Урок русского языка на тему Наречие как неизменяемая часть речи (7 класс)


Северо-Казахстанская область
район имени Габита Мусрепова
Чистопольская средняя школа
Урок
русского языка по теме:
«Наречие как неизменяемая часть речи»
7 класс
Учитель: Стрекозина Татьяна Алексеевна
Урок-презентация
Тема: Наречие как неизменяемая часть речи
Цель: обеспечение усвоения учащимися основных грамматических признаков наречия.
Задачи: 1).формировать умение определять общее значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить наречия в тексте; 2).развивать устную речь, учить строить связные высказывания на грамматическую тему; 3).спрсобствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика, воспитывать положительное отношение к знаниям.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-презентация.
Оборудование: 1) Распечатанный для каждого ученика текст «Солнце»; 2) Рисунок «Дом наречий» на листе ватмана и надписи на отдельных листах к нему; 3)Карточки для каждого ученика «Подберите наречия к фразеологизмам»; 4)Загадки; 5)Эпиграф
Ход урока: 1. Введение в тему урока
Ребята, совсем недавно мы познакомились на уроках русского языка с особой, неизменяемой формой глагола. Как она называется? Признаки каких двух частей речи она объединяет? Назовите глагольные признаки у деепричастия. А признаки наречия? Молодцы! Сегодня на уроке начнётся наше знакомство с частью речи, о которой я вам загадаю загадку:
Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам меня на помощь пригласить.
Запись темы урока: Наречие.
2.Слово учителя: 1) Чтение эпиграфа к уроку: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка» (Луговской) 2) Поэт Луговской призвал нас любить и беречь родной язык. А можно ли полюбить часть речи или по крайней мере почувствовать к ней симпатию? Странный вопрос, не правда ли? Можно любить родных и друзей, тёплый летний день и футбол. Но любить наречие? Не торопитесь с ответом, ведь наречие с полным правом могло бы сказать о себе: «Не обходится без меня ни рассказ, ни диктант, я помогаю более точно охарактеризовать и предмет, и признак, и действие. Даже в словах Луговского они есть. Выпишите их в тетрадь (бережно, любовно, страстно). Писатель Максим Горький сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». Вот почему сегодня мы проведём урок-презентацию, давайте попробуем узнать побольше об этой удивительной части речи, а может быть, и полюбить её.
3.Изучение нового материала (презентация наречий)
1)Учитель: Мы пригласили на наш урок учёного-этимолога, который расскажет, откуда же в русском языке появилось это слово – НАРЕЧИЕ.
(Выступление этимолога)
Выступление этимолога
Этимология слова «наречие». Слово «наречие» уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И.Срезневского. При попытке определить этимологию этого слова выделяем корень реч-. Это слово в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи, глагола. Получаем на –реч (глагол) = «наречие», т.е. слово обозначает непосредственную связь между глаголом и наречием. Древние римляне эту часть речи называли  «адвербиум», = «приглаголие» (отличие мы видим только в приставке). Следовательно, древние учёные видели предназначение наречия в том, чтобы быть при глаголе, пояснять его.
2)Учитель: Ребята, вы обратили внимание на рисунок на доске? Это дом наречий. В ходе урока мы постараемся заполнить его, ответив на вопросы. А начнём со стихотворения «Дом наречий». Ваша задача: услышать, на какие вопросы отвечает наречие, к какой части речи чаще всего относится и что обозначает. Кто окажется самым внимательным?
(Ученица читает стихотворение «Дом наречий»)
Дом наречий
Дом наречий. Дом наречий.
Вход свободен. Нрав беспечен.
Здесь наречия живут,
В гости нас к себе зовут.
На вопросы отвечают,
Что глаголы задают:
Где? Зачем? Как? И Когда?
Вы Откуда? Вы Куда?
Отчего? Да Почему?
Да По какому случаю?
Признак действия – наречье.
- Мы глаголам не перчим.
Их вопрос, а наш ответ.
Так ведётся много лет.
Говорить? Легко и складно.
Спорить? Яростно, взахлёб.
Жить? Отважно, безоглядно.
И всегда идти вперёд.
Для чего он, дом наречий?
Чтоб глаголам не перечить,
Чтоб владеть родною речью.
Ты с наречьями дружи,
Будь здоров. И не тужи!
