Технологическая карта к уроку по русскому языку на тему Окончание. Его основная функция и отличие от других частей слова 2 класс
Технологическая карта урока
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 8 муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Уривская Елена Александровна
Тема: Окончание. Его основная функция и отличие от других частей слова.
Тип:
Целевые установки: Дать представление о том, что у слова есть форма, и она может изменяться. Дать понятие об окончании как изменяемой части слова, о его роли в речи. Научить выделять (определять и обозначать) окончание в слове, правильно употреблять окончание в простейших случаях.
Основное содержание: слово, значение слова, форма слова, части слова, окончание
Планируемые результаты:
Предметные:
Иметь представление о слове, как о двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму и значение.
Образовывать однокоренные слова и изменять форму слова
Называть части слова, в том числе и окончание, находить и обозначать его.
Объяснять роль окончания в речи.
Правильно употреблять окончания
Метапредметные:
Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, решать ее в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Вычленять проблему: что узнать и чему научиться на уроке
Планировать свои действия, проверять правильность результата и корректировать его в случае необходимости.
Делать выводы, подводить итог, оценивать результат своей работы
Использовать знаково-символические средства
Работать с моделями и схемами
Устанавливать причинно-следственные связи
Личностные:
Понимать значение речи для общения. Осознавать необходимость свободного грамотного владения языком для успешного общения.
Осознавать потребность обращения к справочной литературе как необходимое условие общей культуры.
Умение уважать чужое мнение но и отстаивать свою точку зрения и приводить доказательства.
Межпредметные связи: окружающий мир, изо, литературное чтение
Ресурсы урока:
Для учителя:
Учебник: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык 2 класс (стр. 66-67 № 88 – 91) Электронное приложение к учебнику. Толковый и орфоэпический словари.
Для учащихся:
Учебник: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык 2 класс (стр. 66-67 № 88 – 91)
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
1 этап Мотивация к познавательной деятельности
Проводит беседу, задает вопросы на повторение об изученных частях слова (корень, приставка, суффикс).
Предлагает детям разобрать по составу слово, в котором есть еще неизученная часть - окончание
Отвечают на вопросы об изученных частях слова (корень, приставка, суффикс).
Разбирают слово и сталкиваются с тем, что есть еще незнакомая им часть слова.
Делают вывод о том, что сегодня познакомятся с новой частью слова, научатся ее выделять, правильно употреблять
2 этап Актуализация необходимых знаний (учебно-познавательная деятельность)
Организует наблюдение за изменением формы слова весна за тем, как связаны слова в предложении на тексте упражнения № 88
Подводит учеников к выводу о том, что слова весне, от весны – это формы одного и того же слова, а не разные слова.
Читают текст упражнения, восстанавливают пропущенные части в словах (весне, от весны).
Делают вывод о том, что это разные формы слова, а значение одно и то же.
Читают слова Совенка о роли этой части слова в предложении (помогает связать слова по смыслу)
3 этап Организация познавательной деятельности (преобразующая деятельность)
Организует восприятие новой информации по электронному приложению к учебнику.
Подводит детей к пониманию того, что грамотное употребление окончаний может вызывать трудности, которые поможет разрешить обращение к словарю.
Обращает внимание детей на орфоэпический словарик в конце учебника.
Предлагает детям исправить деформированный текст в упражнении № 89
Наблюдают за тем, как найти и выделить в слове окончание. Знакомятся с правилом об окончании.
Образовывают формы множественного числа от слов в единственном числе: стол - столы, стул – стулья, водитель- водители, учитель - учителя, директор –директора.
Находят в Словарике пары слов: договор – договоры, столяр – столяры, шофер – шоферы.
Списывают текст и упражняются в правильном употреблении окончания
4 этап Подведение итогов (контрольно-оценочная деятельность)
Организует беседу о том, какие новые знания получили дети на уроке, насколько уверенно они могут использовать полученные знания для самостоятельной домашней работы. Объясняет домашнее задание (№ 90)
Формулируют правило (и проговаривают его в парах): окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Приводят свои примеры слов и выделяют в них окончания.
Проводят самооценку с помощью карточек-смайликов.
15