Урок по математике на тему: Многозначные числа. Разряды и классы. (4 класс), Учитель Мирзаханова Ш.Э.
Тема урока. Многозначные числа. Разряды и классы.
Цель и основные задачи урока.
Цель: научатся записывать, составлять, читать числа, больше, чем трехзначные.
Задачи:
формируют представления о разрядах и классах в составе многозначного числа;
развивают мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение.
учатся усидчивости, ответственности, аккуратности, активности на уроке.
4 «В» класс, 10-11 лет, учитель: Мирзаханова Ш.Э.
План урока.
Актуализация. Мотивация.
У: Ребята, урок математики:
За парты тихо сели
На меня посмотрели
И работать захотели! Захотели???
Работать будем самостоятельно, слушать внимательно, учиться замечательно!
У: - Запишите число, в котором 8 сотен, 5 десятков, 2 единицы;
Дети записывают в тетрадь числа
У: - Переставьте цифру 5 в числах так, чтобы она занимала места разряда сотен и единиц;
Дети записывают в тетрадь числа:
852, 582, 825, 528, 285
У: А теперь добавьте ряд еще 3 числами из данных цифр, допишите;
Дети записали: 852, 582, 825, 528, 258, 285
У: Что общего во всех числах?
Д: все числа трехзначные.
У: Чем они отличаются и от чего это зависит?
Д: количеством. От места цифры в числе.
Проблематизация.
У: Образуйте одно число так, чтобы в записи числа каждая цифра повторялась 2 раза.
Д: 528258 и т.д.
У: теперь всё проверяем.
У: Что вы можете сказать о последнем числе?
Д: в записи числа цифр больше, чем три.
У: Как вы думаете, могут ли в составе числа 528258 все цифры повторяться 2-3 раза?
Д: да, могут.
У: сколько раз могут повторяться эти цифры?
Д: много раз.
У: Как бы вы тогда называли такие числа?
Д: многозначные числа.
У: Сравните числа 528 и 835 253, какое число легче прочесть?
Дети отвечают.
У: Что нужно делать, чтобы читать и записывать многозначные числа правильно? Может быть мы не знаем каких-то правил?
Дети отвечают.
Определение темы и целей урока.
У: Поразмышляйте, какова тема сегодняшнего урока?
Д: ответы.
У: открываем учебники и читаем тему урока?
Д: многозначные числа. Разряды и классы.
У: Чему вы должны научиться на уроке?
Д: Читать и записывать многозначные числа, составлять из заданных цифр многозначные числа, делить числа на разряды и классы.
У: Проверьте цели по листу достижений.
Критерии оценивания
У: Как мы поймем, что достигли поставленной цели урока?
Ответы детей: научимся правильно читать, записывать многозначные числа, составлять их, делить на разряды и классы, читать многозначные числа из таблицы разрядов и классов, решать задачи с многозначными числами.
У: Чтобы мы видели, как идет наша работа, мы будем заполнять лист достижений.
№
Проверяемые элементы содержания
Оценивание («+» - умею, «-» - не умею, «?» - затрудняюсь)
1
Уметь читать многозначные числа
2
Уметь записывать многозначные числа
3
Уметь делить числа на разряды и классы
4
Уметь из заданных цифр составлять многозначные числа.
Планирование
Для достижения цели мы будем работать по следующему плану:
Вспомнить порядок записи разрядов в трехзначных числах.
По таблице разрядов потренироваться составлять числа, большие чем трехзначные.
По таблице разрядов и классов тренироваться в делении многозначных чисел на разряды и классы, и записи их в таблицу.
Подвести итоги.
Определить, над чем работать дальше.
Работа по плану
У: Приступим к работе по нашему плану. Ребята, давайте вспомним порядок записи цифр в составе трехзначного числа.
Д: Запись трехзначного числа начинается с записи сотен, затем пишутся десятки, а последний разряд – разряд единиц.
