открытый урок по русскому языку Смысловые группы наречий
Урок русского языка в 3 классе на тему «Правописание приставок и предлогов»
Выполнила Лузянина Н.С.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района
Республики Тыва
Структура урока
1. Орг. момент.
2. Чистописание.
3. Устная работа.
4. Словарно-орфографическая работа.
5. Блиц-опрос.
6. Физкультминутка.
7. Работа в паре.
8. Самостоятельная работа.
9. Индивидуальная работа.
10. Работа в паре.
11. Рефлексия.
12. Домашнее задание.
Тема урока:
«Правописание приставок и предлогов»
Цели: добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических умений, научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал.
учебник В. П Канакина «Русский язык» 3 класс, презентация «Правописание приставок и предлогов»,раздаточный материал.
Ход урока
I. Орг. момент. Какое у вас настроение? Помните, только с хорошим настроением любая работа спорится, любое дело делается. Улыбнулись друг другу! Садитесь!
Сегодня на уроке нам предстоит сделать много работы.
Что нам необходимо, чтобы справиться с заданиями? (Быть активными, внимательными, дружными). Первый ( слайд 1)
II. Актуализация знаний.
Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
(Следим за посадкой при письме)
Чистописание.
На доске слова: от, к, за, для, про, с, по, кроме.- Ребята, посмотрите внимательно. Что написано? (предлоги и приставки). Где приставка, где предлог? Кто бы нам понять помог? На какие 2 группы их можно разделить? (в 1 группе будут те, которые могут быть и приставками и предлогами от, за, про, с, по, а во 2 группе только с предлогами к, для, кроме). В качестве чистописания, в первую строчку запишите приставки, которые могут быть и предлогами. Напишите до конца, чередуя. Устно составьте примеры с данными приставками.
На вторую строку, чередуя предлоги до конца строчки.
- (слайд 2)
III. Мотивация.
IV. Самоопределение к деятельности.
Упражнение на правописание предлогов и приставок. Устная работа.
Я правило бубня под(нос), в альбоме рисовал (под)нос.
Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.
Лексическое значение слов: Бубнить (говорить быстро, монотонно)
Поднос (металлический или из другого твёрдого материала плоскость, лист загнутыми краями), для переноса посуды.
Досада (чувство раздражения, обиды)
Чем отличаются приставки от предлогов? С какой частью речи дружат приставки?
IV. (слайд 3)
- Cловарно-орфографическая работа.
На доске записаны словосочетания:
(до)ехал (на) собаку
(по) бежал (до) деревни
(под) полз (по) дороге
(на)кричал (под)машину
- (слайд 4) Проверка.
Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1. Можно разделить на словарные слова и не словарные.
2. На глаголы и существительные.
3. На слова с приставками и слова с предлогами.
Беседа:
- Назовите слова с приставками? ((до)ехал, (по)бежал, (про)читал, (про)читал, (под)полз (на)кричал
- Докажите, обоснуйте свой ответ. (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)
4. Блиц опрос.
-Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)
- Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (до города, по дороге, про вокзал, под вагон, на собаку)
- Докажите, обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом существительным можно вставить вопрос или другое слово)
- Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении)
- Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется отдельно)
- Ребята посмотрите внимательно на словосочетания. Какие ещё орфограммы «спрятались» в словах. (безударная гласная в корне слова; правописание приставок( по, на, под, до, про; словарные слова ) непроверяемые.
-А как написать такие слова без ошибок? (гласную в приставке надо запомнить, а безударную гласную в корне надо проверить, подобрав однокоренное слово с ударением на эту гласную).
- Спишите словосочетания.
- Подчеркните предлоги и выделите приставку. Подчеркните буквы, которые вставили. ( Взаимопроверка по слайду). Задаём вопросы: какая орфограмма в слове побежал?
4.Физминутка для глаз.
- (слайд №5)
IV. Работа в паре.
Дети получают карточки, на которой пропущены слова. Вы вместе со своим соседом по парте вписываете недостающие слова.
Прочитайте предложения. На месте пропусков допишите предлоги и приставки. Предлоги подчеркнуть, приставки выделить.
______води дело до конца.
Тропинка ___ пускалась _______ горы.
Папа __шёл _____ работы.
Ребята ______бежали __речку.
(слайд №6 )Карточка №2 ( индивидуальная работа)
VI. Исправь ошибки в тексте. Вставь пропущенные орфограммы.
- (Испеки, старуха, (из) муки колобок.- Муки нету.
- А ты (по) коробу (по)скр.би, (по)амбару (по)м.ти, вот и (на)берёшь муки ( на) колобок.
-К какому жанру литературы относится отрывок из текста?
Герои какой сказки ведут диалог?
Проверь правильность выполнения задания. Проверь
(по слайду № 7) IV. Работа в паре.
Дети получают карточки, на которой пропущены слова. Вы вместе со своим соседом по парте вписываете недостающие слова.
Карточка № 1
Предлоги Приставки
1. Часть речи 1. Часть слова
2. Можно вставить вопрос 2. 2. Нельзя вставить вопрос или
другое слово другое слово
3. Не дружат с глаголами 3. Дружат с глаголами
4. Пишутся раздельно 4. Пишутся слитно
Проверка: пара, сидящая за партой, читает выполненную работу. Каждый свою часть. Весь класс слушает и проверяет, как сами работу выполнили. Оценивают себя светофорчиками.
V. Рефлексия.
Какую цель ставили? Выполнили её?
Смайлик зелёный или «!» - всё выполнено верно, материал усвоен хорошо.
Смайлик жёлтый или «+» - есть незначительные ошибки, неточности, но в целом всё верно.
Смайлик красный или « -« - есть много ошибок, материал не понят, нужна помощь.
VI. Итог урока.
Домашнее задание по уровням: I-в – Придумать и записать словосочетания с предлогами и приставками. II- в – Придумать и записать предложения с приставками и предлогами. Самоанализ урока.
Форма обучения – урок.
Тип урока: обобщение знаний.
Урок в 3 классе начался с приветствия, что позволило настроиться на позитивную работу учащихся. Минутка чистописания проводилась несколько иначе. Это разнообразило работу. Все упражнения были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков различать предлоги и приставки, постоянно внимание детей было направлено на повторение и закрепление данной темы. Это и упражнение на дифференциацию предлогов и приставок, упражнение показало, что дети научились распознавать и отличать их, а также могут грамотно объяснить и привести доказательства правильного написания. Показали знания лексического значения слов. Словарная работа была также разнообразна, учащиеся повторили слова, изученные на прошлых уроках. И блиц-опрос имел свою определённую цель – это проверка усвоения материала, проводилась в виде фронтального опроса. Вопрос – ответ позволяет детям концентрировать внимание с напряжённой работой мозга. Это своего рода тренинг или гимнастика для ума. Аналогичные задания дети получали с индивидуальными карточками, что позволило проверить, как усвоен данный материал. В задании: « Исправь ошибки в тексте и вставь пропущенные орфограммы», учащиеся вспомнили жанр литературы, к которому относится данный отрывок, записанный на карточке. Для снятия напряжения проведена физкультминутка. Упражнения нацелены, прежде всего, для снятия усталости глаз. Дыхательное упражнение позволило выполнить кислородную недостаточность при сидячей работе.
Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют доказывать и объяснять правописание предлогов и приставок, называть их отличительные признаки.