На рисунок прикрепляются надписи: «Самостоятельная часть речи», «Обозначает признак действия», «Отвечает на вопросы…»
3)Учитель: Но только ли к глаголам могут относиться наречия и только ли признак действия обозначают? Найдите в тексте на карточках наречия и выпишите их с теми словами, к которым они относятся, объясните орфограммы.
Солнце
Вот солнце к…снулось тихой воды у берега. Восх…дя всё выше, оно греет оголе…ую, озябшую землю. Я видел во…ход солнца десятки раз, и всегда передо мною рождался новый мир, по-новому красивый. Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само его имя.
Неожиданно наб…жала на небо тяж…лая туча, бросила взгляд исподлобья на солнце и закрыла его.
Выводы: 1)Наречия могут обозначать признак признака и даже признак предмета. 2)Наречия могут употребляться с глаголами, деепричастиями, прилагательными, существительными, а также с другими наречиями.
(На рисунок дома наречий крепятся соответствующие надписи).
4)Синтаксический разбор последнего предложения (оно заранее записано на доске).
Вывод: Синтаксическая роль наречия – обстоятельство, определение.
(на рисунок крепятся надписи)
5)Учитель: Измените в последнем предложении глагол-сказуемое НАБЕЖАЛА по временам, затем образуйте от него причастие прошедшего времени, затем деепричастие. Изменилось ли при этом наречие НЕОЖИДАННО? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Наречие – неизменяемая часть речи.
(На рисунок крепится надпись)
6) Обобщение: Чтение теоретического материала в учебнике (параграф 28, стр.87).
4.Закрепление изученного о наречии.
1. Учитель: В 6 классе мы с вами познакомились с устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами. Фразеологизмы можно заменить подходящими по смыслу наречиями. Работа в парах: Подберите к фразеологизмам наречия, соедините пары на своих карточках.
(Проверка выполнения)
1.Кот наплакал
2. За тридевять земель
3.Куры не клюют
4.Сломя голову
5. Спустя рукава
6. Ни свет ни заря
7. Пальчики оближешь
8. Рукой подать
9. Засучив рукава
10. Душа в душу Много
Плохо
Близко
Хорошо
Дружно
Мало
Рано
Далеко
Быстро
Вкусно
2.Вы все любите отгадывать загадки. А знаете ли вы, что во многих загадках используются наречия, именно они помогают отгадать загадки. Дифференцированная работа:
1 группа (Слабые): отгадайте загадки, выпишите из них наречия.
1.Отгадайте загадки, выпишите из них наречия:
Сверху – вниз, Стоит копна
Сверху – вниз! Посреди двора:
Влево, вправо повернись! Спереди вилы,
Много дела, но зато А сзади метла.
Будет чистое пальто. (корова)
(щётка)
Весной веселит, Всегда шагаем мы вдвоём,
Летом холодит, Похожие, как братья.
Осенью питает, Мы за обедом под столом,
Зимой согревает. А ночью – под кроватью.
(дерево) (сапоги)
В полотняной стране Его мы изредка встречаем
По реке Простыне на дороге,
Плывёт пароход Без палки ходит он, безглазый
То назад, то вперёд. И безногий.
А за ним такая гладь – Боится не собак, не кошек, не
Ни морщинки не видать! (утюг) коров, а кур и петухов (червяк)
2 группа (Сильные): составьте с 4-5 наречиями из загадок предложения.
(Проверка выполнения)
3.Ребята, что такое лексикон? Давайте проверим, насколько богат ваш лексикон. Игра «Кто больше?». Задание: К данным глаголам подобрать как можно больше подходящих по смыслу наречий.
1 ряд: Идти – (Быстро, медленно, прямо, назад, вперёд, вдаль…)
2 ряд: Писать – (Красиво, аккуратно, грамотно, правильно, быстро, по-английски…)
3 ряд: Одеваться – ( Красиво, модно, опрятно, безвкусно, нелепо, по-летнему…)
4.А знаете ли вы, что без наречий не обходятся не только загадки, но и пословицы и поговорки. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю. Ваша задача – на слух уловить наречия и выписать только их. Кто окажется самым внимательным и не пропустит ни одного наречия?
Выборочный диктант:
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
Дерево стремится вверх, а плод вниз.
Дальше положишь, ближе возьмёшь.