У: на какой строчке записано число 765? От чего зависит значение каждой цифры в числах, приведенных в таблице? (таблица размещается на доске)
Разряд сотен
Разряд десятков
Разряд единиц
5
6
7
6
5
7
7
6
5
Д: Дети отвечают.
У: Работаем над таблицами в учебнике на странице 61.
II класс – класс тысяч
I класс – класс единиц
Разряд сотен тысяч
Разряд десятков тысяч
Разряд единиц тысяч
Разряд сотен
Разряд десятков
Разряд единиц
1
0
0
0
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
2
5
6
3
2
6
Вопрос: Какие разряды нужны для записи четырехзначных, пяти- и шестизначных чисел? (от тысячи и более) Ответьте по таблице.
Д: Разряд единиц тысяч, разряд десятков тысяч, сотен тысяч
У: Какой класс они составляют?
Д: Второй класс – класс тысяч.
У: В каких случаях нам нужны многозначные числа?
Д: Для счета огромного количества предметов.
У: Составьте вопросы к упражнению 1 из учебника, ответами на которые могут быть многозначные числа, в составе которого могут быть единицы трех классов.
Дети: Сколько человек проживает в России? Чему равны запасы золотого фонда России?
Работа в парах. На каждой парте лежат таблицы классов и разрядов.
Задание: Записать в таблицу многозначные числа. Самостоятельно.
1 256 327; 8 546 221; 908 325; 226 325 100;
IIIкласс – класс миллионов
II класс – класс тысяч
I класс – класс единиц
Разряд сотен миллионов
Разряд десятков миллионов
Разряд единиц
миллионов
Разряд сотен тысяч
Разряд десятков тысяч
Разряд единиц тысяч
Разряд сотен
Разряд десятков
Разряд единиц
Дети работают в парах самостоятельно. Работы проверяются. Обсуждаются возникшие трудности.
Физминутка.
Как живешь?
Как живешь? Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? Вот так! (Согнуть руки в локтях и сделать движения при беге.)
Ночью спишь? Вот так!(Руки под щеку, нагнуть голову.)
Как берешь? Вот так! (Ладонь в кулачок.)
А даешь? Вот так! (Ладонь раскрыть.)
Как молчишь? Вот так! (Прикрыть рот ладонями.)
А грозишь? Вот так! (Погрозить соседу пальчиком.)
Контролирующее задание. Работа по вариантам. Выполняем самостоятельно. На доске указаны задания для каждого варианта. Запишите числа, в которых:
I вариант
а) 3 ед. III класса 241 ед.II класса 500 ед.I класса;
б) 11 ед.IIIкласса 7 ед.II класса 5 ед. I класса;
в) 353 ед.II класса 220 ед. I класса.
II вариант
а) 5 ед. III класса 715 ед.II класса 114 ед.I класса;
б) 74 ед. I
·IIкласса 18ед.II класса 3ед. I класса;
в) 804ед.II класса 500 ед. I класса.
После выполнения задания ученики проводят взаимопроверку, после взаимопроверки проводится проверка учителем с помощью документ-камеры.
Подведение итогов.
Дети заполняют листы достижений. Выясняются непонятные моменты. Учитель фиксирует недочеты для дальнейшей отработки.
№
Проверяемые элементы содержания
Оценивание («+» - умею, «-» - не умею, «?» - затрудняюсь)
1
Уметь читать многозначные числа
2
Уметь записывать многозначные числа
3
Уметь делить числа на разряды и классы
4
Уметь из заданных цифр составлять многозначные числа.
Рефлексия.
У: Давайте вернемся к цели урока, какую цель мы сегодня ставили перед собой?
Д: Научиться записывать, читать, составлять числа большие, чем трехзначные.
У: Удалось ли нам достичь эту цель?
Ответы детей.
У: Что было наиболее интересным?
Ответы детей.
У: Что было наиболее трудным?
Ответы детей.
У: Кто, по-вашему, усвоил тему очень хорошо и сможет вам помочь?
