Эссе «Мотивация персонала: что, кроме денег».
Эссе
«Мотивация персонала: что, кроме денег».
МБОУ Николаевская средняя школа расположена в селе Николаевка Зейского района, по улице Ключевая,1. Стоит среди белых берез, а рядом протекает веселый ручей. В школе обучается 74 обучающихся из трех сел: Александровки, Березовки и Николаевки; работают 17 учителей. Здание школы новое, построено на месте сгоревшей в 2004 году. Есть свой гимн, Устав, своя детская организация. В этом году школа получила лицензию для обучения группы дошкольного образования. Дошкольное учреждение было в 2014 году присоединено к школе.
Я в данной школе начинала работать учителем начальных классов , затем учителем математики, а с 1986 года была назначена заместителем директора по учебно –воспитательной работе. Директором школы работаю с 1992 года. Родилась я и выросла в Амурской области. В 1977 году окончила Благовещенское педагогическое училище № 1 и получила специальность
«учитель начальных классов», в 1983 году окончила Благовещенский государственный педагогический институт физико – математический факультет. И вот уже 29 лет я на руководящей должности. За годы работы в качестве директора школы я овладела многими методическими тонкостями процесса управления. В основе моей работы положен принцип научно-практической разумности. За время работы в должности директора проявляю большой интерес к теории управления и к тем достижениям, которые помогают оптимизировать управление современной школой.
Управление школой – научно обоснованные действия администрации, педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и обучающихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.
Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от способности создания необходимых условий для внедрения НОТ в школе, от взаимоотношений, сложившихся в коллективе, от активности преподавателей и обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Наша школа одна из первых в Зейском района перешла на самостоятельное финансирование. Есть свои плюсы и минусы. Одна из первых в Зейском районе перешла на НСОТ.
Школа как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входит директор, его заместители. В состав управляемой подсистемы входят педагогические работники, обучающиеся, обслуживающий персонал.
Успех управления при системном подходе зависит от:
-планирования работы школы,
-расстановки кадров,
-стимулирование на высокие показатели работы.
-налаживания системы оперативной информации внутри школы и эффективности обратной связи,
-глубины и всесторонности педагогического анализа и своевременной помощи с целью предупреждения или ликвидации недостатков,
-создания условий для внедрения НОТ в практику работы сотрудников и обучающихся, наличие необходимого психологического микроклимата в коллективе,
-квалификации и опыта руководителя школы и педагогического состава.
Работая в должности директора 23 года выделяю следующие задачи управленческой деятельности:
-в педагогическом плане – изучение проблемы, работа по выполнению плана, развитие основных образовательных компетентностей и формирования ценностного отношения к жизни;
-в медико-психологическом плане – укрепление физического и психического развития личности, внедрение здоровьесберегающих технологий;
-в культурологическом плане – создание условий для приобщения к культуре и активному творению, воссозданию культурного образа жизни, воспитание успешной личности;
-в социальном плане – создание условий для становления личности, умеющей решать жизненные проблемы с позиций нравственности, ориентируясь на знание технологий, стимулирование на высокие показатели работы.
Возвращаясь к конкурсной теме можно отметить, что в наше время директора школы и я в том числе считаю, что деньги являются главным инструментом воздействия на мотивацию персонала школы педагогического, обслуживающего. Не все работники могут работать без денег. Деньги всегда стимулировали работников к повышению производительности труда, а педагогов к качеству обучения. Мы всегда придерживались мнения, что зарплата также должна решать очень важные задачи по привлечению и удержание творческих работников.
Для лучшего понимания тех задач, которые приходится решать для повышения мотивации работников к труду, надо взглянуть на ситуацию глазами самого работника. В каком случае у него появляется искреннее желание максимально полно использовать в работе свои знания, профессиональные навыки и опыт? Когда он готов работать напряженно, с полной самоотдачей? Очевидно, это желание возникает лишь в том случае, если работник видит тесную связь своих личных интересов (карьерные цели, получение признания и уважения, материальное благополучие, уверенность в завтрашнем дне и др.) с той работой, которую он выполняет в школе. Эти обязательства переживаются работником как искреннее стремление к добросовестной работе в интересах учреждения.