Всё трудно лишь сначала.
Откуда дым, оттуда и огонь.
С трудовыми руками нигде не пропадёшь.
Всякий совет хорош вовремя.
5. Ребята, вы уже убедились, какая это необходимая и важная для нас часть речи – наречие. О чём бы мы не говорили, без наречий нам никак не обойтись. Представьте себе, что вы являетесь корреспондентами нашей районной газеты «Новости Приишимья». Сейчас все вы отправитесь в творческую командировку.
1 группа получает задание составить небольшое описание утра одного из времён года, отбирая для этого из скобок подходящие наречия-эпитеты.
Задание для 1 группы: Составить описание утра
(Медленно, торжественно, спокойно) всходило солнце и (ярко, ласково, нежно, щедро, угрюмо, тускло) озаряло просыпавшуюся землю. По небу (легко, весело, тяжело, мрачно) плыли небольшие облака. Старый лес (радостно, задумчиво, сердито, глухо, таинственно) шумел. Берёзки (весело, радостно, задорно, уныло, печально) шелестят своими листочками. Как (хорошо, чудесно, тоскливо, грустно) утром в лесу.
2 группа напишет небольшое сочинение на тему: «На лыжах», используя опорные слова-наречия. Можете использовать не все наречия, а можете добавить свои.
Задание для 2 группы
Опорные слова: Однажды, заранее, вокруг, сначала, влево, вперёд, издалека, осторожно, медленно, уверенно, неуклюже, снова, неожиданно, довольно хорошо, понемногу, засветло3 группа работает в отделе рекламы и объявлений. Сочините своё объявление или рекламу, используя как можно больше наречий. Можете отнестись к этому заданию с юмором.
Зачитываются работы из каждой группы (по 1-2)
5.Работа по культуре речи.
Учитель: Вот и подходит к концу наша презентация удивительной части речи – наречия. Ещё на нескольких уроках мы будем подробнее знакомиться с нею, вы узнаете ещё много нового и интересного о наречиях. Человек грамотный, владеющий литературной речью, дружит с наречиями, никогда не позволяя себе употреблять их кое-как, бездумно. И тогда наречия отвечают ему тем же. Они делают его речь более точной, выразительной. Тому же, кто пренебрежительно относится к наречиям, швыряется ими налево и направо, они наносят удары, способные серьёзно изувечить его устную и письменную речь. Послушайте сообщение_____________________________ «Увечья от наречий».
Сообщение 1 ученика
«Увечья от наречий»
Всем известно наречие «сильно» и связанные с ним сочетания: «сильно ударить», «сильно нажать», «сильно затянуть», не вызывающие никаких сомнений. Однако если это наречие, как это бывает сплошь и рядом, употреблять в сочетании с глаголами, которые не могут обозначать сильную или слабую степень действия, то получается весьма неприглядная картина, например: «Подготовка к экзаменам за последние годы сильно улучшилась» (вместо «намного» или «в значительной степени»).
Ничего хорошего не сулит нам наречие «крепко», если без конца совать его в те места, где должны звучать такие нужные и незаменимые слова, как «сильно», «отлично», «твёрдо», «глубоко» и т.п. Например, «крепко ушибся» (вместо «сильно» ), «крепко позавтракал» (вместо «хорошо»), «крепко разбирается в этом вопросе» (вместо «глубоко» или «тонко»). Люди, поступающие таким образом, не учитывают или не знают, что в литературном языке употребление наречия «крепко» принято только по отношению к мыслям и чувствам человека, к степени их проявления («крепко скучаю», «крепко сомневаюсь», «крепко задумался» и2 ученик читает стихотворение Вадима Шефнера «Устная речь»
Устная речь
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Дачи, джинсы, слайды, платья…
Ценам, цифрам – несть конца,
Отвлечённые понятья
Улетучиваются.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Вадим Шефнер.
6. Оценки: Какие оценки и кто заслужил на сегодняшнем уроке? Оцените своих товарищей.
7.Домашнее задание. Параграф28, определение в рамке выучить.
1 группа: упражнение № 168 (выписать наречия со словами, к которым они относятся, задать к наречиям вопросы)
2 группа написать сочинение-миниатюру на тему: «Что я буду делать после школьных занятий». Условие: включить в сочинение не менее 8-10 наречий
Спасибо всем за урок!