Конспект урока на тему Многозначные числа и действия с ними
Организационный момент:
ПРОВЕРКА НАСТРОЕНИЯ:- «МОРДАШКИ» ( у каждого из вас на столе 3 смайлика, поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению)
хорошее среднее плохое
Мотивация:
Ребята, пожалуйста, отгадайте ребус!
КОРАБЛЬ
-1-
-Правильно, ребята, это слово «Корабль»!
( вывешиваю на доску рисунок корабля),
- Нас сегодня ждет интересное путешествие на корабле в поисках сокровищ, оно по силам сообразительным, находчивым, конечно же дисциплинированным.
Но чтобы корабль отправился в путь, нужно ответить на все вопросы и выполнить задания!
СЛАЙД 4
-Ребята, из каких геометрических фигур состоит корабль?
( прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, круг)
- Какая фигура лишняя? (круг)
-Верно!
- В жизни где мы встречаемся с числами?
( при счете примеров, решении задач, в магазинах, автобусах, кинотеатрах, везде.), но всегда ли помним, как устроено число?
Конечно нет!
- Сегодня мы с вами обобщим и приведем в систему ваши знания о числах и действиях с ними.
- Ребята, какие числа бывают? (однозначные, двузначные,..)
- Каждое число состоит из .цифр,
а каждой цифре числа соответствует ..разряд!
-Верно.
-2-
СЛАЙД 5
Устный счёт: -Прочитать числа: 4 583; 888; 9 000; 3 007; 57 604.
- Какие это числа? ( числа целые)
-назвать разряды числа 4583
( в числе 4583 содержится 3 ед., 8 дес., 5 сот., 4 ед.тыс.)
- в числе 4583 разряды ед., дес., сот. какой класс составляют? (класс единиц)
- какой самый маленький разряд в каждом числе?
-какой самый большой разряд из переч-ных чисел?
- прочитайте числа в порядке убывания;
- назовите соседей числа 9000;
- назовите число на один десяток больше числа 3007;
- назовите самое большое и самое маленькое четырёх. ч.?
- Сравните: 880 и 808 -ЧЕМУ РАВНА СУММА РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ? 5000+300+20+7
- Ребята, вы умеете выполнять математические действия с числами, перечислите их: ( +,-, :, x )
- Как удобнее записывать эти действия при работе с многозначными числами? ( В СТОЛБИК! )
-3-
- Что общего в действиях сложения, вычитания, умножения при вычислении в столбик?.
( ВЫЧИСЛЯТЬ НАЧИНАЕМ С НАИМЕНЬШЕГО РАЗРЯДА – с разряда единиц)
- А при делении многозначных чисел в столбик_ деление выполняем с наибольшего разряда.
- 648 : 2 = 324 X 3 = 7800 – 4800 =- Картофеля -300 кг Капусты -? кг, в 3 раза < Всего овощей- ?
ИТОГ УСТНОГО СЧЁТА: ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНИЛИ , НА ВОПРОСЫ ОТВЕТИЛИ, ВСПОМНИЛИ - СОСТАВ ЧИСЛА, АЛГОРИТМ СРАВНЕНИЯ ЧИСЕЛ И ДЕЙСТВИЯ С НИМИ,
Сегодня на уроке продолжим работу с многозначными числами, будем выполнять все математические действия с ними.
Итак, наш корабль в пути!
СЛАЙД 6
- Отгадайте загадку и решите пример:
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней. КНИГА 28 X 100 =
-4-
- Верно.
- Результат выражения 28 X 100 ? (2800)
- Книга Даниепя Дефо « Робинзон Крузо» будет спутником нашего путешествия.
- Кто догадался, куда мы плывём? ( на необитаемый остров)
- Плавание долгое, длинное – помассажируем кисти рук с помощью суджока, им удобно разминать пальцы рук, что оказывает благотворное влияние на весь организм.
-Ребята, отложим суджок, откроем тетради, запишем число, классная работа.
СЛАЙД 7:
- Запишите пример в тетрадь и выполните действие!
5848 – 2064 =
-Результат у Валерии ?, - 3784; у Ивана? -3784 - Согласны?
Итог: -Действие вычитания как выполняли? – (в столбик)
-С какого разряда начинали вычитать? –( с разряда единиц!)
-Верно.
- 3784 дня пробыл Робинзон Крузо на необитаемом острове.
- ПРОДОЛЖАЕМ ПУТЬ – нас встречает говорящий попугай, СЛАЙД 8:
он укажет вам дорогу к Робинзону, если правильно и быстро
решите примеры:
752 + 869 =
- С какого разряда начинаем складывать?
-5-
x 9 =
- Умножаем с.. с наименьшего разряда.
6192 : 2 =
-Начинаем делить с..наибольшего разряда.
-Попугай рад за вас , ребята, вы справились с заданием правильно, быстро, он угощает вас бананами и летит предупредить Р.К. о вашем передвижении.
Банан - приносит огромную пользу для организма, обеспечивает прилив энергии.
Плывём дальше – перед нами остров обезьян
СЛАЙД 9:
У обезьянок беда- НАВОДНЕНИЕ!
Чтобы спасти их нам нужно решить задачу.
Текст задачи:
Робинзон Крузо выращивал на острове рис. В первый год своего пребывания на острове он собрал 216 кг риса, а во второй в 9 раз больше. На сколько больше кг риса собралРобинзон во второй год, чем в первый?
