Элективный курс по русскому языку
Элективный курс
Предмет - русский язык
Тема. Сочинения различных жанров.
9 класс (профильное образование)
Аннотация
Представленный сборник содержит элективный курс по русскому языку «Сочинения различных жанров».
Элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного образования и направлен на углубленное изучение русского языка.
Расширяя базисный план, представленные материалы совершенствуют умения по написанию сочинения.
Занятия имеют практическую направленность.
Пособие поможет учителям русского языка и литературы в организации
профильного обучения учащихся.
Введение
Курсы позволят учащимся 9 класса развить навыки устной и письменной речи, повысить речевую культуру, обобщить и углубить знания, получить дополнительную подготовку к экзаменам по русскому языку, в том числе и в формате ЕГЭ.
Изучение русского языка выполняет задачу предварительной профессиональной ориентации старшеклассников, особенно тех, кто планирует выбрать профессию, связанную с филологией.
Курсы предусматривают различные формы организации деятельности учащихся: семинары, практикумы, осуществление исследовательской деятельности, работу с критической, художественной и справочной литературой.
Рекомендованы различные виды контроля уровня подготовки учащихся: текущей, итоговой, цель которых определить степень надежности полученных знаний и навыков.
Пояснительная записка
Написать любой текст, в том числе школьное сочинение, вне жанра невозможно. Традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно - критической статьи, хотя многие считают его самостоятельным жанром.
По всей видимости, сочинение можно писать в различных жанрах прозы, при этом сохраняется специфика школьного упражнения.
Наиболее приемлемым для сочинения жанрами являются литературно -критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие. Все они могут быть написаны как на литературную, так и на публицистическую тему.
Работа над сочинениями различных жанров воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Такие сочинения более самостоятельны и разнообразны.
Цель курса:
-знакомство с сочинениями различных жанров;
-развитие устной и письменной речи;
-повышение интереса к языку.
Задачи:
-ознакомление с особенностями сочинений различных жанров;
-формировать культуру речи;
-осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Учащиеся, изучающие данный курс, должны
ЗНАТЬ:
--своеобразие жанров;
--основные критерии оценивания сочинений;
--объем сочинения;
--основные композиционные части сочинения;
--абзацное членение текста;
УМЕТЬ:
--выяснять своеобразие жанра, осваивать теорию;
--читать и обсуждать художественное произведение и литературную критику различных жанров;
--сравнивать статьи разных авторов, посвященных одному произведению;
--составлять примерные вопросы, помогающие освоить жанровую специфику художественного произведения или литературной критики;
--составлять примерные вопросы, помогающие написать работу в определенном жанре;
--выполнять письменные работы и их анализировать.
Содержание программы
Введение. (1ч.) Сочинения различных жанров. Требования к сочинению. (1ч.)
Тема 2. (2ч.) Лекция. Жанры литературной критики. Критическая статья. (1ч.)
Семинар. Сравнительный анализ статей: статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» и статьи В.Г.Белинского «Горе от ума». (1ч.)
Тема 3. (2ч.) Лекция. Что такое рецензия. Основные виды рецензии. (1ч.)
Самостоятельная работа. Сочинение - рассуждение. (1ч.)
Тема 4. (2ч.) Лекция. Что такое эссе. Эссеисты. (1ч.)
Самостоятельная работа. Сочинение - эссе. (1ч.)
Тема 5. (2ч.) Лекция. Что такое очерк. Очеркисты. Разновидности очерка. (1ч.)
Семинар. Разновидности современного очерка. (1ч.)
Тема 6. (2ч.) Лекция. Что такое дневник. (1ч.)
Самостоятельная работа. Сочинение. (1ч.)
Тема 7. (2ч.) Лекция. Что такое путешествие. Разновидности путешествия. (1ч.)
Самостоятельная работа. Сочинение - рецензия на сочинение. (1ч.)
Тема 8. (2ч.) Лекция. Жанр письма. (1ч.)
Самостоятельная работа. Сочинение «Послание другу». (1ч.)
Тема 9. (2ч.) Лекция. Что такое интервью. (1ч.)
Семинар. Вариативные творческие задания. (1ч.)
Тема 10. (2ч.) Лекция. Что такое репортаж. Специфика газетного жанра. (1ч.)
Семинар. Обсуждение репортажей учащихся. (1ч.)
Тема 11. (1ч.) Итоговое занятие.
№ п.п.
Тема
Количество часов
Виды деятельности учителя и учащихся
Форма контроля
1.
Введение. Сочинение различных жанров. Требования к сочинению.
1
Лекция
Сочинение- рассуждение «Секрет счастья».
2-3.
Литературно-критическая статья.
2
Лекция
Семинар (Работа с критическими статьями)
Семинар
4-5.
Рецензия.
2
Лекция
Практическая работа (Сочинение- рассуждение)
Сочинение
6-7.
Эссе.
2
Лекция
Практическая работа (Сочинение)
Сочинение
8-9.
Очерк.
2
Лекция
Семинар
Семинар
10-11.
Дневник.
2
Лекция
Практическая работа (Сочинение)
Сочинение
12-13.
Путешествие.
2
Лекция
Сочинение- рецензия
Сочинение- рецензия
14-15.
Эпистолярный жанр.
2
Лекция
Практическая работа (Сочинение)
Сочинение
16-17.
Интервью.
2
Лекция
Семинар
Семинар
18-19.
Репортаж.
2
Лекция
Семинар
Семинар
20.
Итоговое занятие.
1
Зачет
Тематическое планирование
15