Ответы детей.
Перспектива.
У: Давайте выясним по какой причине новая тема вызвала затруднения?
Дети, у которых были трудности с данной темой, называют свои причины.
У: На каком этапе работы над многозначным числом - запись, деление на разряды и классы, чтение многозначного числа, возникали трудности.
Ответы детей.
У: Как вы думаете, какие пути решений возможны ?
Д: Тренировочные упражнения на следующих уроках, занятия дома.
У: Домашнее задание:
дети, в листе поощрения имеющие один минус и более выполняют задание 5, а также №4.
Остальные дети выполняют задание №5, №6, а также готовят очерк «О России в цифрах».
5. Самоанализ урока математики.
Тип урока – урок открытия нового знания.
Деятельностная цель – научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, терминов.
Содержательная цель – сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Вид урока – проблемный урок.
На этапе актуализации и мотивации реализуются:
познавательные УУД:
- ориентируются в своей системе знаний;
- перерабатывают полученную информацию;
коммуникативные УУД:
- слушают других;
- принимают другую точку зрения;
- готовы изменить свою точку зрения.
На этапе проблематизации реализуются:
регулятивные УУД:
-обнаруживают и формулируют учебную проблему;
познавательные УУД:
- самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения задачи урока
коммуникативные УУД:
- сотрудничают в определении учебной проблемы;
На этапе целеполагания реализуются :
- регулятивные УУД:
-формулируют цели урока после предварительного обсуждения;
коммуникативные УУД:
- оформляют свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
На этапе «критерии оценивания» и на этапе планирования развиваются:
личностные УУД:
- стремятся максимально объективно оценивать свои собственные возможности и планируемые результаты своей работы;
- нацеливают себя на работу по ранее выработанному алгоритму;
регулятивные УУД:
- составлять план решения проблемы вместе с учителем;
На этапе «Работа по плану» реализуются:
регулятивные УУД:
- работают по плану, сверяют свои действия с целью, и, при необходимости, исправляют свои ошибки с помощью учителя.
познавательные УУД:
- преобразовывают информацию из одной формы в другую: представленную информацию в виде текста, схемы, таблицы;
На этапе подведения итогов реализуются личностные УУД:
- учатся анализировать изученный материал, оценивать личный результат;
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
На этапе рефлексии развиваются:
личностные УУД:
- уметь анализировать проделанную работу, качество изучения материала;
- уметь рассуждать, чья работа была наиболее эффективной.
На этапе «перспективы» реализуются познавательные УУД:
- самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения имеющихся проблем;
- перерабатывать полученную информацию, извлекать новые факты.
Запишите число, в котором 8 сотен, 5 десятков, 2 единицы. При выполнении данного задания ученик анализирует представленную информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую (познавательные УУД).
Сравните числа 528 и 835 253. Данное задание нацелено на развитие таких способностей учащегося как анализ предложенных чисел для дальнейшего сравнения, предполагает сравнение данных чисел и обозначение отличий чисел. Таким образом предложенное задание нацелено на развитие регулятивных и познавательных УУД.
Задания на запись многозначных чисел в таблицу и задания на запись числа (3 ед. III класса 241 ед.II класса 500 ед.I класса ) ориентирует ученика на преобразование информации из одной формы в другую, на переработку полученной информации, то есть формирует познавательные УУД.
Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, учебно-дискуссионный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, документ-камера, таблицы классов и разрядов, листы оценивания.
Данный урок построен по принципам системно-деятельного подхода, все этапы урока последовательны, взаимосвязаны, вместе с тем на каждом этапе ученик сопоставляет текущие действия с поставленной целью урока, добывает новые знания, опираясь на имеющиеся.
В рамках данного урока реализуются технология уровневой дифференциации (домашнее задание), технология , основанная на создании учебной ситуации, технология, основанная на реализации исследовательской деятельности, здоровье-сберегающая технология.
13PAGE 15
13PAGE 14715
15