «Наши чувства и действия»; «Почему трудно признавать свою вину?»; «Обидчивость, несдержанность, раздражительность…»; «Дружба – главное чудо»; «Любовью дорожить умейте»; «Поговорим еще раз о любви»; «Дети и родители. Давайте понимать друг друга»; «Совершенно секретно» (для девочек) Постоянно Классные руководители
10 Всемирный день борьбы со СПИДом: цикл мероприятий С 1 декабря Кл.руководители, воспитатели,
соц. педагог, мед. работник
11 Тематические родительские собрания «Подростковый суицид» В течении года Кл.руководители, соц.педагог12 Цикл бесед «Шаг навстречу» 1 раз в четверти Соц.педагог, педагог-психолог
13 Международный день семьи, беседы 15.05 Классные руководители, воспитатели
План
мероприятий по профилактике экстремизма и формирования толерантного поведения учащихся
№ Мероприятия Дата Ответственные
1 Проведение диагностики по участию в группировках экстремисткой направленности. Ежегодно Соц. педагог, кл.руководители, зам. директора по ВР
2 Проведение бесед, классных часов, воспитательских занятий, «круглых столов» по вопросам толерантности:
Уважай ближнего как самого себя
Толерантность и мы
Толерантность – ключевая проблема современного мира
Стратегия поведения в конфликте
Жить в мире с собой и с другими
Я и мое окружение
Толерантность и интолерантностьМожно ли научиться толерантности?
Взаимопонимание культурного многообразия народов В течение года Кл. руководители, воспитатели,
соц. педагог, сотрудники учреждений системы профилактики
3 Проведение информационно-просветительской работы с родителями по вопросам толерантности В течение года Соц.педагог, кл.руководители, администрация школы
4 Организация тематических книжных выставок, посвященных дню толерантности Ежегодно Библиотекарь
План
мероприятий по профилактике употребления ПАВ
№ Мероприятия Класс Сроки Ответственные
1 Анкетирование по вопросам:
курения;
употребления алкоголя;
употребления наркотиков 1-9
4-9
7-9 Ежегодно
Соц. педагог,
мед. работник, педагог-психолог
2 Беседы, лекции:
Губительная сигарета;
Даем бой курению;
Вредные привычки и как от них избавиться;
Пить, курить - здоровью вредить;
Пагубная страсть;
Мифы о наркомании 1-6
4-9
1-9
1-6
7-9
7-9 ежегодно Кл. рук., воспитатель, мед. работник, соц. педагог, педагог-психолог, приглашенные специалисты
3 Круглый стол «Час вопросов и ответов» 7-9 Ежегодно,
март-апрель Соц. педагог, воспитатель, мед. работник,
кл. рук.
4 Выставки рисунков:
«Алкоголь и будущее»
«Губительная сигарета»
«Мы за мир без наркотиков» 5-6
1-4
7-9 Ежегодно,
декабрь Кл. рук.,
воспитатель, учитель ИЗО
5 Индивидуальные консультации с подростками «группы риска» 1-9 В течение всего периода Соц. педагог, педагог-психолог
6 Особое внимание к учащимся, состоящим на учете в школе и ПДН 1-9 В течение всего периода Соц. педагог, кл. руководит.
7 Систематические встречи учащихся с медицинскими работниками, инспекторами ПДН по вопросам профилактики асоциального поведения 1-9 В течение всего периода Соц. педагог, кл. руководит., воспитатель
8 Работа школьного Совета профилактики 1-9 В течение всего периода Члены Совета по профилактике
Список литературы
Большая психологическая энциклопедия.- М.: Эксма, 2007. -544 с.
Ведишева М.,. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ М. Ведишева Л. Рыбакова М. Цейтлин //Воспитание школьников.-1997. -№4. - С. 50-54.
Возрастная и педагогическая психология: учебно-методические материалы /сост. А.В.Сухих.-Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2008. -182 с.
Дементьева И.Г. Подростки и наркотики[Текст]/ И. Г.Дементьева. - М., 1997. -28 с.
Дилтс Р. Убеждения-путь к здоровью [Текст]/Р.Дилтс. - М., 2000. -22 с.
Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики [Текст]: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И.Клейберг. -Тверь, 1997. -64 с.
Захарова А.А. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.А.Захаров. -СПб., 1999. -22 с.
Кожина Е.В. Психологические особенности подростка [Текст] /Е.В.Кожина, Е.И. Яцута // Личность в современном мире от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: сборник. -Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2002.
Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей [Текст]/ Н.С. Лейтес. - М., 1991. -279 с.
Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе [Текст] / В.Ю. Котляков. - Кемерово, 1997.- 68 с.
Кочкина Л. С. Социализация детей-сирот [Текст] / Л.С. Кочкина // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи “группы риска”: состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей. Часть 2 / Под научной ред. Н.А. Заруба, Н.Э. Касаткиной, Т.А. Фральцовой С.Н. Чистяковой; ред. коллегия: И.В. Карнаева, Е.Л. Руднева, Т.Н. Семенкова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - С. 15-21.
Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох [Текст]/С.В.Кривцова. – Генезис, 1997. -288с.
Лозовой В. Профилактика наркомании: школа, семья [Текст]: учеб, пособие/ В.Лозовой. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. -168 с.
Максимова Н.О. О склонности подростков к аддикктивному поведению [Текст] / Н.О. Максимова//Психологический журнал. -1996. -№3. -С .149-152.
Рабочая книга школьного психолога / под ред. Н.Э.Касаткиной, С.П.Зуевой. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1995. -223 с.
Рахматшаева В.С. Грамматика общения [Текст]/ В.С. Рахматшаева// Семья и школа. -2005. №5. -С 18.
Третьякова А.В. Опасная зависимость [Текст] / А.В.Третьякова //Семья и школа. -2001. -№6. - С. 16-19.
Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь; под общей ред. В.Б.Шапаря. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -806 с.