- Прочитайте задачу.
- О ком идет речь в задаче? ( о Р.К.)
- Что делал Р.К.? ( Р.К. собирал рис)
- Что обозначает число 216? ( 216 кг риса собрал в 1 год)
-Что сказано про рис, который он собрал во второй год?
( неизвестно, но сказано, что в 9 раз больше )
- Что нужно узнать в задаче? ( вопрос из учебника)
-Хорошо.
-6-
- Чтобы правильно и быстро решить задачу, надо составить краткую запись.
- Опорные слова назовите: ( 1 год – 216 кг; 2 год - ? ,в 9 раз >)
-Как отразим вопрос задачи? ( скобкой дугообразной)
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? ( нет)
- А можно узнать ск. кг риса собрал Р. во второй год? ( да)
- Каким действием? ( умножением)
- С помощью какого действия ответим на вопрос задачи? (выч.)
- Итак, задача во сколько действий? ( в два действия)
решение задачи
ИТОГ:
-С какими действиями встретились в задаче? ( умнож. и выч-е)
- Почему второе действие выполняли с помощью знака минус?
(второе действие выполняли с помощью знака минус потому что сравнивали числа, а при сравнении чисел из большего числа вычитают меньшее)
- Молодцы! За вашу помощь обезьянки дарят ананасы.
Ананас улучшает пищеварение, очищает организм от шлаков, содержит много полезных микроэлементов.
СЛАЙД 10 ( ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
-7-
Снова руки на колени,
А теперь немного лени...
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело...
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко
-Ой, ребята, наш корабль захватили дикари!....
СЛАЙД 11
И пока мы с вами не выполним задание – они с корабля не уйдут!
-Откройте учебники стр.208, № 877, 3столб,1,2 пр., прочитайте
задание.
- Прочитайте первое уравнение.
- Как называются числа при сложении? ( сла, слаг, сумма)
-Что неизвестно в уравнении? ( в уравнении неизв. слагаемое)
- Как найти неизвестное слагаемое? ( чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое)
- Прочитайте второе уравнение.
- Как называются числа при вычитании? ( уменьшаемое вычитаемое, разность)
- Что неизвестно в уравнении? ( в уравнении неизв. уменьшаемое)
- Как найти неизвестное уменьшаемое? ( чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое )
- Работаем в парах.
-8-
- Но первый ряд выполняет первое уравнение.
-Второй ряд выполняет второе уравнение.
- Проверяем результаты 1-горяда, затем – у 2-го ряда,
ОТКРЫВАЮ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ НА СЛАЙДЕ, дети проверяют алгоритм решения уравнений.
ИТОГ: Вспомнили названия компонентов сложения и вычитания, правила нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания, нашим дикарям понравились ваши ответы, и они угощают вас гранатами.
ГРАНАТ повышает гемоглобин, избавляет от кашля, полезен при многих серьёзных заболеваниях.
СЛАЙД 12:
Итак, прибыли на необитаемый остров. Кто из вас , ребята, помнит зачем мы отправились в путешествие?
( отправились за сокровищами)
- Верно!
А сокровища у Р. К., он встречает нас и предлагает выполнить задание, только тогда мы получим сокровища.
1.Сравните: 2. стр.226, №986
3041 3040 1столб.,1,2
888 1008 2столб.,1,3
9900 9009
- Сравнить числа, значит .( поставить знак >, <, = )
Ребята, первое задание решаете все, кто выполнит его быстро , подойдёте ко мне и возьмёте дополнительную карточку.
После выполнения всеми первого задания – взаимопроверка
(обмениваются тетрадями и карандаш. проставляют «+» или Показываю на слайде правильное решение 1 задания,
результаты по карточкам узнаете на следующем занятии.
-9-
КАРТОЧКИ и тетради СДАЕМ.
ИТОГ по сравнению чисел: Ребята, при сравнении чисел, каким правилом вы руководствовались? ( при сравнении чисел смотрим на количество знаков, если количество знаков разное, то больше то число, у которого знаков больше, и наоборот.
Если количество знаков одинаковое, то сравниваем соответствующие разряды. ) ПРАВИЛЬНО.
Скоро прозвенит звонок, пора заканчивать урок!
СЛАЙД 13: -Д/З стр. 205 №858 ( 1, 4 строка )
Вы работали очень хорошо, выполнили все предложенные задания.
Робинзон Крузо отдаёт вам сундучок, а что в нём –сейчас узнаем!
Итог урока:
« УЧЕНИЕ - СВЕТ, А НЕУЧЕНИЕ – ТЬМА!»
В нашем путешествии что помогло преодолеть все препятствия?
УЧЕНИЕ!
Молодцы !-ОЦЕНКИ!
-РЕЛАКСАЦИЯ! -Какое у вас настроение? –(поднимают смайлики)
Ребята, а в сундучке ещё и подарок от Робинзона!
ВИНОГРАД! – полезен при отсутствии аппетита, кашле, очень полезен для сердца, помогает предотвратить старость.
Корзиночка с полезными фруктами получилась красивой!
СЛАЙД 14
« СПАСИБО ЗА УРОК»
-10-
Рисунок 2Описание: http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=349604099-33-72&n=21Рисунок 3Описание: http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=163068011-13-72&n=21Рисунок 4Описание: http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2014/02/rebus-transport-04.jpg15