Сегодня, когда идёт сокращение дошкольных учреждение, присоединений к школам, сокращение штатов в самих образовательных учреждениях всё чаще встаёт вопрос о нематериальной, а точнее неденежной мотивации к стимулированию работников. И использование нематериальной мотивации всё больше вживается в мою практику работы директора. Отрабатывается уже своя система, свой подход к стимулированию работников. К неденежной мотивации относятся: грамоты, дипломы, благодарственные письма, значки отличия, работа учителя на самоконтроле, привлечение работника и участия в управлении, расширение зоны ответственности, атмосфера в коллективе, обучение и т.д. Главное преимущество нематериальных стимулов состоит в том, что внедрение большинства из них стоит дешевле оплаты труда или вовсе бесплатны, а воздействуют на работника не хуже, а иногда и лучше зарплаты.
Я бы выделила основные моменты системы нематериальной мотивации:
*привлечение творческих работников;
*повышение производительности труда;
* совершенствование организации труда;
* предоставление дополнительных отпусков в каникулярный период за высокие результаты труда;
* вовлечение персонала в процесс управления;
*дополнительные мотивации: грамоты, дипломы, благодарственные письма, значки отличия, работа учителя на самоконтроле, привлечение работника и участия в управлении, расширение зоны ответственности, атмосфера в коллективе, обучение, которые позволяют повышение авторитета в глазах других работников, определяют социальный статус работника, влияние на удовлетворенность работой.
Я считаю, что забота о своих работниках – одна из первостепенных обязанностей любого директора общеобразовательного учреждения. Главным условием нематериального стимулирования работников школы -это человеческое отношение к каждому работнику. Здесь я могу рассчитывать на эффективную работу и признательность коллектива. Особое внимание уделяю публичному признанию успехов своих работников: благодарность, сказать спасибо, похвалить за творческую работу на педагогическом совете, управляющем совете этого дорого стоит. За последние три года 70% работников получили почетные грамоты Министерства образования и науки Амурской области. На 60-летнем юбилеи школы 100% работников получили Почетные грамоты главы администрации Зейского района, почётные грамоты грамоты отдела образования администрации Зейского района, благодарственные письма администрации МБОУ Николаевская СОШ. Не упускаю случая, спросить совета у опытных педагогов это помогает работнику почувствовать свою значимость и моё уважение к нему.
Провожу ежедневную работу по мотивации работников:
Всегда обращаюсь к каждому работнику по имени и отчеству;
Не забываю сказать"Спасибо";
За выполненную творческую и значимую работу предоставляю оплачиваемые отгулы в каникулярное время;
Объявления письменные делаю оригинально и необычно;
Заседания педагогического совета провожу в различных формах, что даёт стимул для плодотворной работы;
Стараюсь встречаться с работниками, с которыми обычно не имею возможности общаться чаще (особенно со сторожами).
Итогом работы по нематериальной мотивации увеличилось число участников педагогов в районных, областных, всероссийских конкурсах(АРТ –талант 6 педагогов, КЛИО "Урок русского языка с использование ИКТ" -4 педагога, Творческий конкурс мастер классов "Пример для подражания» -6 педагогов, КЛИО Конкурс "Лучший классный урок - Основы противодействия терроризму и экстремизму"-2 педагога, региональный конкурс «Урок по электробезопасности» -1, КЛИО Конкурс "Лучшая презентация по ОСЭ»-1 и т.д.
Лучшей похвалой для меня стали слова одного из работника школы: "Вы, Людмила Александровна непредсказуемый человек. В лучшем смысле этого слова". В школе нет текучки кадров. 20% педагогических работников имеют только одну запись в трудовой книжке: принята в Николаевскую школу